Конспект
непосредственно организованной деятельности
по подготовке детей к обучению грамоте
в подготовительной группе.
Разработала: учитель-дефектолог Савельева Н.В.
Тема: Звук (Л). Буква Л.
Цель: Расширение представления о звуке (Л), характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровне); развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; систематизировать тематический лексический материал по звуковому признаку; произношение звука (Л) в словосочетаниях; знакомство с буквой Л; развитие связной речи, мышления, воображения, внимания, тонкой моторике рук.
Ход занятия.
Учитель-дефектолог: - Ребята, я назову вам слова, а вы мне скажите какое слово лишнее:
- Груша, яблоко, лук, апельсин
- Лопата, карандаш, ручка, фломастер.
- Ворона, ласточка, воробей, голубь.
- Медведь, лошадь, волк, заяц.
- Автобус, машина, поезд, лодка.
Картинки с изображением: лука, лопаты, ласточки, лошади и лодки выставляются на наборном полотне.
-Посмотрите сколько у нас картинок, и какие они все разные. Найдите среди них самое короткое слово.
Дети: Лук.
Учитель-дефектолог: Самое длинное слово.
Дети: Ласточка, лопата.
Дети находят слова при помощи слогового анализа слов.
Учитель-дефектолог: - Вот видите ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи.
Послушайте: Лук, Ласточка, Лопата, Лошадь, Лодка
Дети: в них есть звук (Л).
Учитель-дефектолог: - Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем знакомится со звуком (Л). Всем знаком такой звук? Вы, наверное, его уже слышали и даже произносили. Вот и сейчас мы с вами будем тренироваться произносить правильно звук (Л). Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (Л), что делает язычок?
Дети: Язычок поднимается наверх, за зубки.
Учитель-дефектолог: - Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (Произношение).
-Какой звук (Л)
гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Учитель-дефектолог: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Учитель-дефектолог: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Учитель-дефектолог: А теперь приготовьте свои пальчики и загибайте:
звук (Л)
- 1-согласный,
- 2-твердый,
- 3- звонкий.
-Про какой звук мы с вами говорим?
Дети: Про звук (Л).
Учитель-дефектолог: Послушайте загадку, и угадайте, какой сегодня нас ждет сюрприз.
Он по небу пролетает
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет
Что же это?
Дети: Самолет.
Учитель-дефектолог: Правильно ребята самолет. Звук у самолета (Л). Сейчас мы с вами поиграем. Когда самолет будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубки. Полетели.
- Язычок поработал, теперь ладошки приготовили. Будем с вами искать звук (Л).
м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.
- Теперь я буду «кидать» вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:
л – а , л – о, л - у .
- Снова приготовили ладошки, все вместе ищем слоги со звуком (Л)
да, ба, ла, ка, ту, сы, ло, пы, ша, до, лу.
- Теперь ищем звук (Л) в словах.
Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа.
- Для чего ребята нам нужен самолет? (ответы детей)
- Правильно на самолете можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем самолете багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова.
Волшебный мешочек. Дети по выбору достают картинку и определяют ее местоположение.
Физкультминутка.
- Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите какой у нас самолет: большой или маленький? (маленький). Вот и мы должны наш багаж сделать маленьким, чтобы он поместился в самолет.
Была ложка - стала... (ложечка); была тарелка - стала... (тарелочка);
был стол - стал... (столик); был крокодил - стал... (крокодильчик);
было яблоко - стало... (яблочко); был флаг - стал... (флажок); был стул - стал... (стульчик).
- Кроме багажа в нашем самолете полетят пассажиры. А какие вы должны отгадать.
Загадки про лося, волка, осла. (ответы детей).
На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных.
- В самолете все пассажиры садятся на места указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове: начало, середина, конец).
- Лось, волк и осел полетели к другу на самолете. Что они видят из окошка?
Дети: Небо.
Учитель-дефектолог: Какого цвета небо?
Дети: Голубое.
Учитель-дефектолог: В слове голубое тоже есть звук (Л). Давайте с вами перекрасим предметы в голубой цвет (голубая лопата, голубое платье, голубой флаг, голубой стол, голубые колготки).
- Летят наши пассажиры к своему другу в гости. Вы хотите узнать, к кому они летят? Пальчиковая гимнастика.
- Теперь откройте свои тетради и возьмите карандаш.
Графический диктант. Изображение слона.
- Слон по Африке идет букву Л нам он несет.
Показ детям буквы Л. Написание буквы в воздухе, в тетради.
-Прилетели друзья к слону не просто так, а за помощью. Беда случилась у зверей, все буквы перепутались, а им нужна только буква Л. Поможем волку, лосю и ослу?
- У вас на столе у каждого есть листок, на котором напечатаны разные буквы, вы должны найти все буквы Л среди других букв. Сколько букв нашли? (5)
- Сегодня ребята вы все отлично потрудились, и я вам ставлю всем 5.
- А теперь скажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
Дети: Со звуком (Л).
Учитель-дефектолог: Какой звук (Л)?
Дети: Звук (Л)- согласный, твердый, звонкий.