Эссе «Моя педагогическая философия».
«От педагога зависит,
чем станет сердце ребёнка:
нежным цветком или
засохшей коркой».
В.А.Сухомлинский
Какую профессию может выбрать себе человек, родившийся 1 сентября? Здесь всё предопределено судьбой. А я ведь родилась именно 1 сентября. Родилась в простой рабочей семье. А вот мой любимый дядя работал учителем. И я с детства мечтала стать учителем. У меня всегда было много друзей. Собираясь вместе, мы часто играли в школу. И, конечно, мне доставалась роль учителя. После окончания 8 класса даже не было сомнений: куда поступать. Вместе с подругой поступила в Исилькульское педучилище.
В 1983 году получила диплом с отличием, в котором чёрным по белому написано – учитель начальных классов. Приехала работать в небольшое село, где учитель всегда на виду. Поэтому учителю необходимо иметь свой имидж, постоянно работать над собой. А это требует серьёзных усилий, времени и сил. Ведь жизнь меняется очень быстро, учителю надо суметь не отстать от неё. А, иначе, какой же он учитель? Ведь учитель - это тот, кто учит. Я согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Учу детей, а вместе с ними и сама учусь. Моё жизненное кредо – не переставать учиться! Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Я делаю всё для того, чтобы помочь ученику познать себя, раскрыть свои возможности, стать увереннее. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть партнёрами, ни один из них не должен стоять над другим. Спору нет, между учителем и учеником должна быть дистанция. Но это не барьер, который нельзя переступить, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики.
Если учитель заражает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
А учитель начальных классов – это особенный учитель. Ведь душа
ребёнка – младшего школьника, как плодородная почва – какое зёрнышко
уронишь – такой урожай и соберёшь. И здесь очень важно не ошибиться, не
навредить. Мою педагогическую философию определяет ученик, в личности
которого я должна найти, развить и сохранить его индивидуальность и
неповторимость.
Вместе с учениками мы совершаем открытия, заглядываем в прошлое,
пытаемся найти ответы в настоящем. И пусть не все мои ученики
наделены великими способностями и талантами, зато я думаю, все они будут
вспоминать наши уроки сотрудничества. Поэтому, несмотря ни на что, учу
детей честности, уважению друг к другу. И когда-нибудь эти дети вспомнят
меня - свою первую учительницу, наши уроки доброты. А я буду благодарна
им за это.
А первый учитель, особенно дорог,
В сердцах благодарных на веки храним.
О нём вспоминал и Сократ, и Суворов,
И Пушкин его высочайше ценил.
Я ни о чём не жалею! Ведь именно благодаря моей профессии, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, которые всегда помогут в трудную минуту. А главное, рядом дети. Они такие разные, и школьное время будет по-разному им помниться. Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, почувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.
И вот уже 32 года я говорю ребятам: «Урок окончен!» Но каждый раз понимаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Уже идут в школу дети моих первых выпускников. И опять как бы заново повторяется моё детство. Верю и надеюсь, что именно они – дети – помогают учителю искать ответы на вечные вопросы: как учить, чему учить?
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанию истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
Я думаю, что выбрала самую гуманную, самую лучшую в мире профессию, и пусть не всегда и не всё получается, но «урок продолжается», и… жизнь продолжается…
Не слишком ценен труд учителей,
И в школу я пришла не за деньгами.
Вела меня мечта – учить детей!
Во мне и по сей день бушует пламя.
Желанье научить, принять, понять,
Любовью окружить, коль будет надо!
Глаза детей, сердца детей
И уважение родителей – вот моя награда!
А в заключении хочу напомнить истину простую:
Чтобы дети наши в школу приходили «невпустую»,
Должна у нас пылать к профессии любовь.
Хоменко Наталья Яковлевна