12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлова Татьяна Геннадьевна41

Тема: «Звуки становятся музыкой».

Художественно-педагогическая идея урока ─ развивать музыкальные способности учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки по группам; познакомить учащихся с простейшими музыкальными инструментами и научить ими пользоваться в практической деятельности.


 

Ход урока

 

После входа первоклассников в класс под музыку и музыкального приветствия, ─ учитель вспоминает с ребятами, что они слушали на прошлом уроке, какими звуками были наполнены их утро и вечер; как многообразие окружающих нас звуков повлияло на их настроение.

Стихотворение Е. Королевой, которое учитель прочтет ребятам, станет введением в тему урока и поможет закрепить понятие ─ музыкальные и шумовые звуки:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука ─

Музыкальные есть звуки.

Учитель подводит учащихся к беседе о истории происхождения первых музыкальных инструментов и задает вопрос: «Как вы думаете, какими были первые музыкальные инструменты?». Вниманию учащихся предлагается новый разворот учебника под названием «Звуки становятся музыкой». После изучения рисунков на странице 13 учебника ребята выполняют творческое задание. Затем учитель рассказывает о том, что, возможно, первым музыкальным инструментом было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Правда, наверное, красивой мелодии не получилось, звук не был похож на его собственный голос, крик зверя или птицы. Но подать сигнал тревоги своим соплеменникам или спугнуть зверя можно. Однажды, случайно за ужином человек дунул в кость и раздался свист. Звук получился похожий на птичий голос, пронзительный и громкий. Намного громче, чем из глухой выдолбленной деревяшки. На охоте тетива лука, когда человек пускал стрелу, тоже издала звонкий звук. И звенела она по-разному, смотря по тому, как была натянута струна ─ сильнее или слабее. Ударяя костями по пустому панцирю черепахи, человек так же услышал необычный глухой звук. Береста, кора дерева, свернутая в трубочку, могла издавать необычные, странные звуки. Так постепенно у людей появились первые музыкальные инструменты, которые остались жить вместе с человеком на всю жизнь. Из одного полого предмета извлекали глухой звук, из другого ─ более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получается низкий, а если в короткую ─ высокий. Натянутую струну можно заставить звучать, так же как тетиву лука. А вот панцирь черепахи? Если струны натянуть на панцирь, то он усиливает их звучание. Это можно легко проверить, если взять маленькую коробочку, просверлить в крышке отверстие, потом продеть шнурок и тихонько за него подергать. Коробочка усилит звучание шнурка и послышится дребезжащий звук. Панцирь черепахи, так же, как и коробочка, т.е. их корпус, называется резонансный ящик. В него и передаются колебания струн, он их усиливает и делает красивее. Учитель может предложить ребятам дома сделать такой же простой музыкальный инструмент. На картине Ю. Абисалова уч-ся видят пастуха, играющего на свирели, которую он вырезал из дерева. А у М. Врубеля изображен древний греческий Бог природы, Лесов и пастбищ, по имени Пан. По преданию Пан родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе убежала. Но отец обрадовался рождению сына и отнес его на гору Олимп показать богам. Боги-олимпийцы громко смеялись, глядя на Пана. Прошло время, Пан подрос и не захотел остаться жить на Олимпе и ушел в тенистые леса. Там он стал пасти стада зверей и играть им веселые простые наигрыши на свирели, которую вырезал из тростника. Эту свирель называют флейтой Пана. Рассматривая картину Врубеля, учитель поясняет уч-ся, что хотя старец и некрасив, но был очень добродушен. Правда люди, видевшие козлоногого Бога, пугались его и спасались бегством. Отсюда и родилось слово «паника», т.е. безумный страх.

В завершении урока учитель обращает внимание детей на последнее задание в конце разворота учебника, в котором им предстоит послушать «Мелодию» для флейты из оперы «Орфей и Эвредика» немецкого композитора Кристофа Глюка, а затем рассказать какая она: задорная и веселая или грустная и задумчивая. Чтобы настроение у ребят улучшилось, учитель предлагает в завершении урока исполнить «Простую песенку», «Песню о школе» и др.

Выходят из кабинета под музыку по выбору учителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.