Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5–6 лет с ФФНР «Звуки [А] и [У]»
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет (старшая группа) с ФФНР
Звуки А и У
Цель: коррекция и развитие фонетико-фонематического строя речи у детей с ФФНР.
Задачи: закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], звуковой анализ сочетаний ау, уа, ауи; образовать глаголы с приставками под-, за-, вы-, пере-, с-; развивать конструктивные навыки у детей.
1. Организационный момент
Игра с мячом «Один – много» (скворец - много скворцов, грач - много грачей ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Звуки [а], [у], [и]
Дети вместе с логопедом повторяют характеристику звуков (гласные, их можно долго петь).
Вспоминают артикуляцию звуков: [а] - рот широко открыт, [у] - губы трубочкой, [и] - губы улыбаются.
Дидактическая игра «Что я говорю?»
По беззвучной артикуляции дети узнают, какой звук произносит логопед, и раскладывают картинки около символов:
А-А плачет малыш,
У-У дует ветер,
И-И (ГО-ГО) ржет лошадка.
Картинки: арбуз, игрушки, утка, индюк, апельсин, удочка, утюг, автомат, иголка.
«Живые звуки»
Логопед проводит анализ сочетаний: ау, уа, ауи.
Перед началом игры детям раздаются картинки со звуками [а], [у], [и].
Логопед произносит: «ау». Дети отвечают на вопросы:
- Сколько звуков вы услышали?
- Какой первый звук, какой второй?
К доске выходят дети и становятся так, чтобы получилось ау.
Логопед спрашивает:
- Что надо сделать, чтобы получилось уа?
Дети меняются местами.
Логопед предлагает послушать, как звучит ауи:
- Сколько звуков вы услышали? Какой звук первый (второй, третий)?
Выходит третий ребенок и дети выстраиваются так, чтобы получилось ауи.
4. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!
5. Дидактические игры
« Улетает - не улетает!»
На доске выставлены картинки с изображением птиц. Ребенок выбирает картинку, называет птицу и говорит, улетает она на юг или нет.
«Дерево и птица».
На столе плоскостное изображение дерева и птицы. Логопед имитирует различные движения и просит детей прокомментировать их, употребляя слова с приставками.
Птица к дереву ... подлетела, в гнездо ... залетела, из гнезда ... вылетела, на другое дерево ... перелетела, с дерева ... слетела.
6. «Сделай так же»
Дети выкладывают из счетных палочек изображения по образцу.
7. Итог занятия