ЗАЖИГАЯ ИСКРУ Из опыта работы по формированию мотивации к обучению у обучающихся начальной школы

2
0
Материал опубликован 9 December

II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»



ЗАЖИГАЯ ИСКРУ


Из опыта работы по формированию мотивации к обучению

у обучающихся начальной школы


Измайлова Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 г. Белоярский

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Введение

Образование играет ключевую роль в формировании личности ребенка и его успешной социализации в обществе. В начальной школе закладываются основы не только для получения знаний, но и для формирования отношения к обучению, которое будет сопровождать ученика на протяжении всей жизни. В этот период дети начинают осознавать важность учебного процесса, и именно здесь возникает необходимость в создании устойчивой мотивации к обучению.

Мотивация является движущей силой, которая побуждает детей к активной учебной деятельности, помогает преодолевать трудности и стремиться к новым знаниям. Она влияет на качество усвоения материала, уровень вовлеченности в учебный процесс и, в конечном итоге, на успехи в учебе. Поэтому понимание механизмов формирования мотивации становится актуальной задачей как для педагогов, так и для родителей.

В данной статье я хочу рассказать о различных видах мотивации, способах их формирования в контексте начального образования. Проанализируем модели внедрения мотивации, которые могут быть эффективно применены в образовательной практике. Целью статьи является предоставление практических рекомендаций, которые помогут создать оптимальные условия для развития учебной активности у детей и способствовать их всестороннему развитию.


Основная часть

Виды мотивации

Мотивация на обучение может быть разделена на несколько видов:

Внутренняя мотивация — возникает из интереса к учебному процессу, стремления к самосовершенствованию и познанию нового. Дети, обладающие внутренней мотивацией, учатся ради самих знаний, что способствует глубокому усвоению материала.

Внешняя мотивация — связана с внешними факторами, такими как похвала, оценки, призы и другие формы поощрения. Дети с внешней мотивацией могут проявлять активность в учебе, если их усилия вознаграждаются.

Социальная мотивация — формируется под влиянием сверстников, семьи и учителей. Дети стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, что может как способствовать, так и препятствовать их учебной активности.

Способы формирования мотивации

Формирование устойчивой мотивации к обучению у детей в начальной школе требует комплексного подхода, который включает как внутренние, так и внешние факторы. Приведу примеры эффективных способов формирования мотивации.

1. Создание положительной учебной среды

Учитель может создать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно и безопасно. Например, в классе можно организовать уголок для творчества, где дети могут свободно выражать свои мысли и идеи. Это может быть стенд для выставки работ учеников, где они могут демонстрировать свои достижения, что способствует развитию уверенности в себе и желания учиться.

2. Использование игровых методик

Внедрение игровых элементов в учебный процесс, таких как викторины, ролевые игры или образовательные настольные игры. Например, учитель может провести урок по математике в формате игры, где ученики делятся на команды и решают задачи, зарабатывая баллы. Это не только делает обучение более увлекательным, но и стимулирует командный дух и здоровую конкуренцию.

3. Индивидуальный подход к обучению

Учитывать интересы и способности каждого ученика при планировании уроков. Например, если один из учеников увлекается природой, учитель может предложить ему исследовать тему экологии в рамках учебного проекта, что сделает процесс обучения более значимым и интересным для ребенка.

4. Применение положительной обратной связи

Регулярное поощрение успехов учеников, даже если они небольшие. Например, учитель может использовать систему «звездочек» или «наклеек», которые ученики получают за достижения в учебе. Это создает у детей ощущение успеха и подталкивает их к дальнейшим усилиям.

5. Вовлечение родителей в образовательный процесс

Организация совместных проектов для родителей и детей, таких как «День открытых дверей», где родители могут участвовать в уроках и видеть, как учатся их дети. Также можно проводить родительские собрания, на которых обсуждаются успехи и трудности учеников, что способствует созданию единой образовательной среды.

6. Установка достижимых целей

Учитель может помочь ученикам установить личные учебные цели на учебный год, такие как «прочитать 10 книг» или «научиться решать задачи на сложение и вычитание». Регулярные проверки прогресса и обсуждение достигнутых результатов помогут детям видеть свои успехи и мотивировать их к дальнейшему обучению.

7. Разнообразие методов обучения

Использование различных методов и форматов обучения, таких как групповые проекты, презентации, исследовательские работы. Например, учитель может предложить ученикам провести исследование на тему «Животные нашей страны» и подготовить презентацию, что позволит развивать навыки работы в команде и публичных выступлений.

8. Внедрение элементов саморегуляции

Обучение детей навыкам планирования и организации своего времени. Учитель может предложить ученикам вести учебный дневник, где они будут записывать свои цели, достижения и трудности. Это поможет детям развивать ответственность за свое обучение и осознанно подходить к учебному процессу.

Эти способы формирования мотивации могут значительно повысить интерес детей к обучению и способствовать их всестороннему развитию. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к мотивации должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и интересам каждого ученика.

Модели внедрения мотивации

Внедрение мотивации в образовательный процесс может происходить через различные модели, каждая из которых имеет свои особенности и подходы. Представлю несколько моделей внедрения мотивации.

1. Модель самоопределения

 Эта модель основана на теории самоопределения, которая утверждает, что мотивация возрастает, когда у человека есть возможность выбора и контроля над своей учебной деятельностью.

 Учитель может предложить ученикам выбрать тему для проекта из нескольких предложенных вариантов. Например, в рамках урока по окружающего мира ученики могут выбрать между исследованием местной флоры и фауны, анализом воздействия загрязнения на окружающую среду или разработкой плана по улучшению экологической ситуации в своем районе. Это дает детям возможность выбирать то, что им интересно, что повышает их вовлеченность.

2. Модель конструктивистского обучения

 Конструктивистская модель фокусируется на активном участии обучающихся в процессе обучения, где они строят свои знания через практический опыт и взаимодействие с окружающим миром.

 Учитель может организовать проектное обучение, где ученики работают в группах над реальными проблемами. Например, в рамках предмета окружающий мир они могут провести эксперимент по очистке воды, используя различные методы, и представить свои результаты. Это не только развивает критическое мышление, но и создает мотивацию через практическое применение знаний.

3. Модель положительного подкрепления

 Эта модель основана на использовании положительного подкрепления для повышения мотивации. Успехи и достижения учащихся отмечаются и поощряются.

Учитель может внедрить систему «золотых звезд» за выполнение домашних заданий, активное участие в классе или помощь одноклассникам. Каждая звезда может быть обменена на небольшие призы или привилегии, такие как выбор темы следующего урока или возможность провести урок.

4. Модель кооперативного обучения

 Кооперативное обучение предполагает работу в группах, где ученики помогают друг другу, что развивает не только знания, но и социальные навыки.

Учитель может организовать уроки, где ученики решают задачи в малых группах. Например, в математике они могут работать над проектом, связанным с созданием бюджета для школьного мероприятия. Работа в команде и необходимость объяснять свои решения друг другу повышает мотивацию и вовлеченность.

5. Модель целеполагания

 Эта модель акцентирует внимание на установке конкретных, достижимых целей, которые помогают ученикам видеть свой прогресс и успехи.

 Учитель может провести с учениками занятие по целеполаганию, где они устанавливают личные учебные цели на четверть, такие как «научиться умножать многозначные числа на 5» или «выполнить 15 домашних заданий по математике». Регулярные обсуждения их прогресса и достижений помогут поддерживать мотивацию.

6. Модель вовлечения родителей

 Вовлечение родителей в учебный процесс может значительно повысить мотивацию детей, создавая единую образовательную среду.

 Учитель может организовать «День открытых дверей», где родители могут посетить уроки и увидеть, как их дети учатся. Также можно проводить совместные проекты, такие как создание семейного дерева или исследование истории семьи, что способствует укреплению связей и повышению интереса к учебе.

7. Модель рефлексивного обучения

 Эта модель предполагает, что ученики должны осмысливать свой опыт и учиться на своих ошибках, что способствует развитию критического мышления.

Учитель может внедрить практику ведения рефлексивного дневника, где ученики записывают свои мысли о том, что они узнали на уроках, какие трудности у них возникли и как они их преодолели. Это помогает детям осознавать свои достижения и мотивирует их к дальнейшему обучению.

Эти модели внедрения мотивации могут быть адаптированы под конкретные условия и потребности класса, что позволит создать эффективную и вдохновляющую образовательную среду.



3.Вывод

Мотивация на обучение в начальной школе — это основа успешного образования и формирования личности ребенка. Понимание видов мотивации, способов ее формирования и моделей внедрения позволяет педагогам и родителям создать условия для всестороннего развития детей. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как мотивация непосредственно влияет на качество образования и будущее каждого ученика. В статье рассматриваются различные модели внедрения мотивации в образовательный процесс, каждая из которых предлагает уникальные подходы к повышению вовлеченности и интереса учащихся.

Эти модели внедрения мотивации могут быть эффективно адаптированы под конкретные условия и потребности образовательного процесса. Создание вдохновляющей и поддерживающей образовательной среды требует комплексного подхода, который учитывает разнообразие учащихся и их индивидуальные потребности. Внедрение этих стратегий может значительно повысить интерес к обучению, улучшить академические результаты и развить навыки, необходимые для успешной жизни в обществе.













Список использованных источников

Дьяченко, Н. А. (2019). Психология мотивации в образовательном процессе. Издательство "Образование".

Кузнецова, Е. В. (2020). Мотивация и её роль в обучении. Журнал "Педагогика и психология".

Соловьев, А. И. (2021). Современные подходы к формированию мотивации у детей. Издательство "Наука и образование".

Рубинштейн, С. Л. (2018). Основы психологии. Издательство "Питер".

Виноградова, Т. В. (2022). Игровые технологии в обучении. Журнал "Современные образовательные технологии".





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации