Урок по чтению в 1 классе «Звуки [м], [м'], буквы М, м»
Тема: Звуки [м], [м'], буквы М, м.
Цели урока: Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м; развивать умение читать слоги и слова с буквой м; формировать правильное выразительное чтение; ; развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; способствовать воспитанию любознательности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь!
II. Актуализация знаний.
1. Сегодня мы продолжим путешествие по Стране Звуков.
- Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- С какими гласными познакомились? (а, о, у, ы, и, е)
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных? (а, о, у, ы)
-Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных? (и, е)
- Назовите особенную, хитрую букву. Почему она хитрая? (Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.)
- Назовите звонкие согласные. (н, л, р, в)
- Назовите глухие согласные .(п, к, т, с)
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (буквой П)
- Дайте характеристику звуку П.
- На что похожа буква П?
Девочки Мальчики
На хоккее, на футболе Влез на букву озорник.
Буква П ворота в поле. Он решил, что П турник.
Подходящие ворота
Проходи кому охота.
2. Чтение слогов
- Что вы узнали на прошлом уроке о русском царе Петре I ?
- Какой город построил царь Петре I ?
- Чему научился Петр I за границей?
- Для чего Петр I стал строить корабли в России? (Чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами)
- Какие строчки написал А.С. Пушкин о Петербурге?
3. Чтение слов
- Какие слова обозначают профессии людей?
4. Чтение текста «Скоро конкурс»
- В каком конкурсе участвовали дети? ( в конкурсе рисунков)
Прочитайте, что нарисовала Вера, Полина? (куклу, астры)
- Что нарисовал Павел, Виктор? (трактор, кран)
Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за столик все уселись.
III. Постановка целей и определение темы урока.
- Как мычит корова?
- Как мяукает кошка?
- Какой звук слышится первым в этих словах?
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Чему мы должны научиться? (научимся читать слоги и слова с буквой М)
Загадка
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ). Зв. Буквенный анализ
- Под каким номером наш дом? (семь) Зв. Буквенный анализ
ВЫВОД: Звук М – согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, непарный.
Звуки М М обозначаются буквами М,м.
- На что похожа буква М?
Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
- Есть у нас в классе дети, чьё имя начинается на букву М? (Марина, Марк, Марьям)
Чтение слогов
Чтение слов
- Что такое метро? (подземная железная дорога)
- Кто такие строители? (Профессия человека, который строит)
- Чем отличаются слово и слова? (ед. и множ. число)
-Прочитайте слово, которое написано с большой буквы. (Москва)
- Почему оно написано с большой буквы? (имена собственные)
Орфограмма буква о. Словарное слово.
Что вы знаете о Москве?
Москва – один из самых древних русских городов. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 850 лет назад начала строиться Москва. Москва росла, крепла и вскоре стала столицей Московского государства, а затем и всей России.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!...
Самой главной площадью России считается Красная площадь.
- А почему площадь назвали Красной? (Красная – значит красивая)
На Красной площади находится: Спасская башня, Резиденция Президента Р.Ф, Храм Василия Блаженного (Покровский собор), Исторический музей.
- Придумайте предложение со словом Москва.
Чтение текста «На уроке».
- На каком уроке мы побывали? (письма)
- Вы обратили внимание, какие важные и дорогие слова написал Рома. Назовите.
МАМА МИР МОСКВА
- Почему эти слова важные?
Мама – родной, самый близкий человек. (30 ноября мы будем праздновать День матери.)
Мир – 1. Вся земля, планета.
2. Дружеские и хорошие отношения.
- Как называются такие слова, которые имеют несколько значений? (Омонимы)
Москва – столица России.
У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнёт и счастье».
(Тот, кто делает добрые дела и делает мир лучше, в итоге сам будет счастлив)
Назовите имена собственные. (Рома и Москва)
В/чт. Найдите предложение, в котором говорится о Роме.
- Что написал Рома мелом?
-Что написали все ребята?
Работа в паре.
-Сейчас давайте поработаем в парах. Придумайте небольшой рассказ о Москве, используя слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво.
Рассмотрите иллюстрацию стр.86
- Кто изображён на ней?
- Что делают герои?
- Как вы проводите своё утро?
Чтение текста «Утром»
- Когда встала Клава?
- Для чего она открыла кран?
- Зачем нужно мыть руки и как часто?
- Для чего вымыв руки, необходимо выключать воду? (воду надо беречь)
- Продолжите рассказ.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте их.
Оцените свою работу на уроке при помощи Смайликов.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что читали и дружно трудились.
И знания эти вам пригодились.