Методическая разработка занятия «Согласный звук, буква Щ. Деление слов на слоги»
Тема: «Согласный звук, буква Щ. Деление слов на слоги».
Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук Щ, буква Щ.
Закрепление способности произносить звук Щ, зрительно различать
букву Щ среди множества других букв.
Условные обозначения согласного звука Щ, буквы Щ.
Закрепление способности составлять слова с данным звуком и делить
их на слоги.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с мягким согласным звуком Щ, буквой Щ,
которой обозначается изучаемый согласный звук Щ.
2. Закрепить умение правильно произносить звук Щ, подбирать слова со
звуком Щ в начале слова, в середине и конце слова.
3. Учить детей узнавать и прописывать печатную букву Щ.
4. Продолжать обучать детей составлять слова и делить их на слоги.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука Щ в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей с согласным мягким звуком Щ. Буквой Щ.
4. Подбор слов, со звуком Щ.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Щ зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Щ вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Щ в тетради по образцу.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Условные обозначения для согласного мягкого звука Щ.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. | Психофизическая гимнастика. К/упр.: «Изобразите сказанное». - развитие внимания, творческого воображения, пластики. | Изображают. |
| Детям предлагается изобразить: щенка, ящерицу, леща, щегла. | |
2. | К/упр.: «Отгадайте загадку». - развитие воображения, мышления и слухового внимания. Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. Притом такая злюка. Конечно, это … | Щука. |
| Демонстрируется изображение щуки. | |
| - Произнесите слово ЩУКА, выделяя голосом первый звук. - Какой звук вы выделили голосом? - Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Щ. | Произносят. Щ. |
3. | Артикуляция звука Щ. При произнесении звука Щ – губы немножко округляются и вытягиваются вперёд. Зубы видны, но не сомкнуты. Кончик языка находится за верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха тёплая. Произнесите: Щ – Щ – Щ. Анализ звука Щ. Звук Щ – глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Звук Щ – шипящий. | |
4. | Физкультурная минутка с мячом. К/упр.: «Придумай слово со звуком Щ». - развитие мышления, связной речи, ловкости движений, моторики. | Каждый из детей ловит мяч и придумывает слово на звук Щ. |
5. | К/упр.: «Распредели картинки по группам в зависимости от места расположения звука Щ в их названии». - развитие фонематического восприятия, мышления. Предлагаются картинки: Щенок, щука, щётка. Ящерица, ящик, клещи. Плащ, лещ, овощ. | По очереди распределяют картинки по группам. |
| После выполненного задания дети анализируют местонахождение звука Щ в каждом слове, чётко и внятно произнося все слова. Согласный, звук Щ – может находиться вначале слова, в середине слова и конце слова. | |
6. |
Анализ буквы Щ. На письме звук Щ обозначается буквой ЩА. - Посмотрите, как выглядит буква Щ. На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же? - Звук произносим коротко: Щ – Щ. - Букву произносим полно: ЩА. - На что похожа буква Щ? | Рассматривают букву Ж на доске. Произносят. Ответы детей. |
| Детям предлагается нарисовать указательным пальцем правой руки букву Щ в воздухе. Потом выложить её из фасоли на бархатной бумаге. | |
7. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предлагаемую книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Щ зелёным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Щ. На третьей страничке обвести контур буквы Щ по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на согласный звук Щ. |