Конструкт совместной деятельности педагога с детьми старшей группы «Жизнь батарейки»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт совместной деятельности педагога с детьми
старшей группы
в образовательной области «Познание»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Жизнь батарейки»
Исполнитель:
Кузеванова В.И.,
студентка 3 ДО группы
Воспитатель:
Лаптева М.Ю.
Камышлов, 2022
Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах в окружающем мире через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с физическим явлением – электрическим током, условиями его возникновения;
-Рассказать о принципе работы батареек, их разновидностях;
-Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами;
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- Развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог, приводить аргументы;
-Развитие исследовательских умений дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательная:
- воспитывать ответственное отношение к охране окружающей среде.
Технические ресурсы: Для наблюдения и экспериментирования: горячая вода, пальчиковые, мизинчиковые батарейки, батарейки-таблетки.
АЛГОРИТМ ПЕРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ:
1.Создание проблемной ситуации – не работает игрушка
2.Целеполагание-Что будем делать, чтобы батарейка заработала?
3.Выдвижение гипотезы- если положить батарейку в горячую воду, то она снова заработает.
4.Проверка предположений – кладём батарейку в полиетиленовый мешочек и опускаем в кастрюлю с горячей водой, ожидаем 10 минут, вставляем батарейку
5.Формирование вывода- батарейка может ненадолго зарядиться, если полежит в горячей воде продолжительное время.
6.Фиксирование результатьв – дети рисуют проделанный опыт
Для взаимодействия с родителями: Инструкция по утилизации батареек в Талице.
Мультимедийный комплекс, слайд-шоу «Электричество в картинках». Можно поросить детей, чтобы узнали у родителей, есть ли другие способы реабилитации батареек.
Используемые технологии:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
-Здоровьесберегающие технологии
-ТРИЗ – технологии
-«Безопасность». Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. С-Пб. - Детство-Пресс, 2004.
-«Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О.А. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2006.
Планируемый результат: у детей сформировались представления о физических явлениях и процессах в окружающем мире через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы | Планируемый результат |
Мотивационно - организационный | Воспитатель: У нас сегодня гостья- студентка педагогического колледжа - Кузеванова Виктория Ивановна. Давайте с ней поздороваемся и узнаем, зачем же она к нам пришла. Виктория Ивановна: Здравствуйте, ребята, я Виктория Ивановна, учусь на воспитателя в колледже в другом городе, пришла сегодня к вам в гости познакомиться с вами и поиграть. Расскажу сначала немного о себе. Показ презентации -Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, я загадаю вам загадку: Эта штучка хоть мала, но энергии полна. Оживляет механизмы лишь присутствием она. Виктория Ивановна: Когда я была маленькой и ходила в детский сад, я любила играть вот с какой игрушкой (демонстрирует, но игрушка не работает) -Ребята, почему игрушка не работает? Виктория Ивановна: Что нужно сделать, чтобы игрушка снова заработала? Виктория Ивановна: У нас нет новой батарейки. А как вы думаете, можно ли как-то попробовать оживить старую батарейку? | Дети: Здравствуйте! Дети внимательно слушают педагога Дети: Батарейка! Дети: Сломалась, села батарейка. Дети: Заменить батарейку на новую. Дети: достать из других игрушек или приборов, попросить у соседней группы, попросить родителей, чтобы привезли, посмотреть способы в интернете. | Сюрпризный момент Словесный – беседа Наводящие вопросы Похвала | Готовность детей к дальнейшей деятельности |
Основной | Виктория Ивановна: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы положим нашу батарейку в горячую воду на некоторое время?
Давайте достанем старую батарейку из игрушки, положим в прочный полиетиленовый пакет, опустим в кастрюлю с горячей водой на 10 минут. И подождем, правы ли мы были. (поместить батарейку в горячую воду). Пока батарейка будет заряжаться, я немного расскажу вам о том, кто изобрел первую батарейку, какие бывают батарейки сейчас и где используются. (Показ презентации) Виктория Ивановна: устали, ребята? Давайте тогда с вами немного отдохнем! Гимнастика для глаз «Неделька» - Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации). - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз). - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз). - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение). - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! Виктория Ивановна: Молодцы, ребята! -А сейчас пришла пора нам поиграть и немножко посоревноваться. Хотите? Игра «Есть ли здесь батарейка?» (Строятся в 2 команды, добегают до стола и выбирают 1 команда - предмет с батарейкой,2 – предмет,в котором батарейки нет, возвращаются к команде и передают эстафету следующему) Виктория Ивановна: Молодцы, ребята, вы все очень быстрые! Но давайте же узнаем, чья команда лучше справилась с заданием? Подвести итог, чья команда лучше справилась с заданием. Виктория Ивановна: Поиграли – отдохнем и на стульчики пройдем. Виктория Ивановна: Пока мы играли, я вспомнила еще один способ, как продлить жизнь батарейке – нужно сжать ее по бокам плоскогубцами. Попробуем?(пробуем, что получится, вставляем батарейку –играет или нет). Виктория Ивановна: Пора проверить, заработала ли батарейка, положенная в горячую воду. (пробуем, что получится, вставляем батарейку –играет или нет) -Если да – отлично, но такого заряда хватит ненадолго и батарейка в скором времени все равно придет в негодность и как же ее правильно утилизировать? -Если нет – то все таки придется купить новую батарейку, а что же нужно сделать со старой? Виктория Ивановна: Правильный способ утилизации батареек – это сдача их в специальный пункт приема, найти который можно в любом городе. Перед посещением пункта можно собирать использованные источники питания в закрытую емкость или полиэтиленовый мешок, лучше – в толстый, так как он механически прочнее. Хранить батарейки необходимо при температуре +20-25 градусов по Цельсию. Не рекомендуется класть их в холодильник или морозилку. -В батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м. почвы. -Поэтому просто выбросить батарейку нельзя! - Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка? (Ответы детей) - Её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе. - А куда выбрасываете использованные батарейки вы? (Ответы детей) - Теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно! Расскажите родителям и вместе отнесите батарейки в такой пункт. |
Дети: снова заработает Дети слушают педагога Дети смотрят презентацию Дети: Да Дети выполняют гимнастику для глаз «Неделька» Дети: Да! Дети строятся в 2 команды, играют в игру «Естьл здесь батарейка?» Дети: Давайте! Дети присаживаются за столы Дети: попробуем | Наглядный – картинки. Словесный – беседа, наводящие вопросы. Практические: опыт с батарейкой (эксперимент) | Дети умеют договариваться и слушать Дети соблюдают правила игры и правила безопасного поведения. |
Заключительный | Виктория Ивановна: Давайте сделаем выводы по нашей встрече -зачем нужны батарейки? - как можно продлить жизнь старой батарейке? -как нужно правильно утилизировать батарейки? А сейчас предлагаю вам в тетради зарисовать способ реабилитации батарейки, который мы пробовали сделать сегодня. | -С помощью батареек работают игрушки, электроприборы и т.д. -Реабилитировать батарейки -Батарейки нужно сдавать в специальный пункт Дети рисуют кастрюлю с водой и опущенный в нее полиэтиленовый мешочек с батарейкой. | Словесный – беседа. Похвала. | Эмоционально-положительное состояние, подведение итогов |