Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Звери — млекопитающие»
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тип урока: открытие нового знания
Учебник: «Окружающий мир» 1 класс. Н.Ф.Виноградова, изд. Вентана – Граф, 2011
Подготовила и провела: Козырева Светлана Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Ерцевская СШ».
Тема урока: Звери – млекопитающие
Цели: Показать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные
Образовательные задачи:
способствовать расширению знаний учащихся о животных;
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с отличительными признаками зверей; классифицировать объекты по группам;
Развивающие задачи:
способствовать развитию у учащихся умения формулировать познавательную цель, выделять нужную информацию, анализировать;
создавать условия для обучения исследовательской работе первоклассников;
Воспитательные задачи:
обеспечить развитие коммуникативных УУД, воспитание любви к природе через бережное отношение к животным.
Форма работы: фронтальная, групповая.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные: - высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; определять общие для всех правила поведения;
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, участвовать в группе, слушать и понимать речь других
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, мультфильм, фильм, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», карточки для групповой работы, иллюстрации зверей, для каждого обучающегося: лупы, клочок шерсти в коробочке, раскраска, словари.
Ход урока:
№ | Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность детей | ||||||||||
1 | Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности. | Мы урок начнём с разминки. Выпрямляем свои спинки. Вправо, влево потянитесь, И друг другу улыбнитесь. Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой. Будет он нас согревать, на уроке помогать. - Подумайте, что необходимо для успешной работы на уроке? - Предлагаю пожелать друзьям удачи. - Я надеюсь, что вы все будете внимательны …. Подготовим наши ушки – слушаем внимательно. Все настроим свои глазки – будем наблюдательны. | Садятся за парты Ответы детей (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.) | ||||||||||
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | - Вы все знаете русскую народную сказку «Теремок». Вспомним героев. «Стоит в поле теремок…Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?». - Кто лишний? - К какой группе животных отнесем петуха и муху? - Кто, кто в теремочке живет, назовите одним словом? | Интерактивна я доска – пододвигают к теремку животных: мышка, заяц, лиса, волк, медведь. - Петушок и Муха-цокотуха. Их не было в сказке - Петух – это птица, а муха – насекомое. - Звери. (Млекопитающие) | ||||||||||
3 | Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы урока . Построение проекта выхода из затруднения. | - Кто-то может уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? слайд1 - А что бы вы хотели узнать о млекопитающих? - Я обобщила все ваши вопросы и выбрала основные, добавила свои, они будут планом нашего урока. (открывается план на доске) - Какие вы молодцы, тему урока назвали, план составили, пора перейти к следующему заданию. | Звери-млекопитающие (ответы детей) (Дети говорят, что они хотели бы узнать о млекопитающих) | ||||||||||
4 | Открытие нового знания. Реализация построенного проекта. Физкультмин. Мишка | - Ученые, чтобы сделать открытия, проводят исследования, работая в группах сообща и находят общее решение. И мы поработаем в группах. - Как мы будем работать в группе? Повторим правила работы в группе. - Теперь вы готовы работать в группах, будете внимательны и наблюдательны. а) Практическая работа в группах по 4-5 человек №1 - Откройте конверты, прочитайте внимательно вопрос, рассмотрите картинки и приготовьтесь отвечать (в конверты вложены вопросы и картинки). По окончанию работы выберите одного выступающего. Не забывайте правильно говорить: - «Мы обсудили и пришли к мнению…» (из ответов обучающихся на доске составляется схема) Проверка: У зверей 2 пары ног У них есть зубы, и они разные Детеныши рождаются живыми Млекопитающие Мать кормит их молоком ? - Мы выяснили характерные признаки млекопитающих, но почему-то в последней строке стоит « ?» (знак вопроса) (при затруднении – перевернуть карточку) - Давайте выясним, чем покрыто тело млекопитающих? Проведем небольшое исследование. б) Практическая работа №2 1. Возьмите коробок и лупу. Достаньте содержимое на салфетки, будем исследовать клочок шерсти: - какая на ощупь? - возьмите лупы, рассмотрите, из чего состоит шерсть? - положите материал на место 2. найдите определение шерсти в словаре, прочите. - Сделаем вывод, чем покрыто тело млекопитающих? -Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям? (слайд 2) - Количество шерсти у них может быть разным. (слайд 3) У медведя, волка, например, ее много, а у слона, жирафа мало. -Как вы думаете, почему? Сделаем вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет. -Теперь мы выделили все признаки млекопитающих, перечислите их по схеме на доске: У зверей 2 пары ног У них есть зубы, и они разные Детеныши рождаются живыми млекопитающие Мать кормит их молоком Тело покрыто шерстью - Вернемся к плану урока. - Мы ответили на1 вопрос? Чем покрыто тело млекопитающих? | (не говорить всем сразу, говорить вполголоса, выбрать лидера, уметь выслушать каждого, прийти к одному мнению…) 1-я группа – «Сколько у зверей пар ног?» 2-я группа – «Есть ли у зверей зубы?» 3-я группа – «Какими рождаются детёныши?» 4-я группа – «Чем кормят малышей?» 5-я группа – «Из названий животных выберите первую букву и прочтите слово» ? -Мы не узнали, чем покрыто тело зверей. У каждого ребенка – коробочка с шерстью и лупа. - мягкая, пушистая - из волосков (прибирают рабочий материал) (читают определение шерсти в словаре) - тело имеет волосяной покров (высказывания детей) - Это зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет. - да, волосяным покровом. | ||||||||||
Работа по учебнику. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Физкультмин. Хомка | а) Откройте учебник с 32. Можем ли мы отнести этих животных к зверям? Расскажите по схеме на доске. - Иголки, а что это? Кто согласен, что это волосы? А кто – нет? А почему шерсть разная? Колючки ежа и дикобраза – это видоизмененные волосы. Полуводный образ жизни отразился на строении формы тела. У нерпы передние конечности превратились в ласты, подкожный жир защищает от холода. Сделаем вывод, в учебнике с 32-33. б) Теперь исследуем способ передвижения зверей. С.33 учебника. Как звери передвигаются, расскажите. -А это как понять- по разному? От чего это зависит? Посмотрите фильм «Среда обитания» (слайд 4) Вывод: звери передвигаются по разному, среда обитания различна. - Вернемся к плану урока. Мы ответили на 2 вопрос?....... - Как передвигаются и где обитают? в) просмотр мультфильма. Слайд 5 - скажите, в природе могло такое быть? - оказывается у зверей не только разная среда обитания и разные способы защиты от холода, но и разная пища. Исследуем, кто, чем питается. Стр. 34-35. Первая группа работает над первым рисунком, вторая – над 2, третья -3, четвертая и пятая -4 - чем питаются первая группа зверей? Насекомоядные (Составляю слова на доске) - чем питается 2-я группа зверей? Растительноядные - чем питается 3-я Хищные - чем питается 4-я Всеядные Сделаем вывод: стр уч 35. Слайды 6-7 Развернитесь, сядьте за свои столы. г) Игра-раскраска «Накорми зверей». На листе раскрасьте только то, чем бы вы накормили нарисованного у вас зверя. Проверка 3. Чем питаются? | Рассказывают о животном по схеме. (Может вызвать затруднение: дикобраз, еж – покрыты иголками). - волосы Читают вывод Рассматривают на с.33 и отвечают: - Гепард – бегает по земле. Шимпанзе – лазает, бегает. Летучая мышь, белка летяга – летает. Тюлень плавает, ползает по земле. (- По разному) Просмотр фильма «Среда обитания» (50сек) - да - передвигаются по разному, среда обитания различна. Просмотр мультфильма «Волк и теленок» (40сек) - нет, волк съел бы теленка Дети работают по с.34-35 - насекомыми - растениями - другими животными - растения, другие животные, насекомые (читают вывод по учебнику) Самостоятельная работа детей (называют, чем накормили, что раскрасили) - да (перечисляют) | |||||||||||
6 | Итог урока. Рефлексия. | - Вспомните, какая была тема урока? - Какие открытия для себя сделали? Расскажите все, что вы о зверях знаете по схеме - Ответили мы с вами на вопросы, поставленные в начале урока? - Пригодятся ли эти знания вам в жизни? - Какой новой информацией можете поделиться с родителями? - Если было все понятно и легко на уроке, прикрепите на доску красный магнитик. А если не все понял, было трудно – оранжевый. На перемене можете применить знания – покормить гостя -кролика | Звери-млекопитающие. (это животные, тело которых покрыто шерстью, имеют две пары ног, зубы, детеныши рождаются живыми, мать вскармливает молоком.) (тело покрыто шерстью, передвигаются по разному, среда обитания различна, питание зависит от группы млекопитающего: насекомоядные….) Кормят сухарями, морковкой кролика в клетке |