Методическая разработка занятия «Согласный звук, буква Щ. Деление слов на слоги»

2
0
Материал опубликован 26 February 2023

Тема: «Согласный звук, буква Щ. Деление слов на слоги».

Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук Щ, буква Щ.

Закрепление способности произносить звук Щ, зрительно различать

букву Щ среди множества других букв.

Условные обозначения согласного звука Щ, буквы Щ.

Закрепление способности составлять слова с данным звуком и делить

их на слоги.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с мягким согласным звуком Щ, буквой Щ,

которой обозначается изучаемый согласный звук Щ.

2. Закрепить умение правильно произносить звук Щ, подбирать слова со

звуком Щ в начале слова, в середине и конце слова.

3. Учить детей узнавать и прописывать печатную букву Щ.

4. Продолжать обучать детей составлять слова и делить их на слоги.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звука Щ в словах: начало, середина и конец слова.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей с согласным мягким звуком Щ. Буквой Щ.

4. Подбор слов, со звуком Щ.

5. Подготовка руки к письму.

Закрашивание контурного изображения буквы Щ зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).

Штриховка буквы Щ вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).

Прописывание печатной буквы Щ в тетради по образцу.

Методическое оснащение занятия:

Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.

Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.

Фотографии и картинки предметных изображений.

Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски).

Простые и цветные карандаши.

Условные обозначения для согласного мягкого звука Щ.


задания


Педагог:


Дети:

1.


Психофизическая гимнастика.

К/упр.: «Изобразите сказанное».

- развитие внимания, творческого

воображения, пластики.




Изображают.


Детям предлагается изобразить: щенка, ящерицу, леща, щегла.

2.


К/упр.: «Отгадайте загадку».

- развитие воображения, мышления и

слухового внимания.

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка.

Конечно, это …









Щука.


Демонстрируется изображение щуки.



- Произнесите слово ЩУКА, выделяя

голосом первый звук.

- Какой звук вы выделили голосом?

- Правильно. Сегодня мы с вами

познакомимся со звуком Щ.




Произносят.

Щ.


3.


Артикуляция звука Щ.

При произнесении звука Щ – губы немножко округляются и вытягиваются вперёд. Зубы видны, но не сомкнуты. Кончик языка находится за верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха тёплая. Произнесите: Щ – Щ – Щ.


Анализ звука Щ.

Звук Щ – глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Звук Щ – шипящий.



4.


Физкультурная минутка с мячом.

К/упр.: «Придумай слово со звуком Щ».

- развитие мышления, связной речи,

ловкости движений, моторики.





Каждый из детей ловит мяч и придумывает слово на звук Щ.


5.


К/упр.: «Распредели картинки по группам в зависимости от места расположения звука Щ в их названии».

- развитие фонематического восприятия, мышления.

Предлагаются картинки:

Щенок, щука, щётка.

Ящерица, ящик, клещи.

Плащ, лещ, овощ.









По очереди распределяют картинки по группам.

После выполненного задания дети анализируют местонахождение звука Щ в каждом слове, чётко и внятно произнося все слова.

Согласный, звук Щ – может находиться вначале слова, в середине слова и конце слова.


6.

Анализ буквы Щ.


На письме звук Щ обозначается буквой ЩА.

- Посмотрите, как выглядит буква Щ.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

- Звук произносим коротко: Щ – Щ.

- Букву произносим полно: ЩА.

- На что похожа буква Щ?






Рассматривают букву Ж на доске.


Произносят.


Ответы детей.


Детям предлагается нарисовать указательным пальцем правой руки букву Щ в воздухе. Потом выложить её из фасоли на бархатной бумаге.


7.


К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.


Рассматривают

предлагаемую

книжечку.



На первой страничке закрасить букву Щ зелёным цветом.

На второй страничке заштриховать три буквы Щ.

На третьей страничке обвести контур буквы Щ по точкам.

На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить

изображение предметов на согласный звук Щ.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.