Звук Сь. Буква С
Тема: «Звук [С′]. Буква «С».
Цель: актуализация представлений о звуке [С′] и букве «С».
Задачи:
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать умение выделять звук [С′] из ряда слогов, слов;
формировать навык подбора слогов с мягким звуком [С′] к слогам с твердым звуком [С];
закреплять навык звукового анализа и слогового синтеза слов;
закреплять представления о зрительном образе буквы «С»;
совершенствовать навык составления предложений по схеме;
развивать внимание, память, мышление, тактильное восприятие.
Оборудование:
изображение Звуковичка, зеркала, волшебная лестница, зелёные флажки, кассы букв, круги для звукового анализа слова, схема для характеристики согласного звука, куб и пособие «Гласные 2 ряда», пособия «Измени слог», схема предложения, инд. карточки для игры «Составь слово из слогов», буквы в мешочках для тактильного чтения, ребус, «зашифрованная скороговорка», мяч.
Ход занятия:
Организационный момент:
Учитель-логопед: - Какой звук вы услышали во всех словах скороговорки?
- Носит Сеня в сени сено и сидит на сене Сеня.
- Назовите Звуковичку тему занятия: звук [С′].
- Если вы выполните все задания Звуковичка, то поможете букве «С» подняться
по волшебной лестнице как можно выше.
Основная часть:
1. Артикуляция звука [С′]:
Учитель-логопед: - Ребята, Звуковичок предлагает вам взять зеркала и
посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [С′],
(раздаются зеркала).
- Посмотрите в зеркало, произнесите: Сь-Сь-Сь- … Почувствуйте, что делают
губы, зубы, язык, голосовые складки.
2. Характеристика звука [С′] по схеме:
Учитель-логопед: - Расскажите Звуковичку о звуке [С′] по схеме:
Звук [С′] - речевой, согласный, мягкий, глухой, обозначается зелёным
кругом, свистящий. Язык находится за нижними зубами, губы – в улыбке,
в оздушная струя – холодная
3. Формирование фонематического восприятия звука [С′]
Игра «Определи звук в ряду слогов и слов»
Учитель-логопед: - Я произнесу разные слоги, а вы, если услышите звук [С′],
поднимите зелёный флажок.
Лингвистический материал:
[СЯ, ОС, СЫ, СИ, ЗУ, АСЬ, СЕ, УЦ, . . .].
Учитель-логопед: - Я произнесу слова, а вы, если услышите в них звук [С′],
поднимите зелёный флажок.
Лингвистический материал: сеть, цепь, стол, семья, земля, сюрприз, Вася,
усики, сила, роса.
4. Игра «Доскажи словечко и повтори чистоговорку»:
Ся-ся-ся – мы поймали кара-ся.
Сю-сю-сю – очень рады кара-сю.
Си-си-си – ты домой его не-си.
Се-се-се – побегу я по ро-се.
Сё-сё-сё – быстро принесу я всё!
Ась-ась-ась – чешуёй блестит ка-рась.
Усь-усь-усь – длинношеий ходит гусь.
Ось-ось-ось – рогатый длинноногий лось.
Ысь-ысь-ысь – на охоту вышла рысь.
Ись-ись-ись – хищников ты бере-гись!
5. Игра с мячом с наглядной опорой на пособие «Измени слог»:
Са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се.
Ас-ась, ос-ось, эс-эсь, ыс-ысь, ус-усь, . . .
6. Физминутка: «Угадай букву в мешочках» - тактильное чтение.
7. Зрительный образ буквы «С»:
Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [С]?
- На что похожа буква «С»?
- Изобразите букву из пальцев, напишите на своей ладони, друг у друга на спине.
8. Стихотворение про букву «С»:
Учитель-логопед: - Найдите в кассах букву «С». Прочитайте про неё стихотворение:
Светит месяц нам с небес -
Он похож на букву С».
9. Игра «Запомни и повтори»
Учитель-логопед: - В русском алфавите есть специальные буквы, которые «дружат» с мягкими согласными – это гласные 2 ряда: Е, Ё, Ю, Я, И (демонстрация куба «Гласные 2 ряда»). Заучите гласные 2 ряда наизусть.
10. Игра «Составь слово из рассыпавшихся слогов» (индивидуальная работа по карточкам):
Гу-си, Ва-ся, Ма-ру-ся, гу-ся-та, ло-си, си-ла.
Учитель-логопед: - Сначала составьте слово из рассыпавшихся слогов, затем напечатайте это слово из букв кассы, выполните звуковой анализ.
11. Игра «Составь предложение» к схеме:
Учитель - логопед предлагает детям составить предложения со словами, содержащими звук [С′] к схеме:
˾ и ____ . (Серёжа и Вася красили).
12. Игра «Отгадай-ка»:
Учитель – логопед: - Отгадайте ребус:
(семья)
13. Игра «Повтори зашифрованную скороговорку»:
Итоги занятия:
Учитель-логопед: - О каком звуке мы сегодня говорили?
- Напомните Звуковичку, какой звук [С′]? Речевой, согласный, мягкий, глухой, обозначается зелёным кругом, свистящий.
- Молодцы, вы сегодня отлично поработали, выполнили все задания Звуковичка и помогли подняться букве «С» по волшебной лестнице очень высоко.
- Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
- Поощрение детей.
- Дома выполните упражнения в рабочей тетради «Пишем и читаем».