Тема урока: Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.
Цель: дать учащимся первоначальное представление о таких жизненных процессах клетки как рост, развитие и деление клетки
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о жизнедеятельности клетки, умение делать выводы из полученной информации.
- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.
Предметные:
- уточняет свои представления о клетке;
Метапредметные:
- определять важность знаний о жизнедеятельности клетки;
- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||||||||||||
1 Орг момент. Мотивация к учебной деятельности. | Сегодня урок открытия новых знаний. На доске высказывание. слайд 1 Ребята, как вы понимаете следующее высказывание? «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс. (Нужно учиться с удовольствием, тогда будет всё понятно и легко) | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Учитель слушает предположительные ответы учеников | Ученики настроились на работу. Высказывания учеников | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. | |||||||||||||||
2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Давайте мы с вами вспомним клетку ЗАДАНИЕ №1 Вставить пропущенные буквы в терминах ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты. слайд 2 Покажите эти части клетки на рисунке ЗАДАНИЕ №2 Соотнесите части клетки и функции.
- Подумайте какие процессы клетки здесь описаны? Загляните на часок - Как можно (объединить) назвать все эти процессы? Это тема урока. А знаете ли вы что такое жизнедеятельность? – ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность процессов, протекающих в живом организме - С какими процессами жизнедеятельности мы ещё не знакомились? слайд 3 –Тема урока Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель. +……………….. | Выполняют задания Учитель зачитывает стих предварительно задав вопросы: подумайте про какой основной «элемент» рассказывается в стихотворении и какие основные процессы здесь раскрываются Учитель подводит к теме урока Подводит учащихся к определению цели урока | Выполняют работу на листочках Работают у доски, показывают основные части клетки Решая проблему определяют тему урока. Запись числа, темы урока. Конкретизируют тему | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, письменно и устно отвечать на вопросы учителя | |||||||||||||||
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Сможете ли вы сразу рассказать об этих процессах клетки? + нет | Подводит к определению затруднения | Формулируют затруднение | Регулятивные: Определяют затруднение | |||||||||||||||
4.Выявление места и причин затруднения | - _Почему вы не можете рассказать о росте, развитии и делении клетки? + недостаточно информации | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Формулируют причины затруднения | Регулятивные: самостоятельное формулируют причины затруднений | |||||||||||||||
5.Построение проекта выхода из затруднения | - Какими способами можем достичь поставленной цели? + поработав с учебником, иллюстрациями, дополнительным материалом | Обсуждают какими способами можно можно выйти из затруднения | Учащиеся называют с помощью чего можно выйти из затруднений | Регулятивные: Самостоятельно определяют средства для выхода из затруднений | |||||||||||||||
6.Реализация построенного проекта | Какой план мы для себя составим План: Рост и развитие клетки Сравнение молодой и старой клетки Деление клетки | Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма | Формулируют цель самостоятельно | Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование | |||||||||||||||
1 гр- рост и развитие 2 гр- деление клетки слайд 4 В ходе работы необходимо заполнить таблицу:
| Организует работу в группах. (используют презентацию, видео, параграф 8 – учебник) | Работая в группах, анализируют информацию, составляют таблицы в тетрадях. Слушают объяснения и инструкцию учителя. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | ||||||||||||||||
Физкультминутка | Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! | ||||||||||||||||||
Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) 1 гр- рост клетки Но клетки не только увеличиваются в размерах. В течение жизни в них происходят изменения. слайд 5 Перед вами две клетки, одна- молодая, другая – старая - Чем они отличаются между собой? Работаем в парах, находим признаки отличия.
2 гр- деление клетки | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и записывают в тетрадь. защищают свою работу | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | |||||||||||||||||
7. Закрепление изученного материала | слайд 6 Теперь вы выполните тестовую работу. Тест 1. Для размножения (передачи генетического материала) служит | Даётся тестовая работа работа. | Выполняют задания. | Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное | |||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторений | - Где вы можете применить полученные сегодня знания? + При изучении клеток животных | Учитель подводит учащихся к применению знаний | Учащиеся определяют, где они могут применить полученные знания | Регулятивные: умение применять знания в жизни | |||||||||||||||
9 Рефлексия учебной деятельности | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. -Все ли вам было понятно в течение урока? -Достигли ли вы поставленной цели? - Оцените свою деятельность | По результатам урока оцени уровень твоей работы на уроке | Учащиеся Оценивают свою деятельность | Личностные : Самооценка на основе успешности Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Познавательны: Рефлексия. | |||||||||||||||
8. Домашнее задание. | слайд 7 Параграф 9 Провести мини-исследование, в ходе которого сравнить сырой и варёный клубни картофеля. Объяснить, почему варёный картофель разваривается? | Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки. | Воспринимают информацию фиксируя задание. |
Спицына Любовь Ивановна