Пошаговый мастер-класс на тему «Осенние поделки»
Методическая разработка.
Пошаговый мастер-класс на тему «Осенние поделки»
«Живёт на свете зверь смешной». Пластилинография
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого выполняется работа, а «графия» - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых предметов.
Мастер – класс рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, педагогов детских садов и всех творческих людей.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; формировать и развивать навыки ручного труда. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Расширять представление о жизни ежей. Закреплять применение своих знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях. Закреплять составление сюжетной картины. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование: фотографии с изображением ёжей; демонстрационный образец у воспитателя, у детей - разноцветный пластилин, стека, использованные диски аудио или видео, доска для лепки, салфетка, любые семена (семечки, арбузные, от хурмы и др.), грецкие орешки.
Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о еже. Беседа на тему «Чем питаются ежи». Рассматривание иллюстрации «Ежик в лесу». Наблюдение за осенними изменениями в природе. Рисование в свободное время деятельности осенних пейзажей (красками, гуашью, цветными карандашами.)
Ход МК:
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята! Послушайте загадку и скажите о ком она.
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек –
Кто же это? (ответ детей)
Педагог. Это ежик!
"Что несёте вы, сосед?"
"Две салфетки и обед! (С. Олексяк)
Педагог.
Ребята, ёж – это домашнее или дикое животное? Объясните, почему ёж – дикое животное. Расскажите, что вы знаете про ежей (ответы детей).
А как выглядит ёжик? Сейчас нам ребята прочитают стихи об этом
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж (Сливка, 2005)
Ах, какой смешной наш ежик!
У него две пары ножек!
Глазки-пуговки, иголки-
Даже больше, чем у елки! И. Оленева
Ходит Ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка? О. Малиновская
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат! А. Гришин
Рассматривание фотографий (иллюстраций) с изображением ежей
Уже на улице холодно, временами идет снег. В лесу ежа уже не встретить. А давайте сделаем картину с ёжиком в осеннем лесу. А как же мы с вами можем изобразить ёжика?
Дети. Нарисовать, вылепить, наклеить, из цветной бумаги!
Педагог: Верно! Я предлагаю вам стать художниками-волшебниками и создать свою осеннюю картину, не на бумаге, а на диске. И не красками, а пластилином. Готовы?
Дети садятся на свои рабочие места.
II. Основная часть.
Педагог: Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним правила работы с пластилином.
Ребята, обращаю ваше внимание, что во время работы возможно использование разных приёмов рисования пластилином:
можно использовать скатанные шарики, раскатанные палочки-жгутики, и размазывание пластилина и другие.
А теперь, прежде чем начать работать, давайте приготовим наши руки к работе.
-Посмотрите, что это? орешки
-Берите по орешку в руку и сделаем массаж ладошек.
Орешек держим мы в руке,
Зажимаем в кулаке.
Опускаем, зажимаем
И в ладошках покатаем.
Взад, вперед орех гоняем.
Мы погладим им ладошку,
Будто бы сметаем крошки,
Каждым пальчиком сожмем
И другой рукой начнем.
-Приступаем к работе. Дети работают с пластилином. В процессе работы воспитатель подсказывает затрудняющимся детям приёмы работы.
Пошаговый процесс выполнения работы:
Материалы, необходимые для выполнения работы.
1. Сначала делаем фон: берём голубой пластилин, хорошо разминаем, Небольшой кусочек пластилина нужно положить в центр верхней части диска и равномерно размазывать от центра к краям, не выходя за контур. Затем берем пластилин жёлтого, оранжевого цвета, стекой отрезаем маленькие кусочки, размазываем (можно смешивая цвета) в нижней части диска.
|
|
|
|
2. Из пластилина коричневого цвета будем делать ствол дерева, ветки. Чтобы слепить ствол дерева, надо отломить небольшой кусочек пластилина и раскатать на доске в «колбаску», сплющить ее в ленточку и приложить к фону, плотно прижав пальцами. Из небольших жгутиков сделать веточки.
|
|
3. Чтобы сделать листочки, нужно отщипнуть кусочек пластилина соответствующего цвета (жёлтый, красный, оранжевый), скатать шарик, затем сплющить, у каждого кончика с обеих сторон заострить, закрепить на дереве. Можно добавить листочков под дерево.
|
|
4.Берём жёлтый пластилин, раскатываем на доске в «колбаску», и сворачиваем по спирали. Можно примазать небольшие лучики. Наше солнышко готово. Примазываем
|
|
5.Теперь делаем ёжика. Берём пластилин светло-коричневого цвета, отрезаем небольшой кусочек, делаем туловище овальной формы, затем приёмом «капля» (или «оттягивание») делаем мордочку ежа. С помощью тёмного пластилина оформляем мордочку (глазки-пуговки, носик, рот). На туловище, начиная сверху, «вдавливаем» в пластилин любые семена (семечки, арбузные, от хурмы и др.). Из маленьких жгутиков светло-коричневого цвета делаем 2 лапки, примазываем к туловищу. Готового ёжика закрепляем, примазывая, на диске. На иголки ежу можно «надеть» яблочки, свернув жгутик пластилина соответствующего цвета по спирали.
|
|
|
|
|
|
Работа готова
Работу можно оформить рамкой из тесьмы. На обороте диска по желанию можно закрепить петельку.
III. Итог.
Педагог: Посмотрите, какие замечательные картины у вас получились, потому, что вы очень старались! Ваши ёжики просто великолепны. Молодцы, ребята!
- Как называется техника работы с пластилином, которой мы сегодня пользовались?
Педагог заканчивает занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Позанимались мы отлично,
Теперь играть нам всем пора!
Использованные источники:
https://ejik-land.ru/liric/page135.html
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-ezhikov.html
https://infourok.ru/urok-po-tehnologii-klass-applikaciya-peyzazh-derevnya-598501.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-instruktazh-po-ohrane-truda-kl-1045437.html
Пролубщикова Наталья Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Виктория Александровна
Янова Татьяна Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Янова Татьяна Викторовна
Елена Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Володченкова Ольга Алексеевна
Янова Татьяна Викторовна
Татьяна
Янова Татьяна Викторовна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Янова Татьяна Викторовна