Родительское собрание «Значение игры в жизни ребенка» (1–4 класс)
Значение игры в жизни ребенка.
Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и другие отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.
В детстве ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Педагог С. Т. Шацкий назвал игру «жизненной лабораторией», где наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития ребенка.
Основной вид деятельности детей – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что самолет и кораблик – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игровая деятельность, становится средством воспитания детей. Это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировка ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком, именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка, и понять на чем она построена. Понять, что она строится на конкретных условиях жизни ребенка, условий его воспитания. Хочется отметить, что в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа, чаще всего общение протекает в форме игры. Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера, дети используют «поясняющие» речи. Например, а «давай - как будто я мама и варю кашу». Совместная игра взрослого и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя.
? В какие игры можно поиграть? Чем занять ребенка?
Идеи игр для детей, для семей, для друзей
1. Играйте. В больницу. В цирк. В магазин. В почту. В зоопарк. Гимнастика под музыку. Танцы. Игра в корабль: плавание по разным странам. Игра в поезд: путешествие по разным городам. Игра в прятки, горячо-холодно.
2. Обыгрывайте предметы. Эта игра развивает воображение. К примеру, пластмассовую тарелку поочерёдно бросаете друг другу. Каждый должен обыграть её, причём без слов. Один надел её на голову – шляпа. Другой крутит перед собой – руль.
3.Угадывайте предметы. Берёшь шапку, насыпаешь туда мелких игрушек, ребёнку завязываешь глаза, и он, ощупывая предметы, должен их угадать.
4. Изображайте по очереди кого-нибудь. Или что-нибудь. Животное, растение, предмет, человека какой-то профессии. А другие должны угадать.
5. Тропинка. Ребёнок ведёт Вас и вы должны повторять всё, что он делает: перепрыгивать воображаемую канаву, «переплывать» ручей и т.д. Потом меняетесь.
6. Найди прищепку. Очень смешная игра! Один цепляет на себя бельевые прищепки, а другой с завязанными глазами на ощупь должен отыскать их.
7. Угадай, где находишься. Ребёнку завязывают глаза и начинают водить по всей квартире, потом останавливаются, и он должен угадать, где он.
8 . Дорисундия. Первый игрок рисует что хочет, хоть закорючку, второй пририсовывает к ней что-нибудь своё и так далее. Пока не получится смешной рисунок.
9. Повтори. Один хлопает в ладоши, «умывается», скачет на одной ножке, а другой должен повторить.
10. Кто летает? Ведущий называет любые предметы и животных. И если слово что-то летающее, остальные должны поднять руки – «полететь».
11. Что изменилось? Ребёнок внимательно осматривает комнату, потом выходит, а взрослый что-то переставляет, убирает. И ребёнок должен определить. Потом меняются.
12. Лепка из муки, смешанной пополам с солью, а потом обжиг в духовке. Затем можно раскрасить акварелью или гуашью. Получится очень красиво.