Звук Сь. Буква С

0
0
Материал опубликован 5 December


Тема: «Звук [С′]. Буква «С».


Цель: актуализация представлений о звуке [С′] и букве «С».

Задачи:

совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;

развивать фонематическое восприятие;

совершенствовать умение выделять звук [С′] из ряда слогов, слов;

формировать навык подбора слогов с мягким звуком [С′] к слогам с твердым звуком [С];

закреплять навык звукового анализа и слогового синтеза слов;

закреплять представления о зрительном образе буквы «С»;

совершенствовать навык составления предложений по схеме;

развивать внимание, память, мышление, тактильное восприятие.


Оборудование:

изображение Звуковичка, зеркала, волшебная лестница, зелёные флажки, кассы букв, круги для звукового анализа слова, схема для характеристики согласного звука, куб и пособие «Гласные 2 ряда», пособия «Измени слог», схема предложения, инд. карточки для игры «Составь слово из слогов», буквы в мешочках для тактильного чтения, ребус, «зашифрованная скороговорка», мяч.


Ход занятия:


Организационный момент:

Учитель-логопед: - Какой звук вы услышали во всех словах скороговорки?

- Носит Сеня в сени сено и сидит на сене Сеня.

- Назовите Звуковичку тему занятия: звук [С′].

- Если вы выполните все задания Звуковичка, то поможете букве «С» подняться

по волшебной лестнице как можно выше.

Основная часть:

1. Артикуляция звука [С′]:

Учитель-логопед: - Ребята, Звуковичок предлагает вам взять зеркала и

посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [С′],

(раздаются зеркала).

- Посмотрите в зеркало, произнесите: Сь-Сь-Сь- … Почувствуйте, что делают

губы, зубы, язык, голосовые складки.

2. Характеристика звука [С′] по схеме:

Учитель-логопед: - Расскажите Звуковичку о звуке [С′] по схеме:

Звук [С′] - речевой, согласный, мягкий, глухой, обозначается зелёным

кругом, свистящий. Язык находится за нижними зубами, губы – в улыбке,

в оздушная струя – холодная

3. Формирование фонематического восприятия звука [С′]

Игра «Определи звук в ряду слогов и слов»

Учитель-логопед: - Я произнесу разные слоги, а вы, если услышите звук [С′],

поднимите зелёный флажок.

Лингвистический материал:

[СЯ, ОС, СЫ, СИ, ЗУ, АСЬ, СЕ, УЦ, . . .].

Учитель-логопед: - Я произнесу слова, а вы, если услышите в них звук [С′],

поднимите зелёный флажок.

Лингвистический материал: сеть, цепь, стол, семья, земля, сюрприз, Вася,

усики, сила, роса.


4. Игра «Доскажи словечко и повтори чистоговорку»:

Ся-ся-ся – мы поймали кара-ся.

Сю-сю-сю – очень рады кара-сю.

Си-си-си – ты домой его не-си.

Се-се-се – побегу я по ро-се.

Сё-сё-сё – быстро принесу я всё!


Ась-ась-ась – чешуёй блестит ка-рась.

Усь-усь-усь – длинношеий ходит гусь.

Ось-ось-ось – рогатый длинноногий лось.

Ысь-ысь-ысь – на охоту вышла рысь.

Ись-ись-ись – хищников ты бере-гись!

5. Игра с мячом с наглядной опорой на пособие «Измени слог»:

Са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се.

Ас-ась, ос-ось, эс-эсь, ыс-ысь, ус-усь, . . .


6. Физминутка: «Угадай букву в мешочках» - тактильное чтение.

7. Зрительный образ буквы «С»:

Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [С]?

- На что похожа буква «С»?

- Изобразите букву из пальцев, напишите на своей ладони, друг у друга на спине.

8. Стихотворение про букву «С»:

Учитель-логопед: - Найдите в кассах букву «С». Прочитайте про неё стихотворение:

Светит месяц нам с небес -

Он похож на букву С».


9. Игра «Запомни и повтори»

Учитель-логопед: - В русском алфавите есть специальные буквы, которые «дружат» с мягкими согласными – это гласные 2 ряда: Е, Ё, Ю, Я, И (демонстрация куба «Гласные 2 ряда»). Заучите гласные 2 ряда наизусть.


10. Игра «Составь слово из рассыпавшихся слогов» (индивидуальная работа по карточкам):

Гу-си, Ва-ся, Ма-ру-ся, гу-ся-та, ло-си, си-ла.

Учитель-логопед: - Сначала составьте слово из рассыпавшихся слогов, затем напечатайте это слово из букв кассы, выполните звуковой анализ.


11. Игра «Составь предложение» к схеме:

Учитель - логопед предлагает детям составить предложения со словами, содержащими звук [С′] к схеме:


˾ и ____ . (Серёжа и Вася красили).


12. Игра «Отгадай-ка»:

Учитель – логопед: - Отгадайте ребус: ​​​​​​​

t1733395899af.gif(семья)

13. Игра «Повтори зашифрованную скороговорку»:

t1733395899ag.png

Итоги занятия:

Учитель-логопед: - О каком звуке мы сегодня говорили?

- Напомните Звуковичку, какой звук [С′]? Речевой, согласный, мягкий, глухой, обозначается зелёным кругом, свистящий.

- Молодцы, вы сегодня отлично поработали, выполнили все задания Звуковичка и помогли подняться букве «С» по волшебной лестнице очень высоко.

- Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?

- Поощрение детей.

- Дома выполните упражнения в рабочей тетради «Пишем и читаем».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.