Звук [З], буква "З"

0
0
Материал опубликован 20 January

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











Конспект логопедического занятия



«Звук [З] и буква «З»



1 класс











Учитель-логопед

Дюндина О.П.








г. Суходольск, 2025г.


Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

Задачи:

Коррекционно - образовательная:

- учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно - развивающие:

- упражнять детей в звуковом анализе слов;

- развивать фонематические представления;

- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;

- развивать внимание, мышление.

Коррекционно - воспитательная:

- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: картинка для звукоподражания «Комары», индивидуальные зеркала, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», картинки со звуковой схемой, синие квадраты для выкладывания звуковой схемы, логодомик, карточки с буквой «З», карандаши.


Ход занятия



Организационный момент

Логопед: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.

Загадки

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот. 

(Зонт)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она.

(Змея)

Зимой серый, летом белый.

(Заяц)

После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, с какого звука начинаются все слова - отгадки?

Ответы детей.

На доске картинка для звукоподражания.

Логопед: К нам в гости прилетели большие комары. Какой звук они издают, когда летят?

Дети: «З- з ззз»

Логопед: Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся. Давайте вместе с комариками пролетим по звуковой дорожке?

Акустико - артикуляционный образ звука.

Логопед: А теперь произнесём звук [З] хором и индивидуально. Обратите внимание как расположены ваши губы, зубы и язык.

Характеристика артикуляции звука [З]:

губы в «улыбке»;

зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

кончик языка упирается в нижние зубы;

посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

Звук [З] - согласный, обозначаем его квадратом синего цвета.

Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?» (Да)

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] - звонкий.

Логопед: «Ребята, а какое время года сейчас? (Зима).

А вы знаете как трудно зимой диким животным выживать в лесу? (Да).

К нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА. Посмотрите на доску.

У него есть корзинка для морковки, но она совсем пустая! Вы хотите помочь зайчику собрать целую корзинку морковки? (Да).

За каждое выполненное задание я буду давать вам вкусняшку для зайчика, и в конце нашего занятия вы сможете помочь ему пережить холодную зиму! Согласны? (Да)

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята, давайте сначала выполним артикуляционные упражнения для правильного произношения звука [З]. Возьмите на столе зеркала и начнём.

Делаем упражнение: лягушка, месим тесто, бегемотик, чистим зубки, блинчик, киска сердится, гол.

Логопед: Отлично! Вы справились с первым заданием! Вот ваша морковка!

Упражнение «Слушай внимательно».

Логопед: Давайте послушаем разные звуки и будем хлопать в ладоши, когда услышим звук [З].

- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».

Логопед: Молодцы, ребята! Вот вам ещё морковка!

Упражнение «Где звук?».

Логопед: Я буду называть картинки, а вы определять, где в этих словах слышится звук [З] в начале, в середине или в конце.

Дети с помощью синего квадрата показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.

Картинки: заяц, зонт, зефир, звезда, корзина, коза, роза, ваза.

Логопед: Вы снова справились с заданием! Какие молодцы! Получите морковку!

Физкультминутка

Логопед: Ребята, а теперь давайте немного разомнёмся!

Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(Дети прыгают на месте).

Кто - то зайку напугал!

Зайка «прыг» и поскакал.

(Прыгают по группе).

Логопед: Очень хорошо! Держите морковку!

Прописи.

Знакомство с буквой «З».

Логопед демонстрирует детям букву «З».

Логопед: Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».

Давайте рассмотрим букву «З».

Уточним, на что похожа буква «З», и прочитаем про неё стихотворение.

На что похожа буква?

(читают стихотворение про букву)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!  

Логопед: А теперь давайте поработаем с листочками.

Дети выполняют задание.

Логопед: У вас опять всё получилось! Вы, наверное, очень хотите накормить Зайку? (Да). Тогда вот вам ещё морковка!

Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные водятся в лесу,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Здесь увидеть можно волка и лису,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Зайца и медведя, белку, кабана.
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)
Прячет всех надёжно
(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина.
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Логопед: Получайте ещё одну морковку!



Игра «Логодомик»

Логопед: Посмотрите, на доске прикреплён домик с окошками, но это не простой домик. Мы будем открывать окошки и смотреть кто там спрятался. Если в названии картинки есть звук [З], то открываем окошко, а если нет, тогда закрываем.

Дети открывают окошки.

Логопед: Вы справились с заданием! Держите морковку!

Игра «Повтори правильно».

Логопед: Давайте послушаем как же хорошо вы умеете произносить звук [З].

Я говорю чистоговорку, а вы хором повторяете за мной!

За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.

Логопед: Вы все правильно сделали! Получайте последнюю морковку!

Итог занятия.

Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Это гласный звук или согласный?

Звонкий или глухой?

Дети дают характеристику звуку [З] 

(звук [З] - согласный, звонкий).

Логопед: Давайте посмотрим, сколько морковок вы насобирали! Какие молодцы! Берите морковки и угощайте Зайку!

Дети крепят морковки на доску рядом с зайкой.

Логопед: Молодцы ребята! Отлично поработали!



t1737403983aa.gif



t1737403983ab.jpg

t1737403983ac.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.