Урок алгебры в 10 классе «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной»
ФИО: Семенова Наталья Владимировна
Место работы: ОКОУ « Курская школа – интернат»
Должность: учитель математики и физики
Предмет: Математика
Класс: 10А
Тема урока: «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной»
Длительность урока: 40 минут.
Тема урока |
«Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной» |
Тип урока |
отработка навыков и умений применения знаний на практике. |
Целевая установка урока |
Знакомство с заповедником им. В.В.Алехина, отработка навыков решения систем неравенств с одной переменной. |
Решаемые учебные задачи |
закрепить навык решения неравенств и систем неравенств; закрепить грамотное прочтение числовых промежутков; закрепить навык применения свойств числовых неравенств при решении систем неравенств с одной переменной; следить за грамотностью речи; добиваться полных ответов на вопросы; познакомить обучающихся с Ц-Ч Заповедником им. В.В.Алехина. |
Формы работы на уроке: |
самостоятельная, фронтальная работа. |
Методы: |
словесный (беседа), наглядно-иллюстративный. |
Планируемые результаты обучения |
Планируемые результаты: личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. метапредметные: умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; развитие умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности; развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий. предметные: умение применять свойства числовых неравенств при решении систем неравенств с одной переменной; знать названия числовых промежутков. |
Формирование УУД |
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные: осознание возникшей задачи, работа по алгоритму, умение применять изученные свойства и дифференцировать их; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: моделирование ситуации из жизни, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. использование математических символов;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, |
Основные понятия |
числовые промежутки (отрезок, интервал, полуинтервал, числовой луч, открытый числовой луч) |
Используемые ИКТ |
персональный компьютер (ПК) учителя, |
Межпредметные связи |
Математика, география, история, биология |
Ресурсы |
Авторская презентация к уроку. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Время (в мин.) |
I. Организационный этап Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Здравствуйте! Проверим готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, аппараты. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся с ними. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Личностные: – самоопределение; смыслообразование; Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1 мин |
II. Целеполагание и мотивация |
Прочитаем вместе тему урока: «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной» (читаем фронтально). Как вы поняли, урок у нас будет необычный, сегодня мы будем решать системы неравенств с одной переменной, и познакомимся с жемчужиной Курского края – Центрально-черноземным государственным заповедником имени профессора Василия Васильевича Алехина. Посмотрите на карту (слайд 1),заповедник состоит из шести участков. Прочитаем их названия. (названия написаны на л.ч. доски). (экран) Стрелецкий участок. Дима, повтори.
(учитель расставляет ударения) Заповедник носит имя профессора Василия Васильевича Алехина (слайд 2). Это наш земляк. Василий Васильевич Алехин родился в 1882 г., в Курске, в семье купца, жил на улице, которая сегодня носит имя Белинского. Создание заповедника – было делом жизни профессора Алехина. Свою любовь к заповеднику он выразил в стихах, которые сам написал. |
Читают тему урока. Смотрят карту. Произносят названия участков. Слушают речь учителя. |
Личностные: – самоопределение; смыслообразование; Познавательные: – целеполагание; Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
4 мин |
III. Речевая зарядка. |
Послушайте внимательно, я прочитаю красивое стихотворение Василия Васильевича Алехина, вы внимательно прослушаете его, а потом каждый из вас прочитает по предложению соблюдая правила орфоэпии, ударения и паузы. (Учитель дает образец прочтения, стихотворение написано на отворотной стороне доски, расставлены паузы, ударения в сложных словах) Вот степь! Ты много раз воспета, Былою славою одета. Ковыль, куда не взглянешь вдаль, По ветру стелется как встарь… Кругом кудрявые дубравы… Ну что ж вам лучше нужно, право! И в этот заповедник мой Я приглашаю всех с собой… |
Слушают образец прочтения стихотворения. Каждый обучающийся читает по предложению соблюдая паузы, ударения, правила орфоэпии.
. |
Регулятивные: - осуществлять самоконтроль правильности произношения. Личностные: -формировать этические чувства-доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Познавательные: -извлекать необходимую информацию из прослушанного. |
5 мин |
IV. Проверка домашнего задания |
Давайте проверим дом. работу. Кристина, что было задано на дом? Яна, прочитай решение первой системы. (читает) Дима, какое решение получилось у тебя? Настя, прочитай решение второй системы. Яна, спроси у Кристины, какое у нее получилось решение? Молодцы, вы справились с домашней работой. |
Решить две системы неравенств. Отвечает Читает. Отвечает. |
Познавательные : осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные : адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные : различать способ и результат действия, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий. |
3 мин |
V. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
(Математический диктант). Запишем в тетради число, классная работа, тема урока: «Знакомимся с Алехинским заповедником, решая системы неравенств с одной переменной». Сейчас мы проведем математический диктант. Запишите в тетрадь «математический диктант». Я буду читать высказывания. Вы будете записывать высказывания в виде числовых промежутков. (экран) 1. В Алехинском заповеднике можно посетить (экран) от 1 до 6 участков. [1;6] 2. Каждый участок заповедника тянется неширокой лентой (экран) меньше 2 км, но больше 1 км. (1;2) 3. Заповедник стал обладателем международного сертификата Юнеско в (экран) 1979 году [1979;+∞) Возьмите в руки карандаши, сейчас вы сами проверите свою работу. (слайд 3) (экран) Прочитай первый числовой промежуток, Денис. Прочитай второй числовой промежуток, Дима. Прочитай третий промежуток, Настя. (если делают ошибки: Яна, ты согласна? Как правильно прочитать этот промежуток? Прочитай верно) Оцените свою работу: если нет ошибок – пять, если одна ошибка – четыре. (Устный счет) Дальше нас ждет устный счет. -2,2+1,8 -0,9-1,6 6,5:2 1:1/3 0:15 2:10 1,2∙ (-0,3) (Если обучающиеся допускают ошибки, то вспоминаем правила). |
Записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока, математический диктант. Записывают ответы. Проверяют работу по образцу. Читает первый промежуток. Читает второй промежуток. Читает третий промежуток. Оценивают работу. Считают устно. |
Познавательные: анализ, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; использование знаковосимволических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Комуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
5 мин мин |
VI. Физкультминутка. Цель этапа: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся, предупреждение и снятие утомляемости, способствование повышению работоспособности. |
Сейчас немного отдохнем. Встаньте с места, задвиньте стул. Как называется символ ∞? (бесконечность). Давайте глазами пройдемся по бесконечности. Разомнем шею: головой напишем бесконечность. Теперь руками напишем бесконечность: вначале-правой, потом – левой. |
Встают с места. Отвечают. Выполняют упражнения. |
Регулятивные: формируют: умение соотносить свои действия с действиями учителя; Коммуникативные: обеспечивают: социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение интегрироваться в группу сверстников Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
1 мин |
VII. Закрепление знаний и способов действий Цель этапа: Обеспечение закрепления и углубления знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Ребята, сейчас мы будем решать системы уравнений и продолжим знакомство с Алехинским заповедником. На доске - различные числовые промежутки. Нужно решить систему неравенств, выбрать числовой промежуток – ответ и узнать интересный факт о заповеднике. (у доски – Дима, все решают в тетради) №880(г) Посмотрите, у вас такой же ответ? Настя прочитай числовой промежуток. Денис, прочитай числовой промежуток. Яна задай Диме вопрос по решению. Дима, прочитай, что написано на обратной стороне листа. (Половецкая баба) (слайд4) Изваяние находится в Стрелецкой степи и относится к 11 веку. Половцы ставили каменных истуканов на высоких участках степи. Им поклонялись. А так же они указывали направление, не позволяя сбиться с пути. Каменная баба – подарок от украинского заповедника. Переходим к решению следующего номера №882(б) (у доски – Яна) Посмотрите, у вас такой же ответ? Настя прочитай числовой промежуток. Денис, прочитай числовой промежуток. Яна, прочитай, что написано на обратной стороне листа. (слайд 5) Венерин башмачок – древнейшее растение семейства орхидных. Можно сказать, что это местная орхидея. Впервые в ЦЧЗ венерин башмачок настоящий найден в 1993 г. на участке Букреевы Бармы. В 2011 году насчитывалось только 107 растений. Сейчас прослушайте меня и верно повторите: (экран) Плюс бесконечность Открытый числовой луч Полуинтервал Центрально-Черноземный заповедник Половецкая баба Венерин башмачок Система неравенств |
Слушают учителя. Решает. Отвечают. Читает. Читает. Задает вопрос. Читает. Слушают. Решают. Сравнивают ответы. Читает. Читает. Читает. Слушают учителя, смотрят презентацию. Слушают учителя. Повторяют. … … … … … … . |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; использование знаковосимволических средств; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
17 мин |
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание обуч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас давайте поговорим об уроке. Я прошу каждого из вас закончить предложение. (слайд 6) Выставление оценок за урок. |
Отвечают. |
Познавательные: рефлексия способов и условий деятельности на уроке; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
|
VIII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его применению. Цель этапа: проинструктировать обучающихся о домашнем задании. |
Запишите домашнее задание в дневник. N882(в,г) Спасибо за урок! |
Обучающиеся слушают, при необходимости задают вопросы. |
Регулятивные: принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи. |
2 мин |