Конспект урока по литературному чтению «Звуки [ф], [ф'], буквы Ф,ф» (1 класс)
Конспект урока по Литературному чтению (обучению грамоте)
Класс: 1
Тема | Звуки [ф], [ф'], буквы Ф,ф | |||
Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, проявлять уважительное отношение к хлебу, к людям, которые его производят | |||
Метапредметные | Регулятивные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, планировать последовательность выполнения действий, целеполагание, давать оценку своей деятельности | Познавательные: исследовать необходимую информацию, находить нужную информацию в учебнике, формирование умения работать по условным обозначениям конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; поиск нужных слов: работа на цветном фоне | Коммуникативные: учиться сотрудничеству при парной работе. строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах, группах); вести устный диалог при ответах на вопросы. | |
Предметные: -выделять звуки [ф], [ф'] из слов, выполнять слого-звуковой анализ слова - читать слова, предложения с новой буквой | ||||
Цель ученика: | Научиться правильно читать слоги, слова, предложения с буквами Ф,ф | |||
Цель учителя: | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [ф], [ф'], буквами Ф,ф | |||
Задачи: | - помочь узнать какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф'] - учить читать слова с буквой Ф,ф - применять полученные знания на практике - продолжение совершенствования самостоятельной работы учащихся и работы в парах. | |||
Методы и приёмы | подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа. |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Слушают отрывок сказки, называют героя | I.Орг. момент Учитель: Покажите мне ваши ладошки и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Тихонько сели. Кто готов начать урок ,помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение? Покажите своё настроение (солнышко, тучка). - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Молодцы. - Сегодня у нас необычный урок. Урок – сказка. Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки (слушание записи начала сказки «Колобок» ). /data/files/j1589876186.wav ("Колобок" (звук)) - Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. (показ персонажа, прикрепляем на доску). - С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое. | Словесный. | Стимулирование учащихся. |
2. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. Организует работу учащихся в форме подводящего диалога, подводит учащихся к формулированию темы урока | Повторяют изученный ранее материал. отвечают на вопросы, выполняют задания - Гласные поются, а согласные не поются. - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие, звонкие и глухие | Колобок желает проверить ваши накопленные знания и предлагает для вас провести гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на пошлых уроках. -Урок начнем с разминки «Эрудит»: Учитель: - На какие 2 группы можно разделить все звуки? - Как отличить гласные звуки от согласных? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Какие гласные буквы указывают на твердость согласных? - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. - Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? (Грамотно общаться, писать, читать, не допускать ошибок,..) - Хорошо | | Фронтальная работа |
3. 1)Открытие нового знания. Цель: | Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения Создаёт условия для проблемной ситуации. | Отгадывают загадку, составлююх схему слов, характеризуют новые звуки предполагают тему и цель урока отвечают на вопросы -делают вывод, с какими звуками сегодня будут работать Вывод: В слове шарф – звук [ф] – согласный, глухой, твердый. В слове шарфик – звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий. | Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть Колобка, а предложил задание выполнить. - Определить как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет загадка Длинный вязаный предмет, - Что это? Для чего нужен шарф? -Давайте попробуем разделить это слово на слоги. Составить схему слова. - Сколько слогов в слове? - Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов) -Произнесите последний звук в слове. -Дайте ему характеристику, какой он? -Согласный, глухой, твёрдый. Какую фишку выберите для обозначения нового звука? (синюю) -Назовите слово шарф ласково. - Был большой шарф, стал маленький, как вы скажите маленький шарф? Позовите шарфик, на какую гласную букву падает ударение? (А) -Верно, произнесите слово по слогам. (шар-фик) -Какой новый звук слышите в слове? - Какую фишку выберите для обозначения нового звука? (зеленую) - Сделайте вывод, с какими звуками мы сегодня будем работать Молодцы ! -Тема сегодняшнего урока: Звуки [ф] и [ф’] и буква, которая их обозначает. Чему хотели бы научиться на уроке? Давайте вместе определим задачи урока: Учитель фиксирует ответы детей на облаке: -1) Познакомиться с новой буквой. -2) Узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой 4) Составлять схемы слов. 5) Научиться печатать новую букву. А для чего нам необходимо изучать буквы? Где нам могут пригодиться знания? | Подводящий диалог побуждающий диалог | Фронтальная работа |
4. Первичное применение знаний 1)Индивидуальная работа работа в паре 2)Игровая проверка знаний с использованием ИКТ Цель. Проверить умения выделять согласные звуки [х], [х,], среди других звуков; различать мягкий и твердый звук[х], [х,], | организует работу по, нахождению звуков х,х, среди других звуков Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | Определяют есть ли звуки [ф], [ф,] в словах хлопком Смотрят отрывок задания на компьютере, называют слова со звуками [ф], [ф,],встретившиеся в обучающем мультфильме. Составляют по картинкам рассказ о просмотренном мультфильме Находят слова со звуками [ф], [ф,] на интерактивной доске Определяют твердый и мягкий согласный звук [ф], [ф,], показывают соответствующей карточкой. Отгадывают загадки Распознают звуки [ф], [ф,] Работа со схемами слов Работа в паре. Отгадывают загадки, составляют схемы слов- отгадок с помощью схем Называют изученые буквы, определяют букву, которую не изучали Объясняют для чего нужны 2 буквы Ф,ф. ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Догадываются, на что похожа буква Ф,ф Находят на рисунке буквы Ф,ф, считают их количество. Конструируют новую букву. Находят элементы одинаковые по размерам. Составляют букву Ф,ф Печатают в тетради новые буквы | 1.Игра «Кто внимательнее?» Если услышишь звук [ф], [ф'] в словах нужно хлопнуть в ладоши фартук валенок, коврик, сифон, риф, буфет, лавка, повидло, шарфик, конфетти, флаг, фикус 2.Обучающее задание «Мультфильм» Посмотрите мультфильм на компьютере, запомните слова со звуками [ф], [ф,]. Вспомните мультфильм и составьте рассказ по картинкам. Найдите слова со звуками [ф], [ф,] на интерактивной доске 3. Твердый –мягкий. Если в словах встречается звук([ф’], покажите зелёную карточку) , а если ([ф] –синюю карточку). шофёр, факир, фамилия, фирма, графин, февраль, фактура, форель, форма, потрфель, рафинат 4. Отгадай загадки, составь схему слова. После брата Января, Соберем команду в школе, Сушит ветер-суховей, Дом — стеклянный пузырек, На солнечной опушке, Стоит в саду среди пруда Днём сидит он как слепой, ФИЗМИНУТКА - Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше. -Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. - Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Но он такой злой, что все буквы рассыпал и не знает, какие буквы изучили, а какие нет. Помогите справиться с ним Колобку. 1. Знакомство с новой буквой. -Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши. -Ну, вот вы поприветствовали новую букву. - Это буква «Эф» Вывешиваются карточки с буквой Ф,ф на доске - Почему у нас две буквы Ф,ф? - Звуки [ф] и [ф’] обозначаются на письме буквами «эф» — заглавной и строчной (маленькой). - Зачем нужна заглавная буква? - На что похожа буква Ф? (Показ картинки на что похожа буква) Всем известно без подсказки Бука Ф, как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. С этой буквой носу филин прячется в лесу Два арбуза повар взял и руками их поднял. Буква Ф теперь видна, хоть и зеленая она (Приложение1) Найди букву. Я раздам карточки и ваша задача найти в них как можно больше букв Ф,ф и обвести её в кружок. Но, внимание, потом нужно сосчитать количество обведенных букв и написать ниже. Всё понятно, что нужно сделать? (Приложение 2) 3. . Игра «Лучший конструктор». - мы посмотрим, кто же лучший конструктор? Найдите элементы букв Ф, ф одинакового размера и сложите из них строчную и заглавную буквы 4.Печатание буквы Ф,ф (по 5 шт) | моделирование самопроверка | индивидуальная работа Просмотр обучающего мультфильма из электронного приложения Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в паре Самостоятельная работа в тетради |
5) Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы | Фронтальная работа с классом. Чтение слогов хором Сравнить какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? Слушают слова, называют слог наоборот Придумывают слова с буквой Ф,ф в начале, в середине и в конце слова. Работают в парах. Читают на крточках по очереди в паре только слова, с буквами Ф,ф | 1.Работа с карточками Прочитаем слоги хором Я буду читать предложения а вы дополните... Прибежал тихоня А, прочитали дети – фа. Прибежал упрямый У, прочитали дети – фу. Прибежал игривый И, прочитали дети – фи. Прибежал задорный О, прочитали дети – фо. Прибежал звонкий Е, прочитали дети – фе. Прибежал спокойный ы прочитали дети фы Прибежал прыгучий ё прочитали дети фё Прибежала буква Я прочитали дети фя Обращается внимание на то, что в слогах фи и фе, фя, фё согласный звук мягкий. 2. - Поиграем в игру «Наоборотки». Я называю слог, а вы произносите его наоборот ФА (аф) ФИ (иф) ФО (оф) ФЕ (еф) Фя (яф) 3. Придумай слово со слогами - Назвать слова со слогами (фа, фо, фи, фу, фе) 4. Найдём букву в словах. (на карточках слова): Читаем слова только с буквой Ф,ф. - Ложка, фиалка, муфта, портной, фломастер, хоккей, фламинго, флейта, шкафчик, хобот, шлейф, штраф, кофейня Молодцы! | работа с карточками | Фронтальная работа Фронтальная работа Работа в паре |
| | Работа в группе. Составляют слова из слогов. Определяют местоположение буквы Ф,ф в слове Защита работ | - Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, слова все рассыпал и не знает, как составить слова из слогов. И просит вас поработать в группах. Работа в группах Разделит детей по цвету мяча, который они вытянут. - Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы знаем? 1. Умей выслушать другого. 2. Умей договариваться с товарищем. 3. Умей обсуждать дружно. 4. Не согласен- предлагай! - Задание для каждой группы: сложить слова из карточек-слогов, прочитать, определить местоположение буквы Ф,ф в слове и наклеить в таблицу в соответствующий столбик. (в начале слова, в середине, в конце) (Для работы группе предлагается 3 минуты, для защиты работы - каждой группе по 3 минуты) 1 группа– фонтан ферма фартук конфета графин жираф шарф 2 группа – фирма филин футбол алфавит буфет тариф шкаф | | |
| | Рассматривают картинку, рассказывают, что видят на иллюстрации. Подготовленные дети рассказывают о флоте сообщение Читают стихотворение, объясняют смысл строк Отвечают на вопросы Читают слова, составляют предложение читают слова справа на лево | -С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше. А навстречу ему Кто? А Лиса хитрая самые трудные задания Колобку подготовила. - Рассмотрите картинку на стр.70, что вы там видите? (флот) Подготовленные дети рассказывают о истории флота. Люди очень давно научились использовать моря и реки в своих целях. Те народы, которые селились на берегах водоемах очень скоро учились плавать по ним. Для этой цели люди сперва использовали плоты и самые простые лодки, сделанные из ствола дерева или из коры. Чуть позже люди научились строить корабли и это было уже началом флота. Первые корабли были гребными. Люди в них использовали весла, чтобы передвигать корабль против течения или ветра. А чтобы плыть по ветру они использовали небольшое прямоугольное полотнище - парус. Постепенно прямые паруса на кораблях заменили косыми и корабли смогли сами плыть не беспокоясь об направлении ветра. А потом люди придумали паровую машину. И тогда появились первые пароходы. На них все еще стояли паруса, но также имелся и двигатель. Корабли обзавелись трубами. После этого история флота слала развиваться очень быстро. И вот уже наши моря бороздят суда самых разных форм и назначений. Среди них есть скоростные военные катера, ледоколы, которые пробивают путь во льдах северных и южных морей, пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт многие тысячи людей и отвезти их на другой конец света. И наконец подводные лодки, которые опускаются в океанические глубины. есть много других видов кораблей, но все они служат одной цели - приносить пользу людям, помогать им, делать их жизнь лучше и удобней. 2. Чтение стихотворения на стр. 71 учебника. А.С.Пушкин «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно!» Пушкин использует метафору, ставшей крылатой фразой.."Окно в Европу"-это образное выражение, означает интеграцию России с Европой. В результате Северной войны, Россия получила выход к Балтике. Это стало достижением, Россия превратилась в морскую державу-"ногою твёрдо стать при море".Пётр заложил Санкт-Петербург, порт, через который Россия вышла в Европу. 2. Составь предложение. - Прочитайте слова в учебнике с 71, составьте с любым из слов предложение. 3.Игра «Справа-налево!» - Попробуйте прочитать слова на карточке рифпас акирбаф кутраф ьлосаф ьраноф рёфош нофелет фьлог фрот фарг -Почему не получается? Как мы читаем слова ? (слева -направо) -Прочитайте слова справа-налево. Что получается? - И с самым трудным заданием помогли справиться Но Лиса –то у нас хитрая, просто так отпускать колобка не хочет - Помогите колобку укатиться от лисы, для этого вам нужно провести его по дорожке, которая содержит только буквы Ф. (Приложение 3) - Ну вот вы помогли колобку справится со всеми заданиями. Покатился Колобок дальше в другие сказки. | | Работа в группе Фронтальная работа |
6) Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности | подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя фиксируют удовлетворенность своей работы на уроке самооценивание определяют как им пригодятся их знания, обосновывают свой выбор | - С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились? Давайте расскажем о новых звуках и букве. - Что для себя нового узнали на уроке? - что показалось самым легким? Трудным? -какое задание показалось самым интересным? Обоснуйте свой выбор. - Покажите ваше настроение в конце урока. (солнышко, тучка) Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке - Ребята, в углах класса висят 4 картинки Чемодан, Мясорубка, Корзина, Ксерокс Они означают следующее: Чемодан – в него вы положите знания, которые получили сегодня на уроке и повезете с собою потому, что они пригодится вам в дальнейшем. Ксерокс – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, и вы поделитесь ими с другими людьми (мамой, папой, бабушкой, друзьями, соседями и др. ) Мясорубка – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, переработаете, и может быть когда - нибудь используете. Корзина – это знания, которые вы получили сегодня на уроке вам не пригодятся, и вы выбросите их в мусор. - А теперь, вы секундочку подумайте и пойдите в тот угол, который считаете нужным по итогам сегодняшнего урока. | подводящий диалог | |
Приложение1
Приложение 2
.
Приложение 3
к | ф | ф | ф | с | ф | ф | ф | р | р | о | р | р | с | ||
р | ф | р | ф | с | ф | р | ф | р | о | о | о | р | о | ||
р | ф | р | ф | р | ф | о | ф | ф | р | ф | ф | ф | ф | ||
р | ф | т | ф | о | ф | р | ф | р | р | ф | р | ф | о | р | ф |
о | ф | с | ф | с | ф | ф | ф | о | с | ф | ф | ф | с | ||
р | ф | ф | ф | с | с | р | р | с | с | р | с | с | о |