Урок литературного чтения в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Б, б»

5
0
Материал опубликован 30 October 2021 в группе

Урок литературного чтения 1 класс

Тема: Знакомство с буквой «Б, б»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками[Б] и [Б’], организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б; учить давать характеристику звукам [Б] и [Б’],  выполнять звуковой анализ слов «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонематического слуха.

Ход урока:

I. Организационный этап.

- Сегодня у нас много гостей, и как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

1ряд: Мы рады приветствовать

В классе Вас нашем,

2ряд: Возможно есть классы

И лучше, и краше

3ряд: Но пусть в нашем классе

Вам будет светло.

Все: Пусть будет уютно

И очень легко.

- Спасибо! Я думаю, что наши гости сегодня порадуются нашим успехам.

- А чтобы наша работа была успешной, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, а почему наш урок так называется обучение грамоте?

(Знакомимся со звуками, буквами, учимся читать грамотно и писать.)

- Составьте цепочку предложений из этих слов: речь, предложение, слово, слог, звук.

(Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Слово состоит из слогов. Слог состоит из звуков.)

2) Я начну предложение, а вы продолжите (по рядам):

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Чем же отличаются звуки от букв? (Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И тихонько говорит:

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

- «Зеркальце, скажи, будь мило,

Кто на свете всех белее?» –

Как-то мачеха спросила,

Та, что всех хитрей и злее.

И ответило, сверкая,

Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

«Всех прекрасней молодая

Падчерица… (Белоснежка)»

- Из какой сказки героиня? (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Белоснежка принесла нам подарки, но их надо найти среди других предметов.

- Мальчики, назовите предметы, изображённые в 1 группе (бант, кошка, коза.)

- Девочки, назовите предметы, изображённые во 2 группе (бинт, машина, малина.)

-С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

- Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный (а.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Бинт, так как в нём 1 слог, а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

- Так какие предметы принесла нам Белоснежка? (Бант и бинт)

- Для чего нужен бинт? (Перевязывать раны, воспитательный момент)

- Для чего нужен бант?

-Как вы думаете, почему именно эти предметы принесла нам Белоснежка?

(Мы заметили, что все эти слова начинаются с новых звуков, с которыми мы ещё не работали).

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [б], [б’])

- Как догадались? Выделили в слове.

- Значит какая же тема нашего сегодняшнего урока? «Звуки [б], [б’]) и буква, которая их обозначает».

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- А какие учебные задачи поставим на уроке?

1. Познакомимся со звуками [б], [б’].

2. Научимся отличать звуки [б], [б’] от других звуков.

3. Познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [б],[б’].

4. Научимся отличать букву от других букв.

5. Научимся читать с новой буквой: слоги, слова, предложения.

- Но Белоснежка пришла к нам не одна, с ней ее друзья, 7 гномов. Они помогут нам решить поставленные учебные задачи.

- К нам спешит первый гном Звуковичок. Он предлагает вам поработать в группе и понаблюдать за новыми звуками.

По какому плану мы будем действовать?

1. Сначала узнаем, какие это звуки (гласные или согласные).

2. Если согласные, то звонкие они или глухие?

3. Твёрдые или мягкие?

- Предлагаю работу в группах.

1 группа – определите, какие это звуки (гласные или согласные)?

2 группа - выясните твёрдые они или мягкие?

3 группа - узнайте звонкие или глухие?

- Итак, группы приступили к исследованию звуков.

- Первая группа, вам слово.

(Мы выделили первые звуки в словах и сделали вывод, что звуки [б], [б’] – согласные, т. к. воздух встречает во рту преграду.)

- Спасибо. Вторая группа, вам слово.

( Мы тоже выделили первые звуки в словах и заметили, что звуки [б], [б’] – звонкие, т.к. слышится голос.)

- Спасибо, я прошу поделиться своими наблюдениями третью группу.

(Мы тоже выделили первые звуки и заметили, что в словах бант, батон- звуки [б] – твердый. А в словах бинт и белка звук [б’] – мягкий.)

- А как проверить наши утверждения?

- Гном Звуковичок предлагает поработать в парах и совместно с соседом по парте составить звуковые схемы слов бинт и бант.

- Договоритесь в паре друг с другом, схему какого слова вы будете составлять. Дети сигналят об окончании работы.

Проверка. Дети (кто первый справился) выкладывают фишки на доске.

- Рассмотрите схемы слов. Чем они похожи? (4 звука, 1 слог, 2 последних звука одинаковые, 4 буквы)

- Чем схемы отличаются? (1 и 2 звуками).

- Уберите одинаковые звуки, гласный звук [а], гласный звук [и]. Какие звуки остались? ( [б], [б']).

- Дайте характеристику первым звукам в словах.

(Звук [б] – согласный, твердый, его мягкая пара [б’], звонкий.

звук [б'] – согласный, мягкий, его твердая пара [б], звонкий).

- Какую задачу выполнили? Дали характеристику звуков.

VI. Физминутка.

- Какая наша следующая задача? Научиться отличать звуки [б], [б’] от других звуков.

- А где можно встретить эти звуки в слове? (в середине слова, в начале или конце слова).

- Гном-Сладкоежка решил накормить вас сладостями.

- Если в словах вы услышите звук [б]- потопайте, если услышите звук [б’] - похлопайте в ладоши, не услышите этих звуков - присядьте.

Баранки, малина, клубника, голубика, конфета, булочка, пирожок, апельсин, брусника, арбуз, рябина, яблоко, вишня, бананы, бублик.

- Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (Познакомимся с буквой)

- А познакомит нас с новой буквой гномик Буквознайка.

- Посмотрите, какие звуки на наших схемах слов бант и бинт остались?

( звуки [б], [б’])

- Кто знает, какой буквой можно их обозначить? (буквой Б)

Вывод: звуки [б], [б’] на письме обозначаются одной буквой Б.

- В давние времена эта буква называлась «буки».

- Найдите букву Б у нас в классе.

- Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и маленькая?

- Какой буквой можно заменить первые звуки в словах бант и бинт? (маленькой печатной).

- А для чего нужна заглавная буква?

- Кому из наших сказочных героев она пригодится? (Белоснежке, гному Буквознайке).

- Какую задачу выполнили? Чему мы еще должны научиться? Научиться отличать букву Б от других букв.

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

- Ребята, нам поможет Гном Поиграйка. Он взять листочки и найти спрятавшуюся букву Б среди других букв, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась.

КБАЗБУМНБЯРБЮДТЫБ

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь листочками с соседями по парте и проверьте работу по образцу.

- Сколько раз вам встретилась буква «б»? (5)

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

- Молодцы, вы были очень внимательными.

VIII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

1) Чтение слогов с буквой « бэ».

- А сейчас будем решать следующую задачу: учиться читать слоги с буквой Бб. На помощь к нам спешит гном Слоговичок.

- Откройте страницу 109 учебника.

- Первую строку читаем «как эхо»:

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе

- вторую – «как ручеёк» (быстро).

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя

- Мальчики будут хором читать слоги 1 строки с твёрдым согласным звуком.

- А девочки – прочитайте слоги 2 строки с мягким согласным звуком. Будьте очень внимательны.

- Для чего нам нужны слоги? (составлять слова).

Гном Словознайка предлагает:

- 1 варианту в левом столбике слог «би» соедините с таким слогом, чтобы получились слова,

- 2 варианту в правом столбике соединяем слог «ба»

Проверка:

Бидон, билет

Банан, баран

- Какой звук обозначает буква Б в 1 столбике? [б’]

- Какой звук обозначает буква Б во 2 столбике? [б]

Молодцы и с этим заданием мы справились.

2) Слоги мы научились читать, а теперь гномик Словознайка предлагает вам прочитать слова на с. 109

- Первый столбик читает …

- По какому принципу образованы слова 1 столбика? (Один-много).

Прочитайте слова 2 столбика. (Был, бил)

Чем они отличаются? (Второй буквой или 1 и 2 звуками).

Прочитайте остальные слова самостоятельно жужжащим чтением. Прочитайте:

-слова из 1 слога: зуб, дуб, был, бил;

- слова из 3 слогов: береза, яблоко, барабан.

-Найдите и прочитайте название фруктов: банан, яблоко.

-Название одежды: юбка, брюки.

-Название животных: баран, рыба.

- Название деревьев: дуб, береза.

- Название хлебобулочных изделий: булка, бублик.

IX. Включение в систему знаний и повторение

1)- Слова мы научились читать, а сейчас Гном Почитайка предлагает вам прочитать небольшой текст.

- Прочитайте слова с буквой Б и подумайте какой звук она обозначает.

- Все остальные прочитайте и подумайте, какой вид текста.

Белоснежка - маленькая девочка. У неё чёрные волосы и голубые глаза. Она одета в красивое платье с белым воротником.   На ногах жёлтые башмачки.

- Какой текст вы прочитали? (описание). Почему?

- Как бы вы его озаглавили?

- Прочитайте слова, в которых встретилась буква Б. Какой звук обозначает?

2) - Вы хотите познакомиться поближе с Белоснежкой, тогда встречайте.

- Наша сказка ожила. И помогли ей в этом ученики нашего класса. Они подготовили сценку «В домике гномов».

- А вам хотелось бы узнать, почему Белоснежка оказалась в пещере у гномов. Что с ней произошло? Где можно узнать? (В книге).

- Посмотрите, какая у нас замечательная выставка книг «Волшебная страна братьев Якоба и Вильгельма Гимм».

- Гномик – Почитайка предлагает вам обязательно прочитать их сказки и познакомиться с удивительными приключениями героев.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, давайте посмотрим, все ли задачи, поставленные сегодня на уроке мы решили?

1. Познакомиться со звуками [б], [б’].

2. Научиться отличать звуки [б], [б’] от других звуков.

3. Познакомиться с буквой, которая обозначает звуки [б],[б’].

4. Научиться отличать букву от других букв.

5. Научиться читать с новой буквой: слоги, слова, предложения.

1) - С какими звуками вы сегодня познакомились? Дайте им характеристику.

2)- А сейчас, произнесите про себя своё имя и фамилию.

- Если в ваших именах и фамилиях есть звуки [б], [б’] , то встаньте.

- Определи, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова?

- Найди на столе учителя букву, которой ты обозначишь первый звук [б’].

- Мы начали наш урок с составления и продолжения предложений, давайте этим и закончим его.

Продолжите мои предложения…

Мне было интересно…

Мне захотелось….

Мне было трудно…

- Мы покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней.

- На память о нашем уроке, чтобы вы хорошо запомнили буку Б и звуки [б], [б’], которые она обозначает, некоторые гномики решили остаться с вами.

- Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт красного гнома.

- Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием - зеленого.

- Кому было трудно успевать и выполнять задания – желтого.

XI. Подведение итога урока.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.