Здоровьесберегающие технологии в формировании личности ученика в начальной школе

5
1
Материал опубликован 20 January 2021 в группе


Федоренко Наталья Всеволодовна,

                                                              учитель начальных классов

                                                           общеобразовательной школы

I-III ступеней №3

г. Дебальцево


                                                              Гонтерь Тамара Дмитриевна,

                                                             учитель начальных классов

                                                           общеобразовательной школы

I-III ступеней №3

г. Дебальцево


                                                                     Вьюкова Валентина Николаевна,

заместитель директора по учебно -

воспитательной работе общеобразовательной

                                                       школы I-III ступеней №3

                                          г. Дебальцево


Здоровьесберегающие технологии в формировании личности ученика в начальной школе

Аннотация

Эта статья поднимает одну из главных проблем современной школы по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения. Раскрывает особенности методов и приемов здоровьесберегающих технологий, используемых в начальной школе на уроках, на внеклассных мероприятиях и в работе с родителями.

Ключевые слова:

Актуальность статьи

Здоровье - самое необходимое условие успешного развития каждого человека, его обучения, труда, благосостояния, создания семьи и воспитания детей. Здоровье - это радость жизни, желание творить, работать, делать добро, возможность любоваться красотой природы, узнавать что-то новое о мире, который нас окружает. От отношения человека к своему здоровью во многом зависит его сохранение и укрепление. Научить детей беречь и укреплять свое здоровье - одна из важнейших задач современной школы. Школа, учитель и родители несут правовую и моральную ответственность за здоровье школьников, должны создавать положительную ауру, культ здоровьья в школе и семье. Формирование культуры здоровья школьника требует немалых творческих усилий самого ученика, личного примера в отношении к собственному здоровью учителя, понимания и помощи со стороны родителей.



Человек - совершенное создание природы. И для того, чтобы он мог наслаждаться жизнью и её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здоровья нет ничего», - сказал мудрый Сократ. Здоровье и развитие детей - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей в последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Речь идет не только о физическом, но и о психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние среды, достаточно низкий социально-экономический уровень жизни большинства населения страны привели к снижению защитных и приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще больше обостряет проблему. Увеличилось количество учеников с хроническими простудными заболеваниями, ухудшением зрения, сколиозом, детскими неврозами.

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что около 25% -30% детей, которые приходят в первые классы, имеют различные отклонения в состоянии здоровья .После года обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, количество близоруких детей увеличилась с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, нарушением осанки - с 1,9% до 16,8%. [1]

Как педагогически целесообразно организовать у младших школьников стремление к здоровому образу жизни? Обычный здоровый ребенок подвижный, быстрый, ловкий и сильный. Суточное расписание его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям. Неблагоприятные погодные условия, их резкое изменение на здоровом ребенке и не сказываются, потому что он закален, его система терморегуляции натренированная. Поэтому, как правило, такой ребенок не требует каких-либо лекарств. Благодаря рациональному питанию и постоянному вниманию к занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь приведен «портрет» идеально здорового ребенка, которого в жизни сегодня можно встретить нечасто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача выполнимая.

Решению этой задачи способствует преподавание предмета «Основы здоровья». Его цель - формирование у учащихся сознательного отношения к своему здоровью, овладение жизненными навыками здорового образа жизни и безопасного для здоровья поведения. В процессе обучения указаная цель предполагает решение следующих задач:

- Формировать представление о здоровье;

- Мотивировать положительное отношение к сохранению жизни и укреплению здоровья;

- Формировать основные жизненные навыки по здоровому образу жизни и безопасному поведению;

- Воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности

       

Здоровье рассматривается как целостный и одновременно многомерный феномен через физическую, социальную, психологическую и духовную составляющие.

Усвоению содержания предмета «Основы здоровья» способствуют мотивационные связи с другими предметами начальной школы ( «Физическая культура», «Трудовое обучение», «Чтение»). Предусматривается включение в содержание отдельных уроков ситуаций, которые предполагают обсуждение поступков, явлений, влияющих на состояние здоровья. Такие ситуации усиливают воспитательный результат предмета «Основы здоровья». Например, усвоению социальной составляющей здоровья способствуют уроки, на которых дети овладевают правилами поведения, умением дружить, общаться, дружить с мальчиками и девочками и др. В частности, на уроках языка, чтения, математики, играя в сюжетно-ролевые игры «Мы - покупатели», «Мы в больнице», «Мы в библиотеке» и др., дети закрепляют важные умения и навыки, формируют этическое поведение, которое является составляющей здорового образа жизни. Необходимо подбирать учебный материал здоровьесберегающей направленности и для уроков украинского языка. Например, диктанты и переводы по темам «Заботьтесь о здоровье», «Никотин - яд», «Глаза», «Как появился спорт», «Где и когда изобрели коньки». На минутах каллиграфии можно записывать пословицы и поговорки, например: «Если заболел, лечи болезнь с самого начала», «Здоровье за ​​деньги не купишь». При проведении языковых разминок на уроках чтения использую скороговорки и чистоговорки с соответствующим содержанием. На уроках математики реализовать поставленную цель помогают текстовые задачи с соответствующей тематикой. В начальных классах рекомендуется использовать различные методики: сказкотерапии (совместное создание взрослыми и детьми светлой, захватывающей сказки), коллективное рассмотрение произведений искусства и моделирование работ из различных материалов (клочков бумаги, ткани, семена, пуговиц, растений, песка, глины), рисование различными техниками, музыкотерапии. На уроках должны преобладать такие практические методы: игровые ситуации, практические упражнения, сочетание индивидуальной работы с групповой, коллективной. Это и различные двигательные упражнения, такие как: физкультминутки, подвижные и танцевальные перерывы, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корректирующая, дыхательная, по профилактике простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинги. На уроках физической культуры использую физические игры - упражнения для формирования правильной осанки. [1]

Учитывая рекомендации ученых-гигиенистив по проведению уроков в начальных классах, надо физкультминутки в первом классе проводить дважды за урок, а в следующих классах - один раз. То же касается организации учебных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня и в домашних условиях. Кроме того, частота проведения и содержание физкультминуток зависят от порядкового места урока в расписании, его содержания и сложности, физического и эмоционального состояния детей. Важно, чтобы упражнения были просты по форме, интересные по содержанию, известные детям и удобные для исполнения на ограниченной площади. Продолжительность комплекса упражнений 2-3 мин; темп медленный и средний, исходные положения - сидя за партой или стоя у парты. В комплексы физкультминуток для третьеклассников методисты рекомендуют включать общие физические упражнения, целевые упражнения с речитативом, имитационные движения, музыкальные паузы, игровые минуты, сюжетные упражнения и соответствующие им движения, которые имеют конкретные названия (например, "Паучок", "Конек", ,, маятник "и т.д.). [2]

   Здоровый образ жизни учащихся зависит не только от них самих, но и семьи, общества, поэтому идеи охраны жизни и здоровья целесообразно распространить и на родительскую общественность. Для реализации программных требований особое значение имеет сотрудничество с семьей, мотивация детей на самоконтроль в ежедневном выполнении правил сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения. Родителям следует приучать своих сыновей и дочерей к занятиям физкультурой, закаливанию, выполнению режима дня. Родители должны быть активными участниками всех спортивных праздников, развлечений, экскурсий, прогулок на природу, походов, помощниками во всех начинаниях педагогов. Только в семье есть достаточно возможностей для того, чтобы знания, которые дети получают в школе, переросли в умения и навыки по здоровому образу жизни. В нашей школе с родителями учащихся систематически проводятся беседы, консультации, организуются встречи с педиатром, психологом. В «Родительском уголке» есть интересная и полезная психолого-педагогическая и медицинская информация об особенностях развития детей именно этого возраста, о составляющих здорового образа жизни, о воспитании школьника в семье. Для родителей в школе оформлен стенд «Берегите здоровье детей», «Психолог рекомендует», действует «Ящик доверия». Традиционными стали совместные семейные мероприятия: «Папа, мама и я - спортивная семья», «День Здоровья», «Масленица».

 Особое внимание следует обращать родителям на осанку детей. Кстати, правильная осанка - это не только красиво, но и функционально, так как благодаря ей положение тела является наиболее устойчивым, вертикальное положение сохраняется при малейшем напряжении мышц. Итак, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если она идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник наилучшим образом амортизирует нагрузки. Плохая осанка нарушает дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются процессы окисления в организме, а это автоматически приводит к тому, что человек быстро устает как от физической, так и от умственной деятельности. Плохая осанка ребенка может привести к близорукости или остеохондрозу. Так что же делать? Выполнять простые правила: • Наращивать ребенку «корсет из мышц». Хорошая осанка невозможна без равномерно развитой мускулатуры. • Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять, напоминать, как это правильно необходимо делать. Предложите ребенку стать к стене, прикоснуться к ней пятками, голенями, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямить, плечи развернуть, лопатки сблизить, живот втянуть, ягодицы напрячь. Это и есть правильная поза! Тело дожно ее запомнить.

Особое внимание обращать на позу при письме, чтении, любой другой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, руки, спина имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не касаются пола, необходимо подставить стульчик, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поперечный изгиб. Чтобы расстояние до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда не придется склонять голову.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен распорядок дня. Суть распорядка дня, если говорить коротко, заключается в чередовании работы и отдыха. Следовательно, важно наладить правильное чередование умственной деятельности и отдыха детей. Но, к сожалению, и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отнимают у детей так много времени, что его совсем не остается для того, чтобы погулять, почитать, заняться любимым делом и тому подобное. Более того, некоторые наиболее старательные дети для занятий «отрывают» время от сна. Нужно ли удивляться тому, что у ребенка возникает сильное переутомление - а отсюда и существенное снижение работоспособности? Школьник попадает в заколдованный круг: он пытается работать еще больше, устает еще больше, работает все хуже и хуже. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья - головной боли, ухудшению аппетита. Чтобы предупредить все эти вредные последствия, необходимо правильно спланировать распорядок дня школьника.

  Учебная работа младших школьников связана с повышенной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости влияет много причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, недостаточно калорийным питанием, перенесенными заболеваниями. У детей врожденная близорукость встречается редко.

                                     Рекомендации по предупреждению

                                           развития близорукости

1. Правильно оборудовать рабочее место. Чаще давать отдых глазам. Через 45 минут устраивать перерыв 5-10 минут.

2. Нельзя читать на ходу и в транспорте. Во время такого чтения расстояние глаз до книги все время постоянно меняется. Глазам приходится приспосабливаться к новой расстояния.

3. Необходимо заниматься спортом, закалять свой организм.

4. Если врач назначил очки, их надо обязательно приобрести и носить.

5. Сделайте метку на окне. (Приклеить небольшой кусок бумаги.) Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем зафиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняйте в течение 3-5 минут каждый час.

6. При сильной усталости глаз надо посидеть 15-20 минут в темном помещении.

На своих уроках я часто использую психогимнастику, релаксационные паузы, упражнения: «Волшебный сон», «Я сегодня вот такой ...», «Ты мне нравишься ...», «Улыбка», «Пожелания», «Лучик любви», под влиянием которых наблюдается общее расслабление мышц, ощущение отдыха. Это способствует восстановлению сил и работоспособности. [3]

Выводы

Так что проблема воспитания у детей здорового образа жизни многоаспектная. Она требует сочетания общих и индивидуальных средств воздействия: распространение инновационных технологий, защита детей от негативных воздействий в семейном и социальном пространстве, сотрудничество с медиками и родителями по профилактике простудных и вирусных заболеваний, проведения в школе системных спортивно-оздоровительных мероприятий. Основные требования к качественному уроку, воспитательному часу, внеклассному мероприятию в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.

2. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития и интересов.

3. Установление межпредметных связей, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.

4. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

5. Эффективное использование педагогических приемов здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, игр).

6. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

7. Формирование умений учиться, заботясь о своем здоровье.

 Забота о здоровье человека, особенно о здоровье ребенка - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не сборник требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонии всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вау! Очень круто! Спасибо за интересный и полезный ресурс!

20 January 2021