Урок биологии в 9 классе «Деление клетки. Митоз»
Урок биологии в 9 классе. «____»_________________ 20___ г.
Деление клетки. Митоз.
Цель. Раскрыть суть митоза и его значение.
Задачи.
Образовательные: познакомить учеников с понятиями «клеточный цикл клетки», «митоз»; охарактеризовать содержание всех фаз митоза; проанализировать особенности клеточного деления у прокариот и эукариот; показать роль митоза в процессах физиологической регенерации.
Развивающие: развивать умения структурировать знания, анализировать информацию, сравнивать, выделять главное в тексте.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос.
1. Сравните бесполое и половое размножение. Выделить преимущества и недостатки обоих типов размножения.
2. Объясните значение полового и бесполого размножения.
3. Какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление полового размножения.
Тестовая работа.
1. Что такое размножение?
а - увеличение числа особей б - деление клеток
в - воспроизведение себе подобных организмов г- образование новых видов.
2. Какое размножение характерно для растений?
а - половое и бесполое б - только половое,
в - только бесполое г - только делением клетки
3. Гермафродитом не является:
а – гидра пресноводная б – человеческая аскарида
в – свиной цепень г- дождевой червь.
4. К специализированным частям тела растения, обеспечивающим вегетативное размножение, не относится:
а – клубень картофеля б – цветок гладиолуса
в – луковица гиацинта г- корневище пырея
5. Широкое распространение бесполого размножения среди высших растений связано с:
а – их неподвижностью и низкой эффективностью обмена гаметами;
б - большой изменчивостью потомства;
в – повышением генетического разнообразия потомков;
г - большой скоростью такого типа размножения
6. Большая эволюционная прогрессивность полового размножения обусловлена тем, что оно:
а - обеспечивает генетическую стабильность;
б- обеспечивает генетическое разнообразие потомства;
в – отличается большой скоростью;
г – характеризуется большой продуктивностью.
7. Установите соответствие между способами бесполого размножения и организмами, для которых они характерны.
Способы размножения Организмы
1. Деление клетки А. Смородина
2. Спорообразование Б. Дождевой червь
3. Вегетативными органами В. Дизентерийная амеба
4. Почкование Г. Тюльпан
5. Видоизмененными побегами Д. Пеницилл
6. Фрагментация тела Е. Красный коралл
3. Изучение новой темы. (слайд 1)
Как известно, новые клетки образуются в результате деления материнской клетки на две дочерние, обладающие идентичным между собой и таким же, как и у материнской клетки, наследственным материалом. Такое равномерное распределение генов между дочерними клетками возможно благодаря удвоению ДНК перед началом деления исходной материнской клетки. Этот способ передачи генетической информации от родителей к потомкам имеет важное значение для целостности и сохранности биологических видов и реализуется в результате жизнедеятельности каждой клетки.
Период существования клетки от момента её образования в результате деления материнской клетки до её собственного деления или гибели, называется жизненным циклом клетки, или клеточным циклом. (слайд 2)
В течение этого времени клетка растёт, развивается, выполняет определённые функции в организме, после чего делится, образуя новые клетки. Жизненный цикл разных клеток может продолжаться от нескольких минут до десятков лет и состоит из двух фаз: интерфазы и фазы деления.
Интерфаза – это период активной жизнедеятельности клетки, который условно можно разделить на три периода. (слайд 3)
Первый, пресинтетический период, предшествует синтезу ДНК. В этот период вновь образовавшаяся клетка растёт до нормальных размеров, активно синтезирует белки и компоненты нуклеиновых кислот, запасает энергию.
Основные события синтетического периода – интенсивный синтез молекул ДНК и РНК, удвоение хромосом, каждая из которых к концу периода состоит из двух идентичных хроматид, соединённых центромерой. Процесс удвоения молекул ДНК называется репликацией, или редупликацией. В итоге из одной молекулы ДНК образуется две, каждая из которых включает материнскую и дочернюю цепочки. Синтезированные молекулы являются абсолютными копиями друг друга и материнской молекулы ДНК.
(слайд 4,5)
Во время постсинтетического периода синтезируются белки микротрубочек, образующие веретено деления, накапливается энергия, необходимая для митотического деления. (слайд 6)
Завершается интерфаза делением клетки или её гибелью. Для бактерий и простейших деление клетки является основным способом размножения, поэтому практически все клетки не погибают после интерфазы, а делятся на две дочерние клетки, давая, таким образом, жизнь новым организмам. Клетки многоклеточных организмов не обладают способностью к бесконечному делению. ДНК клеток содержат специальные «гены гибели», которые в определённый момент активируются, вырабатывая в клетке особые белки, приводящие к её физиологической смерти. Таким образом, в многоклеточном организме клетки большинства тканей постоянно разрушаются и заменяются новыми.
Клеточное деление прокариот (рис.20 стр.49) обусловлено особенностями строения их клеток. У прокариотических клеток нет ядра и хромосом. Поэтому клетки размножаются простым делением надвое. Наследственный материал у бактерий представлен одной кольцевой молекулой ДНК, которая имеет вид кольца и обычно прикреплена к клеточной мембране. Перед делением ДНК удваивается, и каждая из них, оказывается прикрепленной к клеточной мембране. По завершении удвоения ДНК клеточная мембрана врастает между образовавшимися двумя молекулами ДНК. Таким образом, цитоплазма оказывается поделенной на две дочерние клетки, в каждой из которых содержится по идентичной кольцевой молекуле ДНК.
Подавляющему большинству соматических клеток присуще непрямое, или митотическое деление. В результате митоза генетический материал клетки удваивается и равномерно распределяется между двумя дочерними клетками. Митоз состоит из двух последовательных процессов – деления ядра, или кариокинеза и деления цитоплазмы, или цитокинеза. Продолжительность непрямого деления клеток варьирует от 30-60 мин у животных клеток до 2-3 часов у растительных клеток. (слайд 7)
Митоз состоит из четырёх фаз: профазы, метафазы, анафазы и телофазы.
(слайд 8)
Во время профазы в ядре исчезают ядрышки, спирализуются и становятся отчётливо видны в световой микроскоп хромосомы, каждая из которых состоит из двух хроматид, соединённых в области центромеры, образуется веретено деления, исчезает ядерная оболочка.
(слайд 9)
Во время метафазы центромеры хромосом располагаются вдоль экватора клетки, образуя метафазную пластинку. Каждая центромера соединяется с нитями веретена деления.
(слайд 10)
В анафазе каждая хромосома разделяется на две хроматиды, которые благодаря нитям веретена деления расходятся к полюсам клетки. Таким образом, на полюсах клетки оказываются идентичные наборы хромосом.
(слайд 11)
В телофазе хромосомы, расположенные на полюсах клетки деспирализуются, вокруг них образуются ядерные мембраны и образуются ядра дочерних клеток, начинается активный синтез белков, образуются ядрышки, нити веретена деления разрушаются.
Телофазой завершается кариокинез, за которым следует цитокенез, проходящий у растительных и животных клеток не одинаково. В животной клетке по линии экватора возникает перетяжка, в образовании которой участвуют структуры цитоскелета. Перетяжка углубляется до тех пор, пока цитоплазма не разделится надвое.
Стр. 47-48 определите биологическое значение митоза.
(слайд 12)
Биологическое значение митоза.
1. Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.
2. Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.
3. Рост.
4. Основа эмбрионального развития.
5. Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.
6. Основа бесполого размножения.
4. Закрепление.
(слайд 13)
Лабораторная работа № 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»
Цель: изучение делящихся клеток.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
Ход работы.
1. Рассмотрите микропрепарат сначала при малом увеличении, затем при большом увеличении.
2. Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.
3. Зарисуйте делящиеся клетки в таблице и по образцу:
Фаза деления клетки |
Вид клетки во время фазы деления |
Профаза |
|
Метафаза |
|
Анафаза |
|
Телофаза |
(слайд 14)
Установите соответствие между фазами митотического цикла и событиями, происходящими в них.
Фазы |
События. |
1.Анафаза 2. Метафаза 3. Интерфаза 4. Телофаза. 5. Профаза |
А. Клетка растет, образуются органоиды, удваивается ДНК. Б. Хроматиды расходятся и становятся самостоятельными хромосомами. В. Начинается спирализация хромосом, разрушается ядерная оболочка. Г. Хромосомы располагаются в экваториальной полости клетки. Нити веретена деления присоединяются к центромерам. Д. Исчезает веретено деления, формируются ядерные оболочки, хромосомы раскручиваются. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Домашнее задание.§ 14 (слайд 16)