12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мосолова Анастасия Викторовна37


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Щёкино





Конспект урока в 11 классе на тему:

«Развитие жизни в мезозойскую эру»


Комбинированный урок с презентацией







Автор: учитель биологии Мосолова А.В.










Щёкино


Тема урока: ЖИЗНЬ В МЕЗОЗОЙСКУЮ ЭРУ


Класс: 11Б (профильный)


Цель урока: изучить развитие жизни в мезозойскую эру.


Задачи:

образовательная: рассмотреть преобразования климата в мезозойской эре, выявить основные ароморфозы живых организмов, населявших Землю;

развивающая: формировать умения и навыки само­стоятельной работы, выделять главное, анализировать, сопоставлять;

воспитательная: ответственное отношение к вы­полнению полученных заданий.


Тип урока: Комбинированный урок


Технология обучения:

Технология развивающего обучения.(учебные задачи на поиск и постановку проблемы к определенным условиям, определение принципов и закономерностей. Выработка понятий, разработка определений. Поиск доказательств. Разработка гипотезы, поиск связей и отношений, анализ, учебно-познавательные ситуации, применение информационно-коммуникационных технологий, развитие познавательного потенциала).

Синквейн (синтез сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся, практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу)


Оборудование: Мультимедийная презентация. Раздаточный материал «Ископаемые находки» Карточки с заданиями, тексты с заданиями для индивидуальной работы.









Структура урока


Основные этапы урока, время


Методы

обучения


Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный этап

(2 мин.)

фронтальная беседа

Вступительное слово. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Постановка общих целей урока


Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.


2. Этап проверки домашнего задания

(10 мин.)

Методы устного и письменного контроля (беседа; рассказ ученика; объяснение; тест)

Создает эмоциональный настрой на положительный результат. Выборочно предлагает дидактические карточки для устного и письменного ответа. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Даёт комментарии к ответам


Отвечают у доски по карточкам и письменно на местах. Дают определения понятиям.

Выявляют закономерности, анализируют, определяют причины.

Формулируют выводы.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения

Карточки см. в приложении

3.Актуализация опорных знаний, формирование мотивации учебной деятельности. (5 мин.)





Сообщение темы и целей урока.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (учебная дискуссия)

Готовит учащихся к активному сознательному усвоению нового материала:

t1631635968aa.png

Давайте попробуем сформулировать цели урока: Сегодня мы должны

Знать:…Понимать:…Научиться:…

А теперь сформулируем тему нашего урока.


Слушают учителя, формулируют цели и тему урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, пробуют сформулировать тему урока самостоятельно.

Презентация

4.Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). Репродуктивные объяснительно-иллюстративны, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Объяснение учителя

Рассмотрите геохронологическую таблицу.





Какие периоды входят в эру мезозоя?

Сегодня на уроке мы рассмотрим дальнейшее развитие жизни на Земле.

Мезозойская эра включает в себя 3 периода:

Триасовый(40±5 млн. лет);

Юрский(60 млн. лет);

Меловой(70 млн. лет).

В конце палеозоя происходит горообразование, вызвавшее поднятие суши и возникновение Урала, Алтая. Все это привело к дальнейшему усилению засушливости климата, начавшемуся в перми. Площадь суши была значительно большей, чем сейчас. Мезозой справедливо называют эрой пресмыкающихся. Их расцвет, широчайшая дивергенция и вымирание происходят именно в эту эру.

В эту эру продолжалось усложнение организмов, и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся

Жизнь в триасовый период

В триасе происходит ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков.

Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.

Возникновение первых костных рыб.

В триасе началась великая война двух сухопутных племён – рептилий и звероподобных

250 млн. лет назад вся суша Земли была объединена в суперконтинент Пангею, располагавшийся в одном полушарии. Климат в это время везде был практически одинаков. Континенты все еще были слиты в единый суперконтинент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше.

Климат становится все более жарким и засушливым: начинают пересыхать озера и реки, а во внутренних областях – образовываться обширные пустыни.

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, в число которых входил Askeptosaurus, напоминающий сегодняшних крокодилов, и Placodus, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Какие преимущества имеют млекопитающие по сравнению с рептилиями?












Что такое ароморфоз?

Можно ли считать эти приобретения ароморфозами? Почему?


Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники, саговник и хвощи, возникшие в палеозойскую эру. 220 млн. лет назад в ландшафте преобладали кустарники с вкраплениями хвойных деревьев, напоминающих современные, и огромных гинкговых растений. Поскольку в данный период времени сокращались площади морей и океанов, и влажный климат сменился на сухой, вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Первыми из растений завоевали сушу голосеменные.

Приведите примеры известных вам голосеменных растений.


Жизнь в юрском периоде

В юрском периоде климат, вначале влажный, в конце – засушливый.

Появление новых групп моллюсков. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения.

Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса.

Asteroceras obtusum – один из видов аммонитов, обитавших в морях юрского периода.Юрский бобр

Расцвет динозавров пришелся на юрский период (208-144 миллиона лет назад). Некоторые динозавры этого периода были внушительных размеров, вооруженные пластинами и шипами. Среди них встречаются: аллозавр, археоптерикс, брахиозавр, диплодок, стегозавр и другие.

Что можно сказать о многообразии пресмыкающихся?

В чем причины такого многообразия?





Археоптерикс. Считается, что птицы произошли от рептилий – архозавров




Возникновение птиц должно было сопровождаться появле­нием крупных ароморфозов в строении. Назовите эти ароморфозы.

Каким образом формировались отличительные особенности строения птиц? Приведите примеры.


Жизнь в меловой период

В меловом периоде прохладный климат, увеличение площади Мирового океана и новое поднятие суши.

Идут интенсивные горообразовательные процессы (Альпы, Анды, Гималаи).

Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей.

Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.

Большое количество разнообразных млекопитающих, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые, самые примитивные из ныне живущих живородящих млекопитающих и однопроходные (клоачные), или яйцекладущие млекопитающие.

При переходе от раннего к среднему меловому периоду появились первые цветковые растения. В это же время продолжалась эволюция огромных травоядных динозавров.

Окаменелый лист магнолии, найденный в породах верхнего мелового периода в Саксонии (Германия).

Появляются первые покрытосеменные (цветковые) растения.

Какие преимущества имеют покрытосеменные растения пи сравнению с голосеменными растениями?

Можно ли считать появление цветка ароморфозом? Почему?











Динозавры мела.








Мел-палеогеновое вымирание. Причины:

Внеземные ;

Земные биотические;

Земные абиотические;

Комбинированные.

 


На протяжении урока учащиеся записывают в тетради основные преобразования Земли в таблицу, начатую на прошлых уроках


Учащиеся перечисляют названия периодов




Слушают, включаются в беседу, смотрят презентацию








Заполняют в ходе объяснения таблицу в тетради



















четырехкамерное сердце;теплокровность;длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту;более развитый головной мозг,большая активность (конечности под туловищем);


да, это повышает уровень организации



Заполняют таблицу













Заполняют таблицу в тетрадях





Сообщение с презентацией «Динозавры» (творческое домашнее задание)


Различные условия сред обитания многообразие.


Сообщение «отчего люди не летают»



четырехкамерное сердце,теплокровность;большее развитие головного мозга и более сложное поведение;забота о потомстве.











Продолжают конспект












Наличие хорошо развитой проводящей системы, зародыш имеет запас питательных веществ, защищен оболочками, двойное оплодотворение, появление цветка, который привлекает насекомых – опылителей

Появление цветка можно считать результатом крупного ароморфоза потому, что произошло повышение уровня организаций растения. Появление цветка определило дальнейшие этапы в развитии органического мира. А именно сопряженную эволюцию насекомоопыляющихся растений и насекомых-опылителей.


Мультимедийное сопровождение




На экране презентация













































































(домашнее задание, работа с дополнительной литературой)













Региональный компонент, раздаточный материал «Археологические находки»

5.Этап усвоения и закрепления новых знаний (5 мин)+рефлексия

Метод критического мышления – синквейн


Правила написания синквейнов: (Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.)

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Самостоятельно работают в тетрадях (составляют синквейн на тему «Развитие жизни в мезозое»)



6.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (3 мин)

Методы организации деятельности

Вопрос для обсуждения: Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?


параграф 4.16,

Продолжение конспекта в тетради

Вопрос для обсуждения




Фиксируют домашнее задание


7.Подведение итогов урока (1 мин)

Беседа

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выставление оценок

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Приложение 1


Карточки для устного опроса по темам «Развитие жизни на Земле»



Возникновение жизни на Земле. Теории абиогенеза.

Дайте краткую характеристику Протерозойской эры.

Какое значение для развития жизни на Земле имело возникновение фотосинтеза?



Эксперимент Пастера.

Ароморфозы архея.

Перечислите представителей флоры и фауны палеозоя



Теория Опарина

Дайте определения: эра, геохронология, коацерваты, прокариоты, ароморфоз.

Крупнейшие ароморфозы кембрия и ордовика














Приложение 2

Тест «Развитие жизни в палеозойскую эру»






Палеозойская эра – эра....

а. древней жизни

б. древнейшей жизни

в. средней жизни

г. новой жизни


Её возраст

а. точно не установлено

б. 200 млн лет

в. миллиард лет

г. 570 млн лет


На сколько периодов подразделяется эра? Перечислите их.

6 периодов (кембрий, ордовик, силур, девон, каменноугольный, пермь)


Растительный мир развивался от… до …


а. от водорослей до грибов

б. от сине-зелёных бактерий до хлореллы и хламидомонады

в. от водорослей до первых семенных растений (семенных папоротников)

г. от водорослей до покрытосеменных


Животный мир развивался от…до…

а. от примитивных морских бесчерепных хордовых до наземных пресмыкающихся

б. от червей до ланцетников

в. от бактерий до червей

г. от пресмыкающихся до млекопитающих


В силурийском периоде появились первые обитатели суши –растения. Какие?

а. хвощи

б. папоротники

в. псилофиты

г. плауны


Первые беспозвоночные животные силурийского периода, дышащие атмосферным кислородом

а. стегоцефалы

б. морские лилии

в. паукообразные

г. динозавры


12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.