Урок литературного чтения для 2 класса «Знакомство с особенностями жанра рассказа. Н.Носов «Заплатка»»

10
0
Материал опубликован 20 December 2016 в группе
  1. Тема: Знакомство с особенностями жанра рассказа.

Н.Носов «Заплатка»

Цель:

- сделать текст личностно значимым для ребёнка, учить детей делить текст на части, составлять план рассказа (ориентироваться в развитии сюжета рассказа).

Задачи:

- учить сравнивать характеры героев разных произведений Н.Носова (Мишки и Коли из рассказа «Мишкина каша» и Бобки из рассказа «Заплатка»);

- продолжить работу по выделению элементов сюжета как работу, связанную с внимательным отношением к развитию сюжета в тексте (деление текста на части), с отслеживанием смены выраженного в нём настроения (подобрать точное название к каждой части);

- на примере главного героя воспитывать у детей аккуратность, настойчивость, трудолюбие.

Оборудование:

- карточки для составления плана;

- карточки с чертами характера для работы в парах;

- карточки для оформления доски;

Используемая литература:

Н.А.Чуракова Литературное чтение. Учебник для 2 класса: в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература»

И.В.Блинова Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой

 для 2 класса – Волгоград, изд. «Учитель»

Урок литературного чтения разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В.Занкова.

План урока:

I. Организационный момент.

- Звонок прозвенел и пора начинать,

Ведь тайны литературы нам надо узнать.

Мы в тайны проникнем с тобой постепенно.

Читай, размышляй – ждёт успех непременно.

- Давайте начнём наш урок с улыбки. Повернитесь и подарите друг другу улыбку, которая означает, что вы готовы сотрудничать. А помощь друга вам сегодня поможет. Вместе, сообща, вы справитесь с любым заданием.

II. Проверка домашнего задания.

- Страна Литературия –

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

- С произведениями какого писателя встретимся сегодня на уроке? (Н.Носова) (Открываю карточку на доске.)

- Давайте вспомним, что знаете об этом авторе.

- В стране - Литературии сегодня снегопад.

Но наши снежинки в воздухе

Не просто так летят.

Они помогут нам узнать,

что будем с вами мы читать.

- Выберите правильный ответ:

- О ком или о чём писал свои произведения Н.Носов?

(на снежинках)

о животных о детях о растениях

- Чем интересны герои Носова? (Они похожи на нас.)

- К какому литературному жанру относятся его произведения?

(на снежинках)

 

стихотворение сказка рассказ

- Что вы знаете об этом жанре? (Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях.)

- Чему учат вас рассказы Носова? (Задумываться над своими поступками, своим характером.)

- Проверим домашнее задание.

- Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях и у самих себя?

- А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?

- На какие две группы можно разделить черты характера, которые присутствуют в человеке? (положительные и отрицательные) (на доске карточки)

Творческая работа (работа в парах) (у каждой пары на парте лежат карточки с чертами характера)

- Подумайте и распределите по группам данные черты характера.

- Проверим. (Коллизия - самоуверенный – подходит в обе группы)

– Докажите своё мнение. (Чтение значения слова в «Толковом словаре» под редакцией Ушаковой и Ожегова.)

- Как же быть с отрицательными чертами характера? (Стараться избавиться от них.)

- На уроках литературы, мы уже познакомились с некоторыми героями Н.Носова.

- Расследуйте, кому из героев могут принадлежать эти слова.

- Откройте учебники на стр. и прочитайте.

Чтение учащимися вслух.

- Ваши предположения. (Первая реплика принадлежит Коле, так как он сомневается в успехе дела. Вторая реплика больше подходит Мишке, т.к. он не умеет пришивать заплатку, но берётся за эту работу, считая её пустячной).

- А что такое заплатка, как вы думаете?

- Давайте прочитаем, как об этом говорится в «Толковом словаре» под редакцией Ушаковой. (один ученик читает)

-Посмотрите, как выглядит заплатка. (Показываю)

-Вы когда – нибудь пришивали заплатки?

- А как выдумаете, легко ли это делать?

III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы прочитаем рассказ Н.Носова, который так и называется «Заплатка» и увидим, как это получилось у героя произведения. На примере этого текста продолжим знакомство с особенностями жанра рассказа.

- О чём же будет рассказ, предположите. – Давайте прочитаем и узнаем.

IV. Работа по новой теме.

- Откройте учебники на стр.

Чтение произведения учителем.

- Понравился ли вам рассказ?

- О чём узнали, прослушав его? (О том, как Бобка порвал штаны, потом долго ставил заплатку, и, наконец, ребята его похвалили).

V. Физкульминутка.

Поднимает руки класс –

Это «раз»,

Повернулась голова –

Это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

VI. Продолжение работы по теме.

- На сколько законченных по смыслу частей разделили бы этот текст? (на 3 части)

- Обоснуйте своё мнение.

- Прочитайте самостоятельно и попробуйте найти границы каждой части.

Чтение по частям по цепочке.

Часть 1.

- Хлопок в ладоши, где считаете, что 1 часть закончилась.

–Почему Бобка особенно любил свои штаны? Прочитайте, как автор говорит об этом. («Зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Солдатские!»)

-А может была ещё причина? (Ни у кого не было таких штанов, все ему завидовали.)

- А что же случилось с ними?

- Можно ли это происшествие назвать горем для мальчика?

- Какова была его реакция? (сначала чуть не заплакал, потом побежал к маме).

- Как отреагировали на это событие окружающие? Найдите в тексте фрагменты (Реакция мамы: «Сумел порвать, сумей и зашить»)

- Зачем (почему) мама так сказала? (Она хотела, чтобы он был самостоятельным и вырабатывал в себе солдатские качества, раз носит солдатские штаны).

- А реакция ребят? («Какой же ты солдат».)

- Озаглавим эту часть. Для этого выберите главное событие этой части:

а) Бобкино горе.

б) Бобка рвёт любимые штаны.

в) Пострадавшие штаны.

Часть 2 (до слов «….., что не отодрать и зубами».)

- Читаем 2 часть. Не забудьте дать сигнал, где она закончится по вашему мнению.

- Что главное в этой части? (Пришивание заплатки.)

- Что заставило его взяться за работу? (Ему стало стыдно).

- Легко ли Бобке пришивать заплатку? (Нет, он пришивал её дважды.)

- А почему не получилось в первый раз? (Он спешил.)

- Прочитайте описание первой заплатки.

- Какой приём использует автор? (Сравнение.)

- С какой целью? (Чтобы было смешно.)

- Как понимаете выражение: «словно сушёный гриб»? (Сморщенная, неровная.)

- Прочитайте, как выглядела вторая заплатка. («Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами».

- Почему она такая получилась? (Шил не спеша, аккуратно.)

- А как автор показал, что сделать это было трудно? (Бобка сопел, кряхтел.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Что видите на ней?

- Как связана иллюстрация и рассказ?

- Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией.

- Выберите подходящий заголовок к этой части:

а) Бобка пришивает заплатку.

б) Штаны обретают новую жизнь.

в) Замечательная заплатка.

- Каким же перед нами предстаёт герой? Дайте уму характеристику. (Бобка – упорный, настойчивый, усердный, аккуратный.)

- Так как же он подошёл к делу? (Основательно, со знанием дела.)

- Вспомните рассказ « Мишкина каша». На кого из героев похож Бобка? (Сначала ни на кого – он ведёт себя как маленький, капризничает, пристаёт к маме, не хочет делать что-то самостоятельно; потом в Бобке проявились Мишкины черты: торопливость и нетерпеливость; а потом Колины: рассудительность, основательность.)

Часть 3 (чтение текста до конца)

- Читаем 3 часть.

- Как оценили работу ребята? Прочитайте. («Вот молодец!»).

- Какое чувство испытал Бобка? (гордость)

- Вам понравился Бобка?

- А Бобке понравилось самому всё делать? Докажите.

Работа в паре.

- Выберите нужный заголовок, подходящий к этой части.

а) Бобка – герой двора.

б) Бобка на вершине славы.

в) Бобка восстанавливает честь солдата.

– Что составили? (План рассказа.) (на доске)

- Прочитаем его.

- А для чего нужно уметь составлять план? (Он может оказать помощь при пересказе)

- Глядя на план, можно сказать, что характер Бобки менялся? (Да. Из мальчика, который чуть не заплакал, разорвав штаны, он превратился в мальчика, который гордится своей работой.)

VII. Динамическая пауза. («Веер настроений»)

- Выберите настроение, которое подходит нашему герою.

Обобщение.

- Составим синквейн на Бобку.

Синквейн – это стих, состоящий из пяти строк, который сочиняется по определённым правилам.

1 строка. Одно слово существительное или местоимение

2строка. Два прилагательных, характеризующих его.

3 строка. Три глагола, отражающие его действия

4 строка. Вывод несколько слов любые части речи, давайте назовём пословицы и поговорки, которые вы нашли.

- Прочитайте пословицу - «Где труд, там и радость».

- Объясните её смысл. Подходит ли пословица к нашему рассказу?

5 строка. Одно слово. Отношение к ситуации.

- Прочитайте, что получилось.

Синквейн

Бобка

хвастливый, терпеливый

хвастается, старается, трудится

«Где труд, там и радость»

Молодец!

- Вы дали характеристику главному герою. – Дополните наши группы новыми чертами характера.

IX. Итог урока.

- Чему учит рассказ? (Будь терпелив и старателен, и всё получится. Когда стараешься и делаешь что-то своими руками, это всегда приносит радость.)

- Давайте дадим совет друзьям, как надо пришивать заплатку.

- Сегодня мы познакомились ещё с одним героем Н. Носова, но на этом знакомство с его героями не заканчивается.

- Посмотрите, какие ещё произведения вы можете прочитать. (Выставка книг).

Домашнее задание

Пересказ второй части.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.