12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
basova.tatyana121

Сложное предложение. Пунктуация в сложносочинённом предложении

Басова Т.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №71 имени Константина Симонова г. Краснодара Краснодарского края

Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 11 класс.

Место проведения: кабинет русского языка.

Тип урока: закрепление, углубление, совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционный с элементами личностно- ориентированного подхода.

Метод: частично-поисковый

Цели урока: совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении (подготовка к ЕГЭ);

Задачи урока:

1.Образовательные:

- повторение и обобщение сведений об особенностях сложного предложения;

- отработка навыка определять грамматическую основу предложения;

- систематизация материала о сложносочинённых предложениях;

- углубление знаний о постановке знаков препинания в сложносочинённых предложениях;

- закрепление навыков синтаксического разбора сложного предложения;

- совершенствование орфографических навыков и умений;

- закрепление навыков работы с текстом;

- совершенствование речевой деятельности школьников;

2. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

   - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

   - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

   - развитие умения применять знания на практике;

   - развитие речевых способностей;

   - развитие умения формулировать проблему;

   - развитие умения работы в парах;

   - формирование логических умений.

3. Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку;

- воспитание гуманного отношения к людям;

- развитие коммуникативных УУД;

- создание благоприятной атмосферы заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование:

  • ПК;
  • Мультимедийный проектор;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Интерактивная доска;
  • Система голосования.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Орфографическая разминка.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка учебных задач.
  5. Формирование умений и навыков.
  6. Рефлексия и подведение итогов

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.


 Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.


Оборудование: презентация «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочинённом предложении», тесты по теме «Пунктуация в сложносочинённом предложении», карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности                                     

Ход урока


I. Организационный момент. (слайды №1, 2 презентации «Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»)

 Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

- Запишем число, вид работы и тему урока

II. Орфографическая разминка

- Начнём мы сегодняшний урок русского языка с отработки орфограммы Н, НН в словах разных частей речи. Это одно из самых сложных экзаменационных заданий по орфографии. Один человек работает у доски, остальные самостоятельно. Я читаю слова и словосочетания, а вы разносите их по столбикам. В первый столбик записываете слова с одной Н, а во второй – с двумя НН и графически поясняете:


Петушиный                                         Машинный

серебряный                                         старинный

румяный                                          изгнанник

конопляник                                       мужественно

волшебно                                         решённая задача

некошеная трава                                   рисованный

названый брат                                     желанный подарок

кованый                                          гружённая цементом машина

ветреный человек                                  безветренный день

машина перегружена                               бабушка рассеянна (невнимательна)

А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга и сверьтесь с доской. Есть вопросы к работающему у доски?

III. Переходим к следующему этапу. Внимательно прочитайте предложения на слайде и выполните следующие задания. (слайд 3)

- Проанализируйте предложения по структуре и найдите 4-е лишнее.

- Докажите правильность вашего выбора.

- Какие сложные предложения вы увидели здесь?

- Какого вида сложных предложений здесь нет? (Здесь нет сложных предложений с разными видами связи)

- Чем отличается сложное предложение от простого? (сложное предложение отличается от простого количеством грамматических основ: сложное предложение имеет 2 или более грамматические основы, а простое – одну)

- Выпишите грамматические основы и найдите среди них сис. (Один ученик работает у доски, у двух взять тетради на проверку)

1) ель стала заметней (сис), бережёт (простое глагольное); 2) туча разорвалась (пгс), они поползли (пгс); 3) вершины спят (пгс); долины полны (сис с нулевой связкой); не пылит (пгс) дорога; не дрожат (пгс) листы; 4) не было слышно (сис); они не поют (пгс); 5) блеют овцы (пгс), ворчит (пгс) собака.

- Проверяем.

А теперь я даю задание, которое поможет вам при выполнении 16,19, 20, 21 заданий ЕГЭ. Устный синтаксический счёт. Я читаю предложение, вы на слух определяете количество грамматических основ в предложениях и записываете в тетрадях только цифры:

   1. Потянул западный ветерок, и пухлая белая туча заволокла со всех сторон горизонт.

   2. Я всегда просыпался за два часа до зари и любил встречать без свечки рассвет.

   3. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день; лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась; ложился на поля туман; гусей крикливый караван тянулся к югу.

   4. Лесной запах усиливается, слегка повеяло сыростью, влетевший ветер около вас замирает

   5. Помню, как в то лето, когда я выздоравливал после тяжёлой болезни, я целыми днями лежал в постели в ожидании возвращения с работы матери с отцом или очередной встречи с врачом

Теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга и поставьте оценку (Слайд 4)

- На какие 2 группы и в зависимости от чего делят все сложные предложения? (союзные и бессоюзные, зависит от средств связи… (Слайд 5)

- На какие группы и в зависимости от чего делятся союзные предложения? (сложносочинённые и сложноподчинённые, в зависимости от союзов и союзных слов, в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения) (Слайд 6)

-Прочитайте высказывание М.В.Ломоносова и ответьте на вопрос, с чем сравнивает великий учёный средства связи и каким предложениям отдаёт предпочтение? Почему? (Слайд 7)

-В бессоюзных предложениях простые связаны только при помощи интонации, связь на письме практически не видна. А в союзных предложениях простые связаны при помощи интонации и союзов или союзных слов, мы видим яркое выражение такой связи на письме) (Слайд 8)

IV. Работа по теме.  -Какие предложения мы называем сложносочиненными?

- Как связаны части ССП и в каких отношениях находятся? (Части сложносочинённого предложения связаны между собой интонацией и сочинительными союзами, равноправны, союз находится между предложениями)

-Работа с учебником. Выполним упражнение 434, выписывая номера только сложносочинённых предложений.

-Проверяем: 4,5

- Чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных? (они могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. Об этом нужно помнить, когда будете выполнять задание 16 ЕГЭ)

– А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

- Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связи, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП).

- Какие разряды сочинительных союзов вы знаете? (Соединительные, противительные и разделительные) (Слайды 9,10,11,12)

Теперь поработаем с текстом. Прочитайте его. Сформулируйте основную мысль.

Укажите номера ССП. (Текст распечатан для каждого учащегося)

1) Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. 2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. 3) Лидия Михайловна, учительница французского языка, бессильно морщилась и закрывала глаза.

4) «Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.

5) Так начались для меня мучительные дни. 6) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык.

7) Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.

8) Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу выполненной. 9) Я продолжал тянуть свою французскую лямку. 10) Впрочем, лямку ли? 11) Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывал в дальние тексты учебника. 12) Наказание превращалось в удовольствие. (По В.Распутину)

- Проверим (Наказание может превращаться в удовольствие; 1,2,6,7,8) (Слайд )

-Запишем 7 предложение, выполним полный синтаксический разбор. Один человек работает у доски.

Схема: [ - = ], и [- = , а, /_._./, =].                

Анализ: повеств., невосклицат., сложное, сложносоч., состоит из двух частей, связанных между собой соединит. союзом «и»;

1-я часть - простое предложение, двусост., распр., полное, утвердит., неосл.

2-я часть – простое предложение, двусост., распр., полное, отриц., осложнено обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием, и однородными сказуемыми, соединёнными противит. союзом «а».

V. Формирование умений и навыков.

- Какой знак препинания встретился в сложносочинённых предложениях?

-Какие ещё знаки препинания могут быть в таких предложениях? Прочитайте материал учебника

– Когда в ССП ставится тире? (редко, при неожиданном присоединении или резком противопоставлении)

– Когда в ССП ставится точка с запятой? (если части значительно распространены и имеют внутри себя знаки препинания)

Проблемный вопрос:


Презентация Знаки препинания в сложносочиненном предложении
PPT / 3.6 Мб

– Всегда ли в ССП ставится запятая перед союзом «и»? (ребята высказывают разные мнения)

- Давайте попробуем разобраться. (Слайды 16,17,18,19,20)

- Посмотрите на предложения и скажите, допущена ли пунктуационная ошибка в нём? Аргументируйте своё мнение (Между частями сложносочинённого предложения запятая не ставится, если в нём имеется общий для обеих частей второстепенный член, ОВЧ) (Слайд 13)

- Из 3-х простых предложений составьте одно сложносочинённое с общим второстепенным членом предложения и запишите его.

- А вот в этом предложении перед союзом «и» запятые ставим? (Слайд 15)

Прочитайте следующие предложения и подумайте, допущены ли пунктуационные ошибки в них? (Слайд 16):

  1. Зачем ты послан был и кто тебя послал?
  2. Как красиво в зимнем саду и как нежно звенят сосульки!
  3. Мороз и солнце…
  4. Надо переправиться на ту сторону реки и нужно разбить палаточный лагерь.

Проанализируйте предложения и попробуйте сделать выводы. Запятая перед союзом «и» в ССП не ставится в следующих случаях: (Слайд 17):

  1. между двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями в составе сложносочинённого;
  2. если союз «и» соединяет 2 назывных предложения (не более);
  3. если его части являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемых;

- И ещё:

4) если есть общее вводное слово или вводное предложение (Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее)

-Выполните графическое списывание

Тестовые задания с системой голосования по теме «пунктуация в сложносочинённых предложениях»

VI. Рефлексия. Что нового узнали по этой теме?

VII. Подведение итогов, объявление оценок за урок и их комментарий

VIII. Задание на дом: упр. 71. (учебник, стр.33)

 Дополнительные задания:

1. Назовите виды орфограмм в корнях слов.

2. Составьте предложения по схемам (слайд №6 презентации) на тему «Весна в лесу»

   [ - = o, и о, и о ].       [ - = ], и [ = ], и [- = ].                  

Опубликовано


Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 24.06.21 в 03:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна. Урок построен грамотно. Беру в закладки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.