Конспект урока по литературному чтению «Звуки [ф], [ф'], буквы Ф,ф» (1 класс)

6
0
Материал опубликован 19 May 2020 в группе

Конспект урока по Литературному чтению (обучению грамоте)

Класс: 1

Тема

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф,ф

Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, проявлять уважительное отношение к хлебу, к людям, которые его производят



Метапредметные

Регулятивные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, планировать последовательность выполнения действий, целеполагание, давать оценку своей деятельности


Познавательные: исследовать необходимую информацию, находить нужную информацию в учебнике, формирование умения работать по условным обозначениям конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; поиск нужных слов: работа на цветном фоне

Коммуникативные: учиться сотрудничеству при парной работе. строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах, группах); вести устный диалог при ответах на вопросы.



Предметные:

-выделять звуки [ф], [ф'] из слов, выполнять слого-звуковой анализ слова

- читать слова, предложения с новой буквой

Цель ученика:

Научиться правильно читать слоги, слова, предложения с буквами Ф,ф

Цель учителя:

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [ф], [ф'], буквами Ф,ф

Задачи:

- помочь узнать какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф']

- учить читать слова с буквой Ф,ф

- применять полученные знания на практике

- продолжение совершенствования самостоятельной работы учащихся и работы в парах.

Методы и приёмы

подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа.

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает  успеха

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.


















Слушают отрывок сказки, называют героя



I.Орг. момент

Учитель:

Покажите мне ваши ладошки и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Тихонько сели.

Кто готов начать урок ,помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение?

Покажите своё настроение (солнышко, тучка).

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

Молодцы.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – сказка.

Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки (слушание записи начала сказки «Колобок» ).

/data/files/j1589876186.wav ("Колобок" (звук))

- Итак, вы догадались? Правильно это Колобок.

(показ персонажа, прикрепляем на доску).

- С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.

Словесный.






Стимулирование учащихся.

2. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Организует работу учащихся в форме подводящего диалога, подводит учащихся к формулированию темы урока


Повторяют изученный ранее материал.

отвечают на вопросы, выполняют задания

- Гласные поются, а согласные не поются.

- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие, звонкие и глухие






Колобок желает проверить ваши накопленные знания и предлагает для вас провести гимнастику для ума.

С чего начнем?

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

-Урок начнем с разминки «Эрудит»:

Учитель:

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?

- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?

Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного.

- Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? (Грамотно общаться, писать, читать, не допускать ошибок,..)

- Хорошо


















Фронтальная работа

3.

1)Открытие нового знания.

Цель:


Организует работу  по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения Создаёт условия для проблемной ситуации. 

Отгадывают загадку, составлююх схему слов, характеризуют новые звуки


предполагают тему и цель урока

отвечают на вопросы






























-делают вывод, с какими звуками сегодня будут работать

Вывод:

В слове шарфзвук [ф] – согласный, глухой, твердый.

В слове шарфик – звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.





Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка.

Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить.

- Определить как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет загадка

Длинный вязаный предмет,
Нужен в холод, летом — нет,
Намотай его на шею,
Он тебя в мороз согреет.

- Что это?  Для чего нужен шарф?

-Давайте попробуем разделить это слово на слоги. Составить схему слова.

- Сколько слогов в слове?

- Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

-Произнесите последний звук в слове.

-Дайте ему характеристику, какой он?

-Согласный, глухой, твёрдый.

Какую фишку выберите для обозначения нового звука? (синюю)

-Назовите слово шарф ласково.

- Был большой шарф, стал маленький, как вы скажите маленький шарф?

Позовите шарфик, на какую гласную букву падает ударение? (А)

-Верно, произнесите слово по слогам. (шар-фик)

-Какой новый звук слышите в слове?

- Какую фишку выберите для обозначения нового звука? (зеленую)

- Сделайте вывод, с какими звуками мы сегодня будем работать

Молодцы !


-Тема сегодняшнего урока: Звуки [ф] и [ф’] и буква, которая их обозначает.

Чему хотели бы научиться на уроке?

Давайте вместе определим задачи урока:

Учитель фиксирует ответы детей на облаке:

-1) Познакомиться с новой буквой.

-2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой

4) Составлять схемы слов.

5) Научиться печатать новую букву.

А для чего нам необходимо изучать буквы?

Где нам могут пригодиться знания?

Подводящий диалог













побуждающий диалог


Фронтальная работа










4. Первичное применение знаний

1)Индивидуальная работа

работа в паре

2)Игровая проверка знаний с использованием ИКТ

Цель.

Проверить умения выделять согласные звуки [х], [х,], среди других звуков; различать мягкий и твердый звук[х], [х,],



организует работу по, нахождению звуков х,х, среди других звуков


Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

Определяют есть ли звуки [ф], [ф,]

в словах хлопком






Смотрят отрывок задания на компьютере, называют слова со звуками [ф], [ф,],встретившиеся в обучающем мультфильме.

Составляют по картинкам рассказ о просмотренном мультфильме

Находят слова со звуками [ф], [ф,] на интерактивной доске

Определяют твердый и мягкий согласный звук [ф], [ф,], показывают соответствующей карточкой.



Отгадывают загадки

Распознают звуки [ф], [ф,]

Работа со схемами слов


Работа в паре. Отгадывают загадки, составляют схемы слов- отгадок с помощью схем






























Называют изученые буквы, определяют букву, которую не изучали





Объясняют для чего нужны 2 буквы Ф,ф.

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.



Догадываются, на что похожа буква Ф,ф












Находят на рисунке буквы Ф,ф, считают их количество.






Конструируют новую букву.

Находят элементы одинаковые по размерам. Составляют букву Ф,ф

Печатают в тетради новые буквы

1.Игра «Кто внимательнее?»

Если услышишь звук [ф], [ф'] в словах нужно хлопнуть в ладоши

фартук валенок, коврик, сифон, риф, буфет, лавка, повидло, шарфик, конфетти, флаг, фикус


2.Обучающее задание «Мультфильм»

Посмотрите мультфильм на компьютере, запомните слова со звуками [ф], [ф,].

Вспомните мультфильм и составьте рассказ по картинкам.

Найдите слова со звуками [ф], [ф,] на интерактивной доске

3. Твердый –мягкий.

Если в словах встречается звук([ф’], покажите зелёную карточку) , а если ([ф] –синюю карточку).

шофёр, факир, фамилия, фирма, графин, февраль, фактура, форель, форма, потрфель, рафинат

4. Отгадай загадки, составь схему слова.

После брата Января,
Править очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Соберем команду в школе,
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой —
Забиваем головой.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы … (Футбол)

Сушит ветер-суховей,
Кудри мамочки моей. (Фен)

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарь)

На солнечной опушке,
В траве стоит она.
Лиловые ушки,
Тихонько подняла.
И тут поможет нам ,
смекалка —
Все зовут цветок… (Фиалка)

Стоит в саду среди пруда
Столбом серебряным вода. (Фонтан)


Днём сидит он как слепой, 
А лишь вечер — за разбой. (Филин)

ФИЗМИНУТКА

- Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.

-Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк.

- Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Но он такой злой, что все буквы рассыпал и не знает, какие буквы изучили, а какие нет. Помогите справиться с ним Колобку.

1. Знакомство с новой буквой.

-Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.

-Ну, вот вы поприветствовали новую букву.

- Это буква «Эф»

Вывешиваются карточки с буквой Ф,ф на доске

- Почему у нас две буквы Ф,ф?

- Звуки [ф] и [ф’] обозначаются на письме буквами «эф» — заглавной и строчной (маленькой).

- Зачем нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Ф?

(Показ картинки на что похожа буква)

Всем известно без подсказки

Бука Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

С этой буквой носу филин прячется в лесу

Два арбуза повар взял

и руками их поднял.

Буква Ф теперь видна,

хоть и зеленая она (Приложение1)

Найди букву.

Я раздам карточки и ваша задача найти в них как можно больше букв Ф,ф и обвести её в кружок. Но, внимание, потом нужно сосчитать количество обведенных букв и написать ниже. Всё понятно, что нужно сделать? (Приложение 2)


3. . Игра «Лучший конструктор».

- мы посмотрим, кто же лучший конструктор?

Найдите элементы букв Ф, ф одинакового размера и сложите из них строчную и заглавную буквы

4.Печатание буквы Ф,ф (по 5 шт)

моделирование


самопроверка










индивидуальная работа





Просмотр обучающего мультфильма из электронного приложения







Индивидуальная работа































































Фронтальная работа





Индивидуальная работа












Работа в паре








Самостоятельная работа в тетради

5) Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

Фронтальная работа с классом.

Чтение слогов хором


Сравнить какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?













Слушают слова, называют слог наоборот



Придумывают слова с буквой Ф,ф в начале, в середине и в конце слова.


Работают в парах.

Читают на крточках по очереди в паре только слова, с буквами Ф,ф


1.Работа с карточками

Прочитаем слоги хором

Я буду читать предложения а вы дополните...

Прибежал тихоня А, прочитали дети – фа.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – фу.

Прибежал игривый И, прочитали дети – фи.

Прибежал задорный О, прочитали дети – фо.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – фе.

Прибежал спокойный ы прочитали дети фы

Прибежал прыгучий ё прочитали дети фё

Прибежала буква Я прочитали дети фя

Обращается внимание на то, что в слогах фи и фе, фя, фё согласный звук мягкий.

2. - Поиграем в игру «Наоборотки».

Я называю слог, а вы произносите его наоборот

ФА (аф) ФИ (иф) ФО (оф) ФЕ (еф) Фя (яф)

3. Придумай слово со слогами

- Назвать слова со слогами (фа, фо, фи, фу, фе)

4. Найдём букву в словах.

(на карточках слова): Читаем слова только с буквой Ф,ф.

- Ложка, фиалка, муфта, портной, фломастер, хоккей, фламинго, флейта, шкафчик, хобот, шлейф, штраф, кофейня

Молодцы!

работа с карточками

Фронтальная работа













Фронтальная работа






Работа в паре






Работа в группе. Составляют слова из слогов.

Определяют местоположение буквы Ф,ф в слове










Защита работ
















- Катится, колобок, катится, а навстречу ему

Медведь.

Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, слова все рассыпал и не знает, как составить слова из слогов. И просит вас поработать в группах.

Работа в группах

Разделит детей по цвету мяча, который они вытянут.

- Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы знаем?

1. Умей выслушать другого.

2. Умей договариваться с товарищем.

3. Умей обсуждать дружно.

4. Не согласен- предлагай!

- Задание для каждой группы: сложить слова из карточек-слогов, прочитать, определить местоположение буквы Ф,ф в слове и наклеить в таблицу в соответствующий столбик. (в начале слова, в середине, в конце)

(Для работы группе предлагается 3 минуты, для защиты работы - каждой группе по 3 минуты)

1 группа– фонтан ферма фартук конфета графин жираф шарф

2 группа – фирма филин футбол алфавит буфет тариф шкаф












Рассматривают картинку, рассказывают, что видят на иллюстрации.




Подготовленные дети рассказывают о флоте сообщение


































Читают стихотворение, объясняют смысл строк

Отвечают на вопросы











Читают слова, составляют предложение




читают слова справа на лево












-С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.

А навстречу ему Кто?

А Лиса хитрая самые трудные задания Колобку подготовила.

- Рассмотрите картинку на стр.70, что вы там видите? (флот)

Подготовленные дети рассказывают о истории флота.

Люди очень давно научились использовать моря и реки в своих целях. Те народы, которые селились на берегах водоемах очень скоро учились плавать по ним. Для этой цели люди сперва использовали плоты и самые простые лодки, сделанные из ствола дерева или из коры.

Чуть позже люди научились строить корабли и это было уже началом флота. Первые корабли были гребными. Люди в них использовали весла, чтобы передвигать корабль против течения или ветра. А чтобы плыть по ветру они использовали небольшое прямоугольное полотнище - парус.

Постепенно прямые паруса на кораблях заменили косыми и корабли смогли сами плыть не беспокоясь об направлении ветра.

А потом люди придумали паровую машину. И тогда появились первые пароходы. На них все еще стояли паруса, но также имелся и двигатель. Корабли обзавелись трубами.

После этого история флота слала развиваться очень быстро. И вот уже наши моря бороздят суда самых разных форм и назначений.

Среди них есть скоростные военные катера, ледоколы, которые пробивают путь во льдах северных и южных морей, пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт многие тысячи людей и отвезти их на другой конец света. И наконец подводные лодки, которые опускаются в океанические глубины.

есть много других видов кораблей, но все они служат одной цели - приносить пользу людям, помогать им, делать их жизнь лучше и удобней.

2. Чтение стихотворения на стр. 71 учебника.

А.С.Пушкин «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно!»

Пушкин  использует метафору, ставшей крылатой фразой.."Окно в Европу"-это образное выражение, означает интеграцию России с Европой. В результате Северной войны, Россия получила выход к Балтике. Это стало достижением, Россия превратилась в  морскую державу-"ногою твёрдо стать при море".Пётр заложил  Санкт-Петербург, порт, через который Россия вышла в Европу.

2. Составь предложение.

- Прочитайте слова в учебнике с 71, составьте с любым из слов предложение.

3.Игра «Справа-налево!»

- Попробуйте прочитать слова на карточке

рифпас акирбаф кутраф ьлосаф ьраноф рёфош нофелет фьлог фрот фарг

-Почему не получается? Как мы читаем слова ? (слева -направо)

-Прочитайте слова справа-налево. Что получается?

- И с самым трудным заданием помогли справиться

Но Лиса –то у нас хитрая, просто так отпускать колобка не хочет

- Помогите колобку укатиться от лисы, для этого вам нужно провести его по дорожке, которая содержит только буквы Ф. (Приложение 3)

- Ну вот вы помогли колобку справится со всеми заданиями. Покатился Колобок дальше в другие сказки.


Работа в группе
































Фронтальная работа

6) Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Организовать оценивание учащимися собственной деятельности

подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя

фиксируют удовлетворенность своей работы на уроке

самооценивание

определяют как им пригодятся их знания, обосновывают свой выбор


- С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились? Давайте расскажем о новых звуках и букве.

 - Что для себя нового узнали на уроке?

- что показалось самым легким? Трудным?

-какое задание показалось самым интересным?

Обоснуйте свой выбор. - Покажите ваше настроение в конце урока. (солнышко, тучка)

Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке

 - Ребята, в углах класса висят 4 картинки

Чемодан, Мясорубка, Корзина, Ксерокс

Они означают следующее:  

Чемодан – в него вы положите знания, которые получили сегодня на уроке и повезете с собою потому, что они пригодится вам в дальнейшем.

Ксерокс – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, и вы поделитесь ими с другими людьми (мамой, папой, бабушкой, друзьями, соседями и др. )

Мясорубка – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, переработаете, и может быть когда - нибудь используете.

Корзина – это знания, которые вы получили сегодня на уроке вам не пригодятся, и вы выбросите их в мусор.

 - А теперь, вы секундочку подумайте и пойдите в тот угол, который считаете нужным по итогам сегодняшнего урока.

подводящий диалог



Приложение1


t1589875183aa.jpgt1589875183ab.jpgt1589875183ac.jpg





Приложение 2


.

t1589875183ad.jpg

Приложение 3


image%28245%29.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1052215/803b2f6e-a946-4c6d-895b-b89abdee0ad8/s1200

к

ф

ф

ф

с

ф

ф

ф

р

р

о

р

р

с

р

ф

р

ф

с

ф

р

ф

р

о

о

о

р

о

р

ф

р

ф

р

ф

о

ф

ф

р

ф

ф

ф

ф

р

ф

т

ф

о

ф

р

ф

р

р

ф

р

ф

о

р

ф

о

ф

с

ф

с

ф

ф

ф

о

с

ф

ф

ф

с

s1589875804.jpg
https://img1.wbstatic.net/big/new/4560000/4563085-1.jpg

р

ф

ф

ф

с

с

р

р

с

с

р

с

с

о


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.