Проблемы ребенка.
Кому и как решать?
Застенчивость - черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, немотивированном чувстве стыда. Чаще всего застенчивость – это результат подавления взрослыми детской активности. Запреты родителей, наказания, насмешки провоцируют у ребенка страх на проявление инициативы, любознательности.
Неудивительно, что это очень тихие дети, которые не любят шумных игр, у них тихий голос, настороженный взгляд. Они внимательно следят глазами за взрослыми, боясь сделать что-нибудь не так. Эти дети часто болеют, но для них болезнь – отдых от запретов.
Застенчивость вызывают следующие причины:
застенчивость самих родителей ребенка, которым он подражает;
подавление активности ребенка с самого раннего возраста;
наличие у ребенка какого-либо физического дефекта или внушенного окружающими мнимого недостатка (смешная фамилия, чрезмерно маленький или большой рост, вес);
нервозная обстановка в семье, травмирующая психику ребенка (ребенок за своим скромным поведением прячется от гнева родителей, педагогов);
агрессивные или авторитарные родители, которые игнорируют индивидуальность ребенка, свои требования ставят во главе всего процесса воспитания;
формирование у ребенка таких целей-идеалов, которых он никогда не сможет достичь;
отсутствие необходимых навыков для полноценного общения;
психологическая установка со стороны взрослых: «Он застенчив», «Он у нас молчун» и т.п.
Отрицательные стороны застенчивости:
застенчивый ребенок всегда находится в «зоне равнодушия» учителя: его не за что ругать, так как он не нарушает порядок, но его и не за что хвалить, так как он редко проявляет инициативу;
ребенок трудно знакомится с людьми, редко сам находит себе друзей;
часто переживает отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, депрессию;
эти дети недостаточно напористы и испытывают трудности в выражении собственного мнения;
у них наблюдается излишняя сдержанность, затрудняя другим людям оценку истинных качеств и способностей застенчивого ребенка;
иногда взрослые и сверстники воспринимают застенчивого ребенка как недоброжелательного, высокомерного, не заинтересованного в общении с другими;
в присутствии посторонних людей наблюдаются не только трудности общения, но и мышления.
Положительные стороны застенчивости:
застенчивость оберегает внутреннюю жизнь ребенка от постороннего вторжения; ребенок сохраняет свою индивидуальность;
застенчивые дети не обижают близких, других детей и не причиняют им боли, как это зачастую делают дети властные и агрессивные;
застенчивый ребенок разборчив в своих взаимоотношениях с другими детьми, он избегает активных, агрессивных, жестоких детей и взрослых;
застенчивый ребенок избегает конфликтов.
Возможные негативные последствия сдерживаемой активности застенчивого ребенка
Насилие – как результат немотивированного гнева. Дети при этом проявляют активную агрессивность к сверстникам. Часто они не могут отличить реальную действительность от иллюзорной и проявляют агрессию после неправильного сновидения. Взрослым такая агрессия кажется немотивированной. Ее часто невозможно объяснить, и только при глубоком исследовании причин подобного поведения становится ясно, что долго сдерживаемая агрессия прорвалась.
Стремление к власти – как результат неразвязной автономии подростка и взрослого. В своем развитии ребенок постепенно научается жить в этом мире самостоятельно. Задача взрослых помочь ему в этом. Если этого не происходит, то подросток, ограниченный в поступках и познании рамками взрослого человека, начинает проявлять сопротивление.
Бродяжничество – уход из семьи, где много ограничений, запретов. Бродяжничество дает подростку неограниченную свободу действий.
Аутоагрессия – запрещенная к внешним проявлениям агрессивность направляется на самого себя: пирсинг, татуировки, травмы, повреждения, демонстративные суициды.
352192, Краснодарский край,
Г. Гулькевичи,
Промзона №10
Контактный телефон:
8(86160)5-54-95
e-mail: ostrov_detstva@mtsr.krasnodar.ru
официальный сайт: gulkevichi_rc.ru
ГКУ СО КК
«Гулькевичский реабилитационный центр»
Рекомендации для родителей
Застенчивость – это хорошо или плохо?
Составила
социальный педагог
Плашкина В.М.
г. Гулькевичи