Статья «"Жить своим умом" или пути интеллектуального развития обучающихся»

«Жить своим умом»
или пути интеллектуального развития обучающихся.
Изменения, происходящие во внешней среде (в обществе), вызывают необходимость поисков новых принципов организации образовательного процесса в учебных заведениях любого типа и уровня. Чем интенсивнее проявляется воздействие окружающей среды, тем большую актуальность приобретает разработка инструментов и методов организации процесса обучения.
В связи с этим к педагогам предъявляется целый ряд требований по подходам к обучению. Несмотря на применение различных развивающих методик и систем учитель, довольно часто, становится тормозящей причиной развития ребенка, когда ограничивает его в суждениях. Нужно максимально стремиться к расширению зоны самостоятельного мышления обучающегося. Таким образом, нарушается главный принцип любого роста и развития – НЕ НАВРЕДИ!!!
Психологи утверждают, что мы учимся вместе, а умнеет в одиночку.
Поэтому важно в современной школе создание условий для каждого ребенка не только учиться, но и умнеть, а позже «жить своим умом» - вот она, с моей точки зрения, цель педагогической деятельности.
Сейчас модно критиковать классно-урочную систему: и не эффективная она, и скучная, и не отвечает современным требованиям и так далее. Не стоит забывать, что ее обосновал еще Я. А. Коменский 17 веке и она жива до наших дней, претерпевая некоторые изменения. Неужели сотни лет существует классно-урочная деятельность, наносящая вред развитию подрастающего поколения? Откуда тогда в мире столько ученых мужей?
В современных условиях глобализации образования требуется развитие индивидуальности, творческого мышления, а не стандартных навыков обучающихся. Новые требования заставляют искать новые все более эффективные формы обучения.
Вынужденный переход на дистанционную форму обучения с весны 2020 года в условиях пандемии обнажил проблемы: отставание модернизации технологической базы, слабое развитие мультимедийных пособий, невосприимчивость интерактивного обучения. Какими бы умными, приспособленными и «продвинутыми», по мнению современных теоретиков образования, не были наши ученики, именно учителю под силу сбалансировать скорость приобретения знаний и умений с точечной отработкой навыков, которые с начальной школы несут основную целевую установку и являются показателями уровня пропедевтики предметного обучения в старших классах.
В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний — классно-урочная система рассматривается как существенный недостаток, тормозящий и не способный существовать в условиях изобилия информации и всеобъемлющей компьютеризации.
Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать, а без помощи учителя этому научиться нельзя. Лично меня радует тот факт, что ФГОС не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе обучения как таковой. Как гласит народная мудрость – «Ломать – не строить!», поэтому, сначала надо найти достойную альтернативу, а уж потом отказываться от сложившейся веками, отработанной и апробированной системы.
Мое мнение: модификация в разумных пределах – ДА! Полный отказ - НЕТ!
Тищенко Светлана Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Елена Иванова
Тищенко Светлана Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна