Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Новоселова Юлия Михайловна, преподаватель
Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства» (КОГПОБУ «НТМСХ»), г Нолинск, Кировская область
Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Проблема сохранения и укрепления здоровья и ученика, и учителя по-прежнему остается особенно актуальной.
В последнее время увеличивается нагрузка как на учителя (преподавателя), так и на обучающихся. Все больше в образовательном процессе они подвергаются стрессовым ситуациям. Это связано, как правило, с несовершенством учебных программ и технологий, использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным, недостатком двигательной активности обучающихся и их неправильным питанием, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса. Нельзя при этом обойти вниманием недостаточно высокую психологическую культуру учебно-воспитательного процесса, неграмотность обучающихся в вопросах здоровья, неблагополучное состояние и здоровья учителей, а также недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)
Успех педагогической деятельности определяется не только профессиональными, но и личностными качествами учителя.
Учитель в своей работе должен использовать здоровьесберегающие технологии, чтобы «ситуация успеха» на уроке была на первом месте как для учителя, так и для ученика. Современные педагогические технологии нужно рассматривать сегодня и как средство достижения планируемых образовательных результатов, и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», употребляется и в федеральных документах. Федеральные законы: Закон «Об образовании», Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию» определяют проблему здоровья в современной школе в разряд приоритетных для государства.
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
Согласно действующим ФГОС необходимо строить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся.
Идя на урок, педагог должен учитывать психолого-педагогические характеристики обучающихся и заранее планировать свою деятельность и деятельность обучающихся в ходе всего учебного занятия. Своим примером он показывает заботу, доброе отношение к другим. Не нужно забывать и о том, что часть успеха состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. А для этого нужно умело управлять своими эмоциями и действиями, как бы трудно тебе не было в данных жизненных реалиях.
При планировании учебного занятия учителю (преподавателю) необходимо обращать внимание на плотность урока, темп как самого занятия, так и момента окончания урока
В воспитании культуры здоровья обучающихся кроется результативность здоровьесберегающих технологий. Средствами учебных занятий, а также средствами внеурочной деятельности нужно формировать и развивать у обучающихся потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье как физическом, так и духовном. На каждом уроке обучающийся должен получать положительные эмоции. Если ему комфортно на уроке, если он чувствует заботу, то возрастет интерес к учебном предмету и, как следствие, повысится мотивация к учебе.
ФГОС ориентируют участников образовательного процесса на достижение таких личностных образовательных результатов, как «… принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; … потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; … бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей …»
Стандарты предполагают формирование у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни.
Существуют определенные требования к организации учебного занятия с точки зрения энергосберегающих технологий. Это, во-первых, гигиенические условия и обстановка в учебных кабинетах. Во-вторых, смена видов учебной деятельности. В-третьих, использование различных методов обучения, что, как правило, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Если на уроке предполагается работа учащихся с компьютерами, следует строго придерживаться гигиенических норм такой работы. В-четвертых, педагог и сами обучающиеся должны контролировать посадку за учебным столом во время урока; в зависимости от видов учебной деятельности организуются разного рода физкультминутки. В-пятых, психологический климат на уроке: во взаимоотношениях учитель – ученик и ученик – ученик; эмоциональная разрядка.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное переутомление.
Важным в здоровьесбережении обучающихся является домашнее задание, его объем и уровень сложности. Учитель должен ответственно относиться к дозировке домашнего задания и мере сложности, можно предложить к выполнению и многоуровневые задания на выбор самого обучающегося. Это способствует как повышению учебной мотивации обучающихся, так и сохранению их здоровья.
О результативности применения здоровьесберегающих образовательных технологий можно судить по активной мыслительной деятельности, по мотивации познавательной деятельности, по рефлексии и самоконтролю обучающихся. Учитель (преподаватель) может оценить успешность образовательного процесса во время учебного занятия через общение с обучающимися, наблюдение за их деятельностью, используя различные формы контроля и самоконтроля.
Здоровьесберегающая технология не может быть выражена какой-то конкретной образовательной технологией. Но в тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учебной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.