План конспект занятия о Филимоновской росписи
Занятие по программе «Юный художник»
Тема: «Знакомство с народным промыслом и элементами росписи «Филимоново»
Цели урока:
1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
| | Цели этапов | Деятель ность педагога | Деятель ность обучаю щихся | Содержание этапа | Инструмен тарий: методы, приёмы, способы деятельности | Формируемые компетенции |
| 5 мин | Проверка Знаний прошлого занятия | Вступи тельное слово. | Беседа «Вопрос- ответ» Решение Кроссворда. Фронтальная проверка. | Здравствуйте, ребята. Покажите мне при помощи смайлика своё настроение…. А теперь, скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии? - о промыслах народа; - Что такое промысмел? - о дымковской росписи. А для проверки знаний о промысле дымково я предлагаю вам порешать кроссворд. Прочитайте внимательно вопросы и впишите ответы. (через 3 мин раздать ответы для проверки ответов) – работы проверяются соседом и сдаются педагогу. | Кроссворды | |
| 5 мин | Активизи ровать внимание обучаю щихся, настроить на активную деятель ность. | Сообщение нового материала. Запись на доске новых слов: Забавки; Синика; | Активное слушание. | Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только на свете не бывает. Слайд №2 Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, Слайд №3 Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато, серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно. Сильно вытянуты шеи Слайд №4 И корова, как жираф, И медведь, что Змей Горыныч, Только это просто так. Чтобы звери, птицы, кони, Барышни, солдаты, Слайд №5 И коровы, и медведи Нравились ребятам. Чтоб добром и красотою сердце согревало И чтоб сказка никогда нас не покидала. Слайд №6 Зародился этот промысел в Одоевском районе Тульской области. А свое название получил от имени мастера, которого звали Филимон. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков. Одна из легенд рассказывает, что ещё во времена Ивана Грозного. Во владениях князя Воротынского появился гончар - Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. А сам он был беглым каторжником. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Слайд №7 Даже сказка про деда Филимона есть: Жил был дед Филимон, был уже стар и не мог выполнять тяжёлую работу. Скучно стало деду дома сидеть в окно глядеть, вот он и собрался в путь, мир посмотреть, удачи поискать. Шёл дед по дороге, шёл, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, полями. Солнышко высоко, ярко светило жарко стало, а вот и ручеёк. Присел он на камушек, отдохнуть, да водички испить. Набрал в руку землицы. А пока отдыхал, вертел, вертел её в своих руках и так, и эдак. Повертел, повертел её в руках - птичка получилась, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». Слайд №8 Филимоновская деревушка! Слайд №9 Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар. Как, правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича, печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. | | Формируется умение формули ровать свои мысли. |
| 5 мин | | Представление игрушек, элементов росписи. | Рассматривание игрушек, | Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Слайд № 10 Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. Слайд №11 Петух – главный хранитель семейного очага. Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца. Корова – это обозначение достатка в доме. Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие. Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества – богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье. Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком". Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии: Слайд №13 Круг - солнце, Треугольник - земля, Ёлочки - символ растительности и плодородия. Зигзаги символизируют воду. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Слайд №14 красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня; зелёный - говорит о возрождении жизни; жёлтый цвет - является цветом солнца и огня. Слайд №15 На что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. Чем ещё примечательна филимоновская роспись? Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Слайд №16 Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот. Слайд №17 Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть. Вопрос: А где же свисток? Ответ: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины. У солдат в гусе. Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки? Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники, зигзаги, ёлочки. Вопрос: Какой цвет наносится первым? Следующий? Следующий? Ответ: сначала жёлтый, малиновый, зелёный. | | |
| 20 мин | | | Выполнение элементов росписи | Слайд №18 Предложить всем стать настоящими народными мастерами и расписать некоторые модели филимоновских игрушек (по выбору): В процессе самостоятельной работы предоставить детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устроить импровизированную «выставку – ярмарку». Полюбоваться разнообразием узоров, яркостью красок, отметить лучшие работы. Похвалить каждого ученика. | | |
| 2 мин | | Домашнее задание | Запись домашнего задания | Слайд №19 Подобрать стихи, загадки, зазывалки о филимоновской игрушке. | | |
| 3 мин | | Итог занятия | | Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. | | |
| | | | Рефлексия | Предложить при помощи смайликов оценить занятие. | | |