12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина399
Россия, Томская обл., Томск

1

Тема «Звуки [х], [х']. Буква Х»

Цель- учиться дифференцировать звуки [х], [х'].
Задачи.
Коррекционно-образовательные: закреплять умение различать звуки [х], [х'] по их акустическим признакам;
продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать зрительное и слуховое внимание,
общую и мелкую моторику,
речевое дыхание,
умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. Развивать пространственную ориентацию. Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Оборудование – картинки (хлеб, духи, петух, муха, арахис, хомяк), тетради, ручки, цветные карандаши, наборы фишек (красный, зеленый, синий цвет) для каждого ребенка), зеркала по количеству детей, плакат с буквой «Х», набор картинок (холодильник, хижина, хлеб, духи. хомяк, подсолнух, сухари, арахис), цветные магниты


. Ход занятия
1.​ Оргмомент. - Какой сегодня чудесный день!

Давайте поздороваемся друг с другом: (проговариваем стихотворение с движениями)

Здравствуй, здравствуй не зевай

И ладошки мне давай. (дети соединяют друг с другом ладошки)

Вместе с солнцем мы встаем, (руки вверх)

Вместе с птицами поем. (машем руками)

С добрым утром! (хлопаем)

С ясным днем! (топаем)

Вот как весело живем! (показываем «класс»)

Дети повторяют слова и движения.



Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книги, карандаши, тетрадки?


Послушайте историю:
Как-то на детской площадке ребятишки собрались в кружок и слушали одну забавную историю, после рассказа которой раздался дружный смех. Причем мальчики смеялись дети по-разному.

Как вы думаете, как смеялись большие мальчики? (ХА -ХА -ХА).

А маленькие девчонки? (ХИ -ХИ -ХИ).

Да, действительно по-разному звучит: «Ха-ха. Хи-хи».

А в чем разница? (В первом случае звук Х-твердый, а во втором звук ХЬ- мягкий)

Как вы думаете, какая наша тема сегодня? (Х, ХЬ).

Давайте сегодня мы с вами поучимся различать звуки Х и ХЬ, а в конце урока, в качестве награды за труд, я вам расскажу эту смешную историю.

 Характеристика звука.

 Давайте представим,как храпит дедушка: ХХХ…

 — Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук  [х]: 

 — губки и зубки свободны;

 — кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

 — горлышко «молчит».

-А как будет звучать мягкий звук? (ХЬ)



 Развитие фонематического восприятия.



 — Топни,когда услышите звук Х и хлопни,когда услышишь звук ХЬ.

 Х, П, М, Х, К, ХЬ, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

 Ха, хо, ах, хи, хы, тхе, ху, ха, ах, хи, ох, хе, ух, эх



-  Игра «Добавь звук». Звук потерялся.

 Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….



- Игра «Замени первый звук» в слове на звук  [х]. 

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.


Физминутка.
  • А сейчас: раз, два, три, четыре, пять – Становитесь в круг играть. (Дети встают в полукруг у доски).
  • В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ.
  • Когда мы можем употребить их?
  • Бабушка несёт тяжёлую сумку и говорит - ОХ! ОХ! ОХ! (Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками.)
  • Мы помогли бабушке донести сумки.
Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ!
- Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ!
- А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

Звуковой анализ

- А умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас проверим. В ваших отгадках обязательно будет встречаться звук Х. Ваша задача выложить фишками-символами отгадки. Давайте вспомним, что обозначает красная фишка?

- Гласный звук.

- Зеленая?

- Согласный мягкий звук.

- Синяя?

- Согласный твердый звук.

Логопед выкладывает отгадки цветными магнитами на доске,а дети на парте фишками. Отгадки вывешиваются в виде картинок на доске.

а) Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

б) С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

в)Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

г) Этот земляной орех, жареный вкуснее всех (АРАХИС)

д) Сладким запахом конфетки

Пахнет стол и табуретка.

Уронила из руки

Я французские … (ДУХИ).

е)Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка, Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой. Кто это? (хомяк)

Развитие словаря

А вы знаете, кто такой хомяк? Послушайте, что я вам о нем расскажу (Эта конечно не та смешная история, которую я вам обещала рассказать в конце урока, но очень интересная)

К семейству хомяков относятся небольшие, плотно сложенные грызуны с короткими конечностями, маленькими ушами и короткими хвостами. Длина тела от 5 до 34 см, хвоста от 0,7 до 10 см. Самки у некоторых видов крупнее самцов. Окраска густого меха на спине от пепельно- или буровато-серой до тёмной коричнево-охристой; на животе — чёрная, белая или серая. Иногда вдоль спины проходит чёрная полоса. Имеются очень развитые защёчные мешки. Хомяки -наземные животные; некоторые виды неплохо плавают, набирая в защёчные мешки воздух. Живут одиночно, роют сложные норы. В настоящую зимнюю спячку не впадают, но могут впадать в продолжительное оцепенение. Питаются растительной и животной пищей, преимущественно семенами. Многие виды делают запасы корма, иногда до 90 кг.



Физминутка.

  •  Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
    Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
    Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Хомка хочет сильным стать. 

Дети слушают стихотворение и выполняют различные движения, изображающие действия хомяка.



Знакомство с буквой «Х».

  • На что похожа буква «Х»?

  •  Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

  •  Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

- Стихотворение про букву Х «Х- все ходит, ходит, ходит

Места, что ли не находит?»

  • Письмо буквы в тетрадях

  • среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок синего цвета

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА- а сейчас давайте, наши пальчики немного отдохнут

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать

  • Письмо слогов в тетради (Какой слог получится. Если к Х добавить А ? –ХА. Аналогично другие слоги(хо, ох, хи, ух, ах, ху). Подчеркнуть зеленым карандашом, тот слог, где звук ХЬ звучит мягко.

Игра «подарки»(работа в парах, работа на уровне предложения)

Давайте представим, что у каждого из нас скоро день рождения и подарим друг другу подарки(картинки)

Например: — Я подарю тебе холодильник, для того чтобы ты хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

ПОДСОЛНУХ, ХАЛАТ, СУХАРИ, ХИЖИНА, ХЛЕБ, ХОМЯК, ДУХИ, АРАХИС

 Проговаривание звуков  [х], [х′]  в скороговорках, стихотворениях.

 Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. 

Назвать слова с Х, ХЬ

ИТОГ- Давайте вспомним с какими звуками мы работали сегодня?

- Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке?

- О каком животном вы узнали много интересного сегодня?

- Ну а теперь, обещанная смешная история (логопед выбирает любую, более понятную детям)

1.Заходит Пятачок в магазин:

- Из чего сделаны ваши подушки?

- Из пуха.

- Ах, Винни, Винни...

2.- Бабушка, бабушка! А почему у тебя такие большие глаза?

- Чтоб тебя лучше видеть... - А почему у тебя такие большие уши?

- Чтоб тебя лучше слышать...

- А почему у тебя такой большой нос?

- Так, мы же слоны, внучек..

3.– Мама! Иди скорей сюда! Я там большую стремянку уронил...

– Вот папа узнает... Он тебе задаст!

– Папа уже знает – он на люстре висит!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.