12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колотухина Виктория Павловна844
Россия, Саратовская обл., Саратов
1

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений

Колотухина Виктория Павловна, старший воспитатель I кв. категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цент развития ребенка – детский сад № 35 «Фантастика»

Саратовская область, г. Саратов


Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности как часть работы по формированию элементарных математических представлений

Дошкольное образование - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом дошкольном периоде закладывается основа интеллекта малыша. Вследствие этого работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе.

В системе дошкольного образования математика занимает одно из ведущих мест. И именно математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир. Математика формирует такие важные качества человека, как умение оценивать происходящие события, развивает логическое мышление, интуицию. Одной из важнейших задач математического развития является формирование познавательных интересов и способностей детей, расширение кругозора личности ребёнка. Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

Каждый дошкольник вырастет, закончит школу, выучится и приобретёт ту или иную профессию, станет специалистом своего дела. Но основу успеха в любом деле, как и в жизни составляет грамотность, и математическая, и финансовая. Чем раньше ребёнок станет финансово грамотным, тем легче он войдёт во взрослый мир.

Финансовая грамотность - не просто фраза, которая включает в себя множество понятий, с которыми необходимо познакомить детей- дошкольников. Формирование финансовой грамотности – это значит дать детям понятия (деньги, товар, услуги, расчёт, банк, кредит, карточки и т. д., обязательно научить пользоваться этими понятиями и осуществлять с ними операции.

Так как экономика и финансы всегда были, есть и будут неотъемлемой частью жизни каждого человека, то начинать финансовое образование необходимо со среднего и старшего дошкольного возраста, через игру и сказку. То есть через то, что является самым близким по роду деятельности детям.

В Центре развития ребенка «Фантастика» мы начинаем знакомить детей с экономическими понятиями с 4-х летнего возраста. Знакомство происходит постепенно на занятиях по «Ознакомлению с окружающим», где дошкольников в игровой форме знакомим и с профессиями взрослых, и с понятием «деньги», постепенно перенося полученную информацию в повседневные дидактические и словесные игры. Например, в сюжетно- ролевой игре «Супермаркет» дети совершают попытки самостоятельной оплаты товаров сначала предметами заместителями, например фигурами, затем появляются игрушечные монеты и купюры. Сначала дети выступают в роли покупателей, а воспитатель в роли продавца. Усвоив определенные знания, роли между игроками меняются, и ребенок становится продавцом.

«Проводником» для знакомства дошкольников со многими экономическими понятиями стал Бобренок - герой мультипликационного фильма «Приключения богатого Бобренка», где дети пытаются помочь разобраться Бобренку в ситуациях выбора.

Знакомство дошкольников с материалом ведется эмоционально, в увлекательной игровой форме. Игровые технологии, применяемые при проведении занятий, дают возможность включиться каждому ребенку в практическую деятельность, направленную на усвоение опыта для рационального поведения в сфере экономических отношений, с усложнением по возрастным особенностям дошкольников по каждому из экономических понятий. Разработана подборка дидактических игр, презентации, тематические беседы в соответствии с возрастом детей. Например, дети подготовительной группы рассуждают над понятием «Наши потребности» в паре с понятием «Деньги» и что нужно для их удовлетворения («деньги»). Знакомятся дошкольники с понятием «Деньги. Монеты», их номинальной стоимостью по возрастанию, работая на планшетных компьютерах уже индивидуально.

И такое усложнение прослеживается по всем запланированным темам.

Для детей старшей возрастной группы воспитанники подготовительной к школе группы показывают спектакль «Приключения Монетки», выступая в роли Монеток различного достоинства.

Большую помощь в деле обучения дошкольников финансовой грамотности оказывают мероприятия, проводимые совместно с Музейно-экспозиционным фондом Отделения Центрального банка РФ: экскурсии по музею и тематические занятия с элементами викторин.

Формы взаимодействия с детьми в нашей работе заключаются не только в проведении специально- организованных занятий, работа продолжается и на заседаниях клуба «Почемучек», где на заданный дошкольниками вопрос идет совместный поиск информации в разных источниках.

В заключение я хотела бы еще раз сделать акцент на том, что умение правильно обращаться с деньгами в будущем станет решающим фактором для успешной социализации ребенка в обществе и успешности самого ребенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. 2019. https://fincult.info/teaching/komplekt-metodicheskikh-i-demonstratsionnykh-materialov-dlya-doshkolnikov /

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

5. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.