12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новоселова Юлия Михайловна1251
Преподаю 25 год. Стараюсь на учебных занятиях и внеурочной деятельности применять различные новые технологии и делюсь опытом со своими коллегами. Люблю активный отдых, люблю готовить
Россия, Кировская обл., Нолинск

Новоселова Юлия Михайловна, преподаватель

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства» (КОГПОБУ «НТМСХ»), г Нолинск, Кировская область


Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе


Проблема сохранения и укрепления здоровья и ученика, и учителя по-прежнему остается особенно актуальной.

В последнее время увеличивается нагрузка как на учителя (преподавателя), так и на обучающихся. Все больше в образовательном процессе они подвергаются стрессовым ситуациям. Это связано, как правило, с несовершенством учебных программ и технологий, использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным, недостатком двигательной активности обучающихся и их неправильным питанием, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса. Нельзя при этом обойти вниманием недостаточно высокую психологическую культуру учебно-воспитательного процесса, неграмотность обучающихся в вопросах здоровья, неблагополучное состояние и здоровья учителей, а также недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)

Успех педагогической деятельности определяется не только профессиональными, но и личностными качествами учителя.

Учитель в своей работе должен использовать здоровьесберегающие технологии, чтобы «ситуация успеха» на уроке была на первом месте как для учителя, так и для ученика. Современные педагогические технологии нужно рассматривать сегодня и как средство достижения планируемых образовательных результатов, и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», употребляется и в федеральных документах. Федеральные законы: Закон «Об образовании», Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» определяют проблему здоровья в современной школе в разряд приоритетных для государства.

перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

Согласно действующим ФГОС необходимо строить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Идя на урок, педагог должен учитывать психолого-педагогические характеристики обучающихся и заранее планировать свою деятельность и деятельность обучающихся в ходе всего учебного занятия. Своим примером он показывает заботу, доброе отношение к другим. Не нужно забывать и о том, что часть успеха состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. А для этого нужно умело управлять своими эмоциями и действиями, как бы трудно тебе не было в данных жизненных реалиях.

При планировании учебного занятия учителю (преподавателю) необходимо обращать внимание на плотность урока, темп как самого занятия, так и момента окончания урока

В воспитании культуры здоровья обучающихся кроется результативность здоровьесберегающих технологий. Средствами учебных занятий, а также средствами внеурочной деятельности нужно формировать и развивать у обучающихся потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье как физическом, так и духовном. На каждом уроке обучающийся должен получать положительные эмоции. Если ему комфортно на уроке, если он чувствует заботу, то возрастет интерес к учебном предмету и, как следствие, повысится мотивация к учебе.

ФГОС ориентируют участников образовательного процесса на достижение таких личностных образовательных результатов, как «… принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; … потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; … бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей …»

Стандарты предполагают формирование у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни.

Существуют определенные требования к организации учебного занятия с точки зрения энергосберегающих технологий. Это, во-первых, гигиенические условия и обстановка в учебных кабинетах. Во-вторых, смена видов учебной деятельности. В-третьих, использование различных методов обучения, что, как правило, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Если на уроке предполагается работа учащихся с компьютерами, следует строго придерживаться гигиенических норм такой работы. В-четвертых, педагог и сами обучающиеся должны контролировать посадку за учебным столом во время урока; в зависимости от видов учебной деятельности организуются разного рода физкультминутки. В-пятых, психологический климат на уроке: во взаимоотношениях учитель – ученик и ученик – ученик; эмоциональная разрядка.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное переутомление.

Важным в здоровьесбережении обучающихся является домашнее задание, его объем и уровень сложности. Учитель должен ответственно относиться к дозировке домашнего задания и мере сложности, можно предложить к выполнению и многоуровневые задания на выбор самого обучающегося. Это способствует как повышению учебной мотивации обучающихся, так и сохранению их здоровья.

О результативности применения здоровьесберегающих образовательных технологий можно судить по активной мыслительной деятельности, по мотивации познавательной деятельности, по рефлексии и самоконтролю обучающихся. Учитель (преподаватель) может оценить успешность образовательного процесса во время учебного занятия через общение с обучающимися, наблюдение за их деятельностью, используя различные формы контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающая технология не может быть выражена какой-то конкретной образовательной технологией. Но в тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учебной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.