Статья «Живые объекты на уроке» (Биология, 7 класс)
Живые объекты на уроках биологии.
Основная задача учителя биологии – привить молодому человеку любознательность, способность мыслить, ставить вопросы и отвечать на них, научить понимать окружающий мир живой природы, любить его в любых проявлениях, стараться его преумножить. Решить такую задачу можно, только изучая природу и наблюдая ее. Преподавание биологии невозможно без общения с живыми объектами, а знания, полученные по предмету, будут прочнее и конкретнее, если учащиеся приобретут их путем наблюдения за животными и растениями. Выпускник школы, который должен не только обладать определенным запасом знаний, но и владеть рядом умений познавательного и практического характера. Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих задач, требует организации образовательного процесса на основе живых объектов как первоисточников знаний. Это важнейшее условие определяет специфику методов обучения, ведущими среди которых становятся практические.
Организация работы с живыми зоологическими объектами на уроках крайне ограниченна. Использование живых зоологических объектов в домашней, внеурочной, внеклассной формах обучения биологии практикуется чрезвычайно редко. В школе преобладает методика, основанная на сообщении учащимися готовых знаний, ограничивающая самостоятельную мыслительную, а также непосредственную чувственно- практическую деятельность учащихся. Это приводит к неумению школьников осуществлять простейшие приемы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, обобщать их в понятия.
Непосредственное знакомство и общение с животными и растениями, возможность наблюдения за ними, постановка опытов и проведение экспериментов – способствуют получению учащимися истинных знаний о живой природе. Живые объекты можно использовать на уроках, занятиях кружка, для проведения исследовательских работ. Общение с живыми организмами способствует воспитанию у учащихся любви к природе и необходимости бережного к ней отношения. Уроки с использованием живых объектов проходят на высоком эмоциональном уровне.
В последние годы появилось множество новых декоративных животных, потенциальные возможности использования которых в процессе обучения биологии представляют интерес.
На своих уроках биологии, при изучении животных разных классов я использую виды которые требуются в качестве наглядных пособий и которые представляют особый познавательный интерес.
В своей работе я использую материалы методического пособия для студентов и учителей биологии средних общеобразовательных школ, составленного Пензенским Государственным педагогическим институтом им. Белинского в котором подробно и доступно изложено о содержании и разведении беспозвоночных животных в школьном кабинете биологии. При изучении микромира простейших особый интерес у учащихся вызывает работа по выращиванию культуры амеб, эвглены, инфузории с последующим использованием этих культур на уроках. При изучении животных класса двустворчатые моллюски на уроках я использую двустворчатого моллюска- беззубку, которую не трудно содержать в кабинете или в домашних условиях. Три года назад среди моих животных появился тропический брюхоногий моллюск – Ахатина. При изучении темы – брюхоногие моллюски, это животное, помогает учащимся изучить его внешнее строение, передвижение, питание, можно рассмотреть отложенные яйца в период размножения с последующим появлением малышей. Это животное очень любопытно, оно хорошо контактирует с человеком, вытягивая щупальца пытается определить препятствия на своем пути. Содержание этого моллюска не вызывает затруднений, самое главное тепло и влажность. Питается листьями салата и очень любит банан.
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях важнейших форм учебно– воспитательного процесса.
Познавательная деятельность школьников организуется преимущественно на основе наблюдения – целенаправленного восприятия живых объектов при выделении существенных признаков, определении и анализе закономерных отношений, обеспечивающих их функционирование.
Обращается внимание на выполнение школьниками заданий, ориентированных на объяснение причинных явлений и улучшение экологического состояния окружающей среды
Использование на уроках биологии живых объектов показывает эффективность работы. Это позволяет обучающимся глубоко осознать и усвоить знания, дает возможность сравнивать, делать выводы и подводит к научному обобщению. Дети объясняют интерес к подобным урокам проявлением положительных эмоций при выполнении предложенных заданий, приобретением новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельной организацией своей учебной деятельности и возможностью проявить свой творческий потенциал.
Активные формы занятий способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. Применение на уроках живых объектов стимулирует познавательно-продуктивную деятельность участников образовательного процесса, развивает их коммуникативные компетентности.
Использованная литературы
Министерство образования РФ Пензенский Государственный Педагогический институт им. В.Г. Белинского. М.А. Пятин, Т.Г. Стойко Содержание и разведение беспозвоночных животных в школьном кабинете биологии( методическое пособие для студентов и учителей биологии средних общеобразовательных школ)