Звук [З], буква "З"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
(КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Конспект логопедического занятия
«Звук [З] и буква «З»
1 класс
Учитель-логопед
Дюндина О.П.
г. Суходольск, 2025г.
Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».
Задачи:
Коррекционно - образовательная:
- учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».
Коррекционно - развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов;
- развивать фонематические представления;
- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
- развивать внимание, мышление.
Коррекционно - воспитательная:
- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: картинка для звукоподражания «Комары», индивидуальные зеркала, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», картинки со звуковой схемой, синие квадраты для выкладывания звуковой схемы, логодомик, карточки с буквой «З», карандаши.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.
Загадки
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет - сделает наоборот.
(Зонт)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
(Змея)
Зимой серый, летом белый.
(Заяц)
После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.
Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, с какого звука начинаются все слова - отгадки?
Ответы детей.
На доске картинка для звукоподражания.
Логопед: К нам в гости прилетели большие комары. Какой звук они издают, когда летят?
Дети: «З- з ззз»
Логопед: Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся. Давайте вместе с комариками пролетим по звуковой дорожке?
Акустико - артикуляционный образ звука.
Логопед: А теперь произнесём звук [З] хором и индивидуально. Обратите внимание как расположены ваши губы, зубы и язык.
Характеристика артикуляции звука [З]:
губы в «улыбке»;
зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
кончик языка упирается в нижние зубы;
посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.
Звук [З] - согласный, обозначаем его квадратом синего цвета.
Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?» (Да)
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [З] - звонкий.
Логопед: «Ребята, а какое время года сейчас? (Зима).
А вы знаете как трудно зимой диким животным выживать в лесу? (Да).
К нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА. Посмотрите на доску.
У него есть корзинка для морковки, но она совсем пустая! Вы хотите помочь зайчику собрать целую корзинку морковки? (Да).
За каждое выполненное задание я буду давать вам вкусняшку для зайчика, и в конце нашего занятия вы сможете помочь ему пережить холодную зиму! Согласны? (Да)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята, давайте сначала выполним артикуляционные упражнения для правильного произношения звука [З]. Возьмите на столе зеркала и начнём.
Делаем упражнение: лягушка, месим тесто, бегемотик, чистим зубки, блинчик, киска сердится, гол.
Логопед: Отлично! Вы справились с первым заданием! Вот ваша морковка!
Упражнение «Слушай внимательно».
Логопед: Давайте послушаем разные звуки и будем хлопать в ладоши, когда услышим звук [З].
- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».
Логопед: Молодцы, ребята! Вот вам ещё морковка!
Упражнение «Где звук?».
Логопед: Я буду называть картинки, а вы определять, где в этих словах слышится звук [З] в начале, в середине или в конце.
Дети с помощью синего квадрата показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.
Картинки: заяц, зонт, зефир, звезда, корзина, коза, роза, ваза.
Логопед: Вы снова справились с заданием! Какие молодцы! Получите морковку!
Физкультминутка
Логопед: Ребята, а теперь давайте немного разомнёмся!
Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
(Дети прыгают на месте).
Кто - то зайку напугал!
Зайка «прыг» и поскакал.
(Прыгают по группе).
Логопед: Очень хорошо! Держите морковку!
Прописи.
Знакомство с буквой «З».
Логопед демонстрирует детям букву «З».
Логопед: Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».
Давайте рассмотрим букву «З».
Уточним, на что похожа буква «З», и прочитаем про неё стихотворение.
На что похожа буква?
(читают стихотворение про букву)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Логопед: А теперь давайте поработаем с листочками.
Дети выполняют задание.
Логопед: У вас опять всё получилось! Вы, наверное, очень хотите накормить Зайку? (Да). Тогда вот вам ещё морковка!
Пальчиковая гимнастика.
Дикие животные водятся в лесу,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Здесь увидеть можно волка и лису,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Зайца и медведя, белку, кабана.
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)
Прячет всех надёжно
(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина.
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)
Логопед: Получайте ещё одну морковку!
Игра «Логодомик»
Логопед: Посмотрите, на доске прикреплён домик с окошками, но это не простой домик. Мы будем открывать окошки и смотреть кто там спрятался. Если в названии картинки есть звук [З], то открываем окошко, а если нет, тогда закрываем.
Дети открывают окошки.
Логопед: Вы справились с заданием! Держите морковку!
Игра «Повтори правильно».
Логопед: Давайте послушаем как же хорошо вы умеете произносить звук [З].
Я говорю чистоговорку, а вы хором повторяете за мной!
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Логопед: Вы все правильно сделали! Получайте последнюю морковку!
Итог занятия.
Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
Это гласный звук или согласный?
Звонкий или глухой?
Дети дают характеристику звуку [З]
(звук [З] - согласный, звонкий).
Логопед: Давайте посмотрим, сколько морковок вы насобирали! Какие молодцы! Берите морковки и угощайте Зайку!
Дети крепят морковки на доску рядом с зайкой.
Логопед: Молодцы ребята! Отлично поработали!