Методическая разработка: Звук [Ж]. «Дикие животные»
Тема: Звук [Ж]. Тема «Дикие животные»
Цель:
- коррекция звука [Ж] в прямой позиции и между гласными в слогах, словах, предложениях.
- формирование речевого слуха на основе создания межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Задачи:
- закреплять правильное произношение звука [ж] в прямой позиции и между гласными на материале слов, словосочетаний, предложений;
- формировать умение правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе короткие фразы и распространенные предложения.
- развивать слуховое восприятие на знакомом материале учебной деятельности.
- развивать речевой слух и устную речь, через использование разнообразных приемов различения речевого материала.
- развивать мыслительные операции: память, концентрацию внимания, логическое мышление через содержание занятия;
- обеспечивать здоровьесберегающего пространства через разнообразные формы организации занятия.
Оборудование: презентация, таблички с заданиями, предложениями
1. Организационный момент
- Здравствуй, Ангелина, садись, послушайте внимательно текст и определи, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся? (Звук [ж])
- Правильно, звук [ж].
Сегодня на занятии отправимся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком [ж] и буквой «Ж». Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и игры.
- Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].
2. Характеристика звука [ж]
- Давай, произнесем звук [ж].
- Какое положение должны занимать губы, зубы, язычок, когда мы
произносим звук [ж]?
- Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами,
боковые края прижаты к коренным зубам.
- Какой звук [ж], гласный или согласный? (Звук [ж] согласный.)
- Твердый или мягкий? (Звук [ж] твердый.)
- Твердый или мягкий? (Звук [ж] твердый.)
- Звонкий или глухой? (Звук [ж] звонкий.)
- А как ты определила, что он звонкий?
- Проверим это поиграв в игру «Наушники».
- «Наденем наушники», закрываем руками уши и произносим звук [ж].
- Слышишь шум в наушниках? (Да.)
- Значит, мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.
3. Знакомство с буквой «Ж»
- Мы с тобой произносим слоги и слова со звуком [ж], а можем увидеть
звуки? (Нет, мы видим и пишем буквы.)
- Какой же буквой обозначается звук [ж] на письме?
- Станем волшебниками и превратим звук [ж] в букву «Ж».
- Повторяй вместе со мной стихотворение:
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
- А сейчас из счетных палочек выложим букву «Ж».
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
Автоматизация звука [ж] в слогах и словах
- Веселый жучок предлагает пожужжать с ним вместе и поиграть в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
Давай с тобой отдохнем и сделаем зарядку для язычка
«Улыбка – Хоботок», «Дудочка», «Вкусное варенье», «Кошка», «Краска», «Лошадка».
«Голоса животных»
Послушай голоса животных и определи, какое животное издает этот звук
[у-у-у] – воет волк; рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика, шуршание мыши.
Автоматизация в чистоговорках.
- Ежик предлагает повторить чистоговорки:
Жа-жа-жа – жили были два ежа.
Жу-жу-жу – на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу – ближе, ближе подхожу.
Жи-жи-жи – ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа – испугали мы ежа.
Жи-жи-жи – убежали прочь ежи.
Активизация и обогащение словаря по лексической теме.
- Еж – это, какое животное? А кто еще живет в лесу? (логопед выставляет картинки животных).
Игра Мерсибо «Красивая Ж»
Согласование существительных с прилагательными.
«Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков):
Медведь (какой) — бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.
Заяц (какой?) — ....
Лиса (какая?) — ....
Еж (какой?) - …
Игра “Животные”
Логопед предлагает подобрать родственные слова:
- Еж – детеныши - … (ежонок, ежата);
Мама ежат – … (ежиха);
Домик у них – … (ежиный);
Ласково называют ежа – … (ежик).
- Медведь - …
7. Пальчиковая гимнастика
- Ежик предлагает поиграть и помассажировать пальчики.
“Ежик” (су-джок).
Этот ежик не простой,
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки разминаем.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
- К нам в гости пришли гномик и великан и тебе нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду начинать, а ты заканчивай.
У человека | У гнома | У великана |
Еж | ежик | ежище |
Медведь | медвежонок | медвежище |
Жук | жучок | жучище |
Флаг | флажок | флажище |
Снег | снежок | снежище |
Сапог | сапожок | сапожище |
У человека – комар, а у гнома – комарик, а у великана – комарище.
А сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова, а ты хлопай, если услышишь звук [ж].
Слова: жук, ежик, шапка, снежинка, мышка, журавль, стол, лыжи, каша, ужин, жираф, ложка, жаба, шубка, кожа.
V. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили на нашем занятии?
- Какой звук мы сегодня закрепляли?
- Что было самым трудным?
- Какое задание понравилось больше?
Ссылка на презентацию к уроку/занятию