Статья на тему «Здоровьесберегающая технология»
Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
Главной целью моей работы является обеспечение и сохранение психологического здоровья детей, как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах развития.
Направления здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
В них входят различные виды гимнастик:
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- подвижные и спортивные игры;
- динамическая пауза;
- релаксация (для релаксации требуется большее количество времени. Поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление).
Технологии обучения ЗОЖ.
1. Коммуникативная игра.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации:
- развивают средства невербальной коммуникации (мимику, пантомиму, жестикуляцию);
- создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им;
- развивают умение понимать друг друга;
- вникать в суть полученной информации;
- учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
- воспитывают доверительное отношение друг к другу;
- развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
1. Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).
2. Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
3. Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»).
Игротерапия, игротренинги. Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Коррекционные технологии:
- технологии музыкального воздействия;
- сказкотерапия;
- цветотерапия;
- арт-терапия.
- психогимнастика.