12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Плеханова Екатерина Сергеевна389
Россия, Хакасия респ., Абакан

ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: « Звуки и буквы»

Тема: Звуки и буквы

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения звука и буквы и знакомства с понятием гласный и согласный звук. 

Задачи:

Создать условия для развития речевой активности в ходе образовательной деятельности.

 Создать условия для знакомства с понятиями звук и буква, гласный и согласный звук.

Содействовать познавательному развитию детей, в частности, развить способность различать звуки по основным признакам. 

Содействовать умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения. 

Воспитывать самостоятельность, внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах. 

Виды деятельности: 
1. Коммуникативная. 
2. Познавательная. 
3. Продуктивная. 
4. Исследовательская. 

Оборудование и материалы: столы, стулья, заготовки для каждого ребенка на А4, плакаты с гласными и согласными звуками, карандаши цветные, клей, доска, магниты, картинки для памяток. 

Этапы образовательной деятельности

 

Деятельность педагога

Организация образовательного пространства

 

Деятельность детей

 

Решаемые задачи

(целеполагание)

1.Вводная часть

   Создание социальной ситуации общения.

   Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности.

   Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам не одна, а с хорошим настроением, и я хочу поделиться им с вами. Для этого давайте возьмемся за руки, улыбнемся и представим что хорошее настроение через ладошки пошло по кругу к каждому из Вас. Отлично дошло хорошее настроение до Вас?

А сейчас подойдите к столу и возьмите по одному кружочку (красные и синие кружочки лежат перевернутые). Таким образом, дети делятся на две команды. Красная команда - гласные звуки. Синяя команда – согласные звуки.

     - Ребята у кого кружочки красного цвета встают в одну команду у кого синие в другую команду. Как думаете, зачем мы разделились на две команды? И почему команды красного и синего цвета?

- Сейчас я предлагаю сыграть в игру, и проверить дружные ли вы команды?

Правила игры: Красная команда называет гласный звук. А синяя команда придумывает с этим звуком слово.

    Затем вы меняетесь синяя команда называет согласный звук, а красная слово с этим звуком.

- Молодцы! Как вы быстро называли звуки и слова.

  

Дети встают в круг, создание положительного настроя на совместную деятельность



Дети делятся на 2 команды.

Отвечают на вопросы. Обдумывают задания.

   Привлечь внимание детей к совместной деятельности,






   Подведение к формулированию проблемы.

Развивать умение работать в группах.


  Создание проблемной ситуации

  Цель: Формулирование проблемы. Определение пути решения проблемы.

- Ваши родители меня все время спрашивают, что такое буква, а что такое звук, и какие звуки бывают. Вот я и думаю, как сделать так, чтобы они не путали?  Как им помочь? Как можно это сделать? (ответы детей)

- Мне в голову пришла идея, хочу с вами посоветоваться. Может  сделать для ваших родителей подсказки, которые вы потом уберете в свои папки для домашних работ? Думаю, ваши родители будут очень рады такой помощи.

- А кто будет делать эти подсказки?

Такие подсказки называются памятки. Мы зарисуем и вклеим в них, что такое звук, что такое буква, какие бывают звуки, и как они обозначаются.

- Согласны?

   Дети обдумывают и принимают проблему. Ответы на вопросы.

Пытаются найти пути решения проблемы.

 

  Мотивация детей на совместную деятельность с логопедом.

 

   Формулирование детской цели.

 

3. Основная часть.

   Создание ситуации развития. Организация совместной образовательной, практической и исследовательской деятельности.

   Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения звука и буквы.

    Организация образовательного пространства, обеспечение ситуации развития:

  - Давайте присядем, и посмотрим , что же у нас здесь приготовлено.

   На столах приготовлены заготовки для памяток на каждого ребенка, (карандаши, клей, картинки).

   Логопед знакомит детей с заготовкой памятки на демонстрационном экземпляре и объясняет правила его заполнения.

  По ходу выполнения работы детьми, педагог дублирует все задания на своем экземпляре.

     В ходе выполнения заданий педагог оказывает поддержку детям, а также оказывает организующую, направляющую помощь.

1.     Объяснение педагога.

- Дети, обратите внимание, что листе уже есть 2 таблички в одной будем заполнять все, что знаем о звуках, а с другой – все что знаем о буквах.

- Обратите внимание, что в первой табличке у нас уже есть рисунок. (логопед показывает их на своем листе ). Как вы думаете, что он обозначает?

    Наводящие вопросы:

- Ребята звуки мы с вами с помощью ушей, что делаем? 

- А с помощью губ?

 - Ребята, а буквы мы с вами с помощью глаз, что делаем? 

- А с помощью рук?

- Молодцы, а теперь найдите нужные картинки, и вклейте их на свои места. Молодцы справились с заданием.

Предлагаю сыграть в одну занимательную игру, в которую можно играть как с ребятами так и дома с родителями!

    2.  Игровое упражнение «Продолжи цепочку слов».

    Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданный звук.

     Логопед называет слово на какой звук он заканчивается, на тот звук начинается слово. коТ – торТ – танК – кастрюлЯ – яблокО.

Можно я назову первое слово? ( моё слово Звук)

3.Динамическая пауза.

- Ребята, что то мы засиделись пора немного размяться. Вспомните, кто в какой команде был. Дети встают в команды.

Я сейчас буду называть звуки команда красных хлопает, если слышит гласный звук, команда синих топает, если слышит согласный звук.

 4. Гласные звуки

- А как вы поняли, какие звуки гласные?

Наводящие вопросы:

- С гласными звуками, что можно делать? (петь)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ?

Давайте вместе споем эти звуки! - АУОИЭЫ. (Артикуляция звуков с движениями)

Вывод: Ребята! Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки разные, но очень дружные, все они поются. Воздух свободно идет через рот, Нет на пути звука препятствий . Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом

5.     Согласные звуки

 Согласные звуки петь не умеют. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряды?

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете?

Это значит, что звуков два: и, твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите (педагог показывает звуки на доске).

Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (логопед показывает, и все хором называют звуки) - [ж][ш][ц].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’].

-Молодцы, а теперь не глядя быстренько вытащите у меня из руки по одной карточки. (Дети вытаскивают по карточке на которых написаны буквы. На ковре разложены 3 домика красного, синего и зеленого цвета.) Ваша задача найти домик для своей буквы.

Игра «Найди домик».

  Цель: Закрепить знания, о том что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные твердые – синим а согласные мягкие зеленым цветом.

 -  У детей карточки с буквами. Бегают врассыпную, по сигналу – находят домик для своей буквы.

   Вот молодцы все справились с заданием. Скажите что мы выяснили про звуки? (Ответы). Теперь давайте все свои знания перенесем на бумагу.

6.     Самостоятельная работа с памятками..

- Вот мы с вами почти закончили памятки. На столе лежат картинки. Найдите себе среди них одну картинку, которая начинается с гласного звука, а другую – с согласного. Я тоже себе выберу.

- У меня на одной картинке аист это слово, начинается с гласного звука (а), а на другой сова начинается с согласного звука (с). А у вас?

     - Я сейчас наклею свои картинки на памятку, чтобы она стала красивой, яркой. А вы хотите? Тогда подумайте, на какую половину листа вы наклеите каждую картинку.

 

7. Подведение итогов работы.

- Наши памятки готовы.

- Давайте вместе вспомним, что мы в них записали.

    В ходе беседы, речевой игры, специальных упражнений дети вспоминаю, находят различия между звуком и буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Дети определяют что такое звук, что такое буква и вклеивают обозначения в свои памятки.

 

 

 

 

 

 

 

 







  










Артикулирование гласных звуков. 

 Выполнение движений по показу.

 

 

  

 

 

 


 

 

Рассуждают над вопросами, предложенными логопедом, высказывают свое мнение по теме обсуждения. Делают вывод, что гласный звук поётся и обозначается красным цветом. Согласные звуки не поются и обозначаются синим и зеленым цветом.

 Рисуют в памятке, обозначение звуков цветами.

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вносят очередную информацию в памятки.

 

 

 

 

Самостоятельная работа детей. Выбирают картинки, начинающиеся с гласного и согласного звука, рассказывают, у кого что, и наклеивают их на памятки.

 

 

 

 

Дети проговаривают что у них получилось.

  Создать ситуацию  развития, способствующую  речевой активности детей.

  Содействовать развитию способности различать звук и букву по основным признакам.

  Способствовать познавательному развитию детей.

  Воспитывать самостоятельность внимательность к речи педагога, развивать самоконтроль.

 

Способствовать познавательному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать способность в придумывании слов на определенный звук

 

 

 



Смена видов деятельности.

 

 

 

 

 


 

Развивать внимание к речи взрослого, умение запоминать и выполнять инструкцию.

 

 

 

 

 

Создание ситуации  развития, способствующей речевой активности детей.

 Создаются условия для формулирования детьми собственных умозаключений.

Создание условия для развития коммуникативных способностей (культура ведение разговора).

 

 






 Смена деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решения, конструктивно взаимодействовать, поддерживать доброжелательные отношения друг с другом.

  Поддерживать детскую инициативу, активность и самостоятельность.

 

 

4. Заключительная часть.

- Думаю, они очень понравятся вашим родителям. И родители скажут вам спасибо.

- А вам было интересно их составлять?

- А трудно было? А что запомнилось больше всего?

- Мне они очень понравились!

- Дома расскажите родителям, о том что вы для них сделали такие замечательные памятки.

 

Анализ и оценка детьми своей деятельности.

Подведение итогов. Мотивирование на дальнейшую совместную деятельность с педагогом и родителями.

 


Список используемых источников

Дидактический материал по обучению грамоте. Мария Гура. http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-material-po-obucheniyu-gramote.html .

Ольга Лиманская. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.

Татьяна Воронина. Конспект «Слово и предложение». http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-slovo-i-predlozhenie-starshaja-grupa.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.