Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лидер и карьера» (социально-педагогическая направленность)
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
г.Калачинска Омской области «Центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор БОУДО «ЦДТ»
от « __ » _________ 20___г. ___________Ж.А.Соловьева
Протокол №________ « __ » _________ 20___г
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Лидер и карьера»
(социально-педагогическая направленность)
Возраст воспитанников: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Викулова Н.В.,
педагог дополнительного образования
г.Калачинск, 2018 год
Пояснительная записка
Социально-педагогическая направленность
Базовый уровень программы
Развитие детского и молодежного общественного движения, повышение социальной активности учащихся, выражение гражданской позиции – приоритетные направления воспитания на федеральном уровне.
Важно не только предоставить школьникам возможность для самореализации личности, приобретения опыта социального общения, а необходимо повышать социокультурный уровень учащихся, прививать культуру общения детей и подростков друг с другом, развивать навыки сотрудничества со взрослыми, формировать активную гражданскую позицию в обществе.
Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию лидерских качеств относится к социально-педагогической направленности и ориентирована на повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики».
Занятия по данной программе способствуют социальной адаптации подрастающего поколения, целенаправленной организации свободного времени и позволяют создать условия для раскрытия творческого потенциала.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию лидерских качеств заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Актуальность программы обусловлена необходимостью интеграции личности старшего школьника в современное ему общество стремлением совершенствования этого общества.
Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.10.2015 года была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников". Организация создана с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности, поэтому данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна.Цель - создание условий для социального и профессионального самоопределения личности подростка, его интеграции в современный социум и воспитание стремления совершенствовать российское общество.
Задачи:
Обучающие:
Обучить умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
Обучить умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения.
Обучить ораторскому искусству, умению публичных выступлений;
Обучить навыками делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.
Развивающие:
Развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение, фантазии.
Развивать умение думать, умение применять теоретические знания на практике;
Развивать умение общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца,
Способствовать развитию логического и наглядно-образного мышления.
Воспитательные:
Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
Воспитывать умение распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
Способствовать самоопределению и творческой самореализации личности ребенка;
Развитие эмоциональных качеств у детей через различные игры, тренинги.
Программа является модифицированной, разработана на основе экспериментальной образовательной программы «Школа лидерства» педагога дополнительного образования БОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области» Шевцовой Светланы Николаевны.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что обучение по программе не ограничивается рамками учебных занятий, а рассчитано на творческую коллективную работу, организацию и участие в мероприятиях различной направленности: проектах, фестивалях, конкурсах, выставках, социально-значимых акциях, семинарах, школах ЗУН и т.д.
Развитие организаторских навыков, лидерских качеств, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, коллективная организация дел – всё это помогает подростку реализовать собственные способности в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (11 – 17 лет).
Сроки реализации программы: 1 год обучения.
Режим занятий: 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Состав группы- 15 человек.
Первый час посвящен изучению новой темы. Второй час предназначен для выполнения практических заданий по теме занятия.
Форма занятий – очная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Личностные:
наличие у подростков чувства социальной ответственности;
умение делать обоснованный выбор;
умение планировать и самостоятельно организовывать творческие дела;
готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
овладение понятийным аппаратом: знание понятий «лидер», «общественная организация», «общественное объединение»;
овладение основными принципами и правилами взаимоотношений между людьми;
готовность и умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение самостоятельно выбирать метод решения практических задач и решения конфликтных ситуаций.
Познавательные:
овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, доказывать, защищать собственные идеи.
Регулятивные:
умение организовать собственную деятельность: определять цель, ставить
задачи, планировать и прогнозировать результаты работы.
Коммуникативные:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
представление портфолио лидера;
защита творческого проекта;
самостоятельная организация и проведение коллективно-творческого дела.
Учебно–тематический план
№ |
Темы |
Всего часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
2 |
Кто такой Лидер? Портрет лидера |
6 |
2 |
4 |
3 |
Портфолио лидера |
4 |
- |
4 |
4 |
Лидер и его команда |
4 |
- |
4 |
5 |
Коллектив - основа совместной творческой деятельности |
6 |
4 |
2 |
6 |
Детское и молодежное движение в России |
4 |
2 |
2 |
7 |
Психология лидерства |
8 |
2 |
6 |
8 |
Коммуникация. Секреты успешного общения |
16 |
4 |
12 |
9 |
Самоорганизация, самопознание, саморазвитие |
12 |
4 |
8 |
10 |
Самоуправление в коллективе |
12 |
4 |
8 |
11 |
Основы организаторской работы |
10 |
4 |
6 |
12 |
Коллетивно-творческое дело. 10 этапов от старта до финиша |
16 |
6 |
10 |
13 |
Игра - дело серьёзное |
16 |
4 |
12 |
14 |
Социальное проектирование. Технология, методы, результаты. Участие в социальных проектах |
18 |
4 |
14 |
15 |
Публичное выступление |
8 |
4 |
4 |
16 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
Итого |
144 |
48 |
96 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.
Тема 2. Кто такой Лидер? Портрет лидера
Теория: понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств.
Практика: тест «Я - лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера.
Тема 3. Портфолио лидера.
Теория: понятие «портфолио». Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практика: подготовка собственного портфолио.
Тема 4. Лидер и его команда.
Практика: игры на сплочение, на взаимодействие. Тренинг командообразования.
Тема 5. Коллектив - основа совместной творческой деятельности.
Теория: понятие «коллектив». Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину и А.С. Макаренко). Позиция актива в коллективе ребят. Система поручений в детском коллективе.
Практика: игры на сплочение, на взаимодействие.
Тема 6. Детское и молодежное движение в России.
Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»). Практика: посещение школы ЗУН (СПО ФДО «Будущее Сибири»).Тема 7. Психология лидерства Теория: мотивация лидерства. Типы лидерства. Темперамент. Практика: определение типа темперамента.
Тема 8. Коммуникация. Секреты успешного общения
Теория: понятие «Коммуникация». Формальное и неформальное общение. Вербальное и невербальное общение. Деловая коммуникация. Культура речи. Принципы эффективного взаимодействия. Основы конфликтологии. Пути разрешения конфликтных ситуаций.
Практика: тренинг «Как говорить. Как слушать». Тест «Умею ли я общаться». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.Тема 9. Самоорганизация, самопознание, саморазвитие.
Теория: понятие «личность», «индивид». Индивидуальные особенности. Темперамент. Характер. Самообладание.
Практика: тест «Какой у тебя темперамент», игры на взаимодействие, сюжетно-ролевая игра «Всё под контролем», тренинг «Моё время».
Тема 10. Самоуправление в коллективе.
Теория: понятие «самоуправления». Структура. Модели самоуправления. Функции и полномочия участников. Обязанности членов органа самоуправления. Поручения.
Практика: игры на сплочение. Построение модели самоуправления в образовательном учреждении.
Тема 11. Основы организаторской работы.
Теория: слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Планирование работы. Процесс реализации. Анализ проделанной работы.
Практика: игры на взаимодействие и сплочение. Комплекс упражнений на командообразование. Тестирование «Организаторские способности».
Тема 12. Коллетивно-творческое дело. 10 этапов от старта до финиша.
Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов.
Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности.
Тема 13. Игра – дела серьёзное.
Теория: виды игр. Правила проведения различных видов игр.
Практика: игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.
Тема 14. Социальное проектирование. Технология, методы, результаты.
Теория: понятие «Социальный проект». Выбор темы. Цель проекта. Этапы реализации. Оформление. Презентация. Реализация. Подведение итогов.
Практика: участие в социальных проектах.
Тема 15. Публичное выступление.
Теория: виды публичных выступлений. Целевая аудитория. Цель выступления. Психологические аспекты подачи информации на публику.
Практика: дебаты, диспут, круглый стол на заданную тему.
Тема 16. Итоговое занятие.
Подведение итогов реализации программы. Защита портфолио лидера. Игра «Чёрный и белый стул». Упражнение «Листок пожеланий».
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В процессе обучения по программе применяются следующие образовательные технологии и методы:
технология личностно – ориентированного обучения;
технология критического мышления;
тренинговые методы;
метод решения творческих задач;
метод проектов.
Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать себя и свой творческий продукт.
При обучении лидеров запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, упражнения, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях
Большое внимание в программе уделено различным видам игр и тренингам. Игра – средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков.
Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются по средствам участия в социальных проектах.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. В ходе реализации программы особое внимание уделяется практическим занятиям. Они составляют 67 % от общего количества часов.
Дидактический материал:
папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
тестовые методики. Анкеты;
банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на сплочение, на развитие креативности;
разработки тренингов;
раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).
Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимо оборудование:
просторное помещение или зал;
компьютер, медиапроектор;
аудио-видеоаппаратура;
флипчат (доска со сменными листами ватмана);
столы, стулья;
канцелярские принадлежности.
Список литературы для педагога:
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон Омской области от 6 мая 1996 года № 51 «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» (с изменениями на 8 октября 2014 года) Указ Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников».
Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление». - Н. Новгород: Речь, 2000.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.
Кабуш В.Т. Пионерская организация сегодня и завтра. – Минск: Народная асвета, 1989.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.– М.: Просвещение, 1987.
Петрова Н.П. Тренинг победителя. – СПб.: Речь, 2012.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.– М.: Генезис, 2003.
Сборник материалов «Я – лидер». Ростов-на-Дону: СДиМД, 2010.
Список литературы для учащихся:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.– СПб.: Лениздат, 1992.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.– М.: Просвещение, 2013 г.
Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.– М.: Просвещение, 2004.
Элис Мьюир. Уверенность в себе. М.: МИФ, 2015.
Хайди Грант Хэлворсон и Тори Хиггинс. Психология мотивации. М.: МИФ, 2014.
Список литературы для родителей:
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили». М.: Эксмо, 2012.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 2008.
Нелли Литвак. Наши хорошие подростки. М.: Альпина нон-фикшн, 2012.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 2007.
Франсуаз Дольто. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015 г.