Урок биологии «Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление»

2
1
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

Урок биологии в 5 классе

Тема урока: Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.

Цель: дать учащимся первоначальное представление о таких жизненных процессах клетки как рост, развитие и деление клетки

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о жизнедеятельности клетки, умение делать выводы из полученной информации.

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

- уточняет свои представления о клетке;

Метапредметные:

- определять важность знаний о жизнедеятельности клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Тип урока: изучение нового материала.


Этап урока

Содержание

учебного

материала

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1 Орг момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня урок открытия новых знаний.

На доске высказывание.

слайд 1

Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс.

(Нужно учиться с удовольствием, тогда будет всё понятно и легко)

Приветствует, проверяет

готовность к уроку,

желает

успеха.

Включение в деловой

ритм.

Учитель слушает предположительные ответы учеников

Ученики

настроились на

работу.




Высказывания учеников


Личностные:

Умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать

выполнение заданий учителя.

2 Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока


Давайте мы с вами вспомним клетку

ЗАДАНИЕ №1 Вставить пропущенные буквы в терминах

..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты.

слайд 2

Покажите эти части клетки на рисунке

ЗАДАНИЕ №2 Соотнесите части клетки и функции.

Части клетки

Функции

1. Ядро

Придает форму и защищает содержимое клетки

2. Цитоплазма

Накопление запасных веществ и ненужных продуктов жизнедеятельности.

3. Пластиды

Несет наследственную информацию и служит центром жизнедеятельности.

4. Вакуоль

Место, где протекают основные процессы жизнедеятельности

5. Клеточная оболочка

Бывают бесцветными и окрашенными

- Подумайте какие процессы клетки здесь описаны?


Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?


- Как можно (объединить) назвать все эти процессы? Это тема урока.

А знаете ли вы что такое жизнедеятельность? – ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность процессов, протекающих в живом организме


- С какими процессами жизнедеятельности мы ещё не знакомились?

слайд 3 –Тема урока

Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель.

+………………..

Выполняют задания

























Учитель зачитывает стих предварительно задав вопросы: подумайте про какой основной «элемент» рассказывается в стихотворении и какие основные процессы здесь раскрываются























Учитель подводит к теме урока








Подводит учащихся к определению цели урока

Выполняют работу на листочках








Работают у доски, показывают основные части клетки








































Решая проблему определяют тему урока.







Запись числа, темы урока.

Конкретизируют тему

Личностные: Умение

соблюдать дисциплину на

уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные :

Умение организовать

выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные :

умение воспринимать

информацию на слух, письменно и устно отвечать на вопросы учителя

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Сможете ли вы сразу рассказать об этих процессах клетки?

+ нет



Подводит к определению затруднения

Формулируют затруднение

Регулятивные:

Определяют затруднение

4.Выявление места и причин затруднения


- _Почему вы не можете рассказать о росте, развитии и делении клетки?


+ недостаточно информации

Обсуждение затруднений

(почему возникли затруднения, чего мы ещё

не знаем).

Формулируют причины затруднения

Регулятивные:

самостоятельное формулируют причины затруднений


5.Построение проекта выхода из затруднения

- Какими способами можем достичь поставленной цели?

+ поработав с учебником, иллюстрациями, дополнительным материалом


Обсуждают какими способами можно можно выйти из затруднения

Учащиеся называют с помощью чего можно выйти из затруднений

Регулятивные:

Самостоятельно определяют средства для выхода из затруднений


6.Реализация построенного проекта



Какой план мы для себя составим

План:

Рост и развитие клетки

Сравнение молодой и старой клетки

Деление клетки

Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма

Формулируют цель самостоятельно

Регулятивные:

самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование


1 гр- рост и развитие

2 гр- деление клетки





слайд 4

В ходе работы необходимо заполнить таблицу:

название процессов

особенности





Организует работу в группах. (используют презентацию, видео, параграф 8 – учебник)



Работая в группах, анализируют информацию, составляют таблицы в тетрадях.

Слушают

объяснения и

инструкцию

учителя.



Личностные:

Умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Регулятивные :

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы

учителя.

Познавательные: умение

структурировать учебный

материал,

выделять в нем

главное.

Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!





Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)

1 гр- рост клетки

Но клетки не только увеличиваются в размерах. В течение жизни в них происходят изменения.

слайд 5



Перед вами две клетки, одна- молодая, другая – старая

- Чем они отличаются между собой?

Работаем в парах, находим признаки отличия.

Признаки сравнения

Молодая клетка

Старая клетка

1.Размеры клеток



2.Количество вакуолей



3.Размеры вакуолей



4.расположе ние ядра



2 гр- деление клетки


Отвечают на вопросы учителя.

Делают

выводы и

записывают в

тетрадь. защищают свою работу


Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы

учителя.

Познавательные: умение

структурировать учебный

материал,

выделять в нем

главное.

7. Закрепление

изученного

материала


слайд 6

Теперь вы выполните тестовую работу.

Тест

1. Для размножения (передачи генетического материала) служит 
1) вакуоль 
2) цитоплазма 
3) ядро 
4) клеточная стенка 
2. Питание – это 
1)поглощение кислорода клеткой 
2)поглощение готовых органических веществ животной клеткой или создание органических веществ растительной клеткой 
3)поглощение энергии 
4)выделение ненужных клетке веществ 
3. Процесс размножения клетки называется: 
1) рост 
2) деление 
3) растяжение 
4) обмен веществ 
4. Дыхание – это: 
1) газообмен 
2) питание 
3) движение 
4) размножение 
5. Процесс, обеспечивающий связь между клеткой и окружающей средой – это: 
1) питание 
2) деление 
3) обмен веществ 
4) рост 

Даётся тестовая работа

работа.


Выполняют задания.

Регулятивные:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы

по результатам работы.

Познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

8. Включение в систему знаний и повторений


- Где вы можете применить полученные сегодня знания?

+ При изучении клеток животных


Учитель подводит учащихся к применению знаний

Учащиеся определяют, где они могут применить полученные знания

Регулятивные: умение применять знания в жизни

9 Рефлексия учебной деятельности

Осознание учащимися своей учебной

деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Достигли ли вы поставленной цели?

- Оцените свою деятельность

По результатам

урока

оцени уровень

твоей работы на

уроке

Учащиеся

Оценивают свою деятельность


Личностные :

Самооценка на

основе успешности

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Познавательны:

Рефлексия.

8. Домашнее задание.

слайд 7



Параграф 9

Провести мини-исследование, в ходе которого сравнить сырой и варёный клубни картофеля. Объяснить, почему варёный картофель разваривается?

Формулирует

задание,

комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки.


Воспринимают информацию фиксируя задание.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Валерьевна, урок интересный. Благодарю! В публикации есть ссылки на слайды, хотелось бы видеть её в приложении к уроку.

4 November 2019

Ответ #266249 был удален 7 November 2019