Интегрированный урок физической культуры и русского языка «Бег в легкой атлетике. Спортивные термины»

2
0
Материал опубликован 2 February 2016

Интегрированный урок физической культуры и русского языка.

Тема урока:

«Бег в легкой атлетике. Спортивные термины»

Ольга Порфирьева, учитель русского языка и литературы.

Венера Евсеева, Антипов Алексейучитель физкультуры

Россия, Самарская обл, с Челно-Вершины,

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

e-mail: veneraismetova@mail.ru

Цели: - ознакомить с одним из видов упражнений в легкой атлетике - бег.

Задачи:

- формировать у учащихся убеждения в связанности предметов «русский язык» и «физическая культура»;

- научить применять знания и умения в новой учебной ситуации;

- повторить изученное о заимствованных словах; расширить словарный запас учащихся;

- запомнить правописание заимствованных слов.

-изучить правила судейства соревнований в беге.

Оборудование урока: карточки со словами; стенд для крепления карточек или ноутбук, проектор, экран.

Ход урока.

Звучит песня «Темп» Николая Добронравова:

Эпиграф: «Старт, рывок и финиш золотой.

Ты упал за финишной чертой.

Ты на целый миг быстрее всех»

Ход урока:

Построение, рапорт, сообщение задач урока. Разминка.

Вводное слово учителя физической культуры: 

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок: мы не только научимся выполнять спортивные команды, но и запомним, как пишутся эти термины и научимся употреблять их в речи.

Слово учителя русского языка.

-Добрый день. Вы знаете, что словарный состав русского языка пополняется за счёт образования новых слов по правилам словопроизводства из имеющегося лексического материала, а также за счёт лексических заимствований из других языков.

- Вспомните, с чем связано заимствование новых слов, с какими процессами в обществе?

- Спорт – это одна из областей, в которой происходит активное заимствование, в частности, из английского языка. Сегодня мы познакомимся со спортивными терминами, с их написанием и значением. Вам необходимо будет дома составить с ними предложения или связанный текст на тему «Репортаж с соревнований по лёгкой атлетике».

Учитель физической культуры:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов легкой атлетики – бег на короткие и длинные дистанции.

Лёгкая атлетика — совокупность видов спорта, объединяющая пять дисциплин — бег; спортивная ходьба; прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом); метание (диска, копья, молота), толкание ядра; легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Учитель русского языка :

Демонстрируется карточка со словом «Спринт» и прикрепляется к стенду. Слайд «Спринт»

Спринт (от англ. sprint) — гонки на короткое расстояние. Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в беге на короткие дистанции («бег на скорость») по стадиону.

Учитель физической культуры:

- Так давайте, перечислим все спринтерские дистанции. Это 60м, 100м, 200м, 400м, барьерные виды: 60 м с барьерами, 100м с барьерами у женщин и 110м с барьерами у мужчин, 400м с барьерами, и эстафетные дисциплины: 4х100м и 4х400м. Эти виды легкой атлетики являются официальными дисциплинами и проводятся на крупнейших мировых форумах.

- Во всех спринтерских дисциплинах старт принимается из низкого положения, из стартовых колодок. По дистанции спортсмены бегут каждый по своей дорожке, за исключением эстафеты 4x400 метров.

Учитель русского языка. Демонстрируется карточка со словом «Старт» и прикрепляется к стенду. Слайд «Старт»

[Старт (англ. start — буквально — начало) — начальный пункт дистанции в спортивных состязаниях, в которых данная дистанция проходится на скорость (бег, ходьба, лыжные, вело-, авто-, мотогонки, плавание, гребля, горнолыжный, конькобежный, конный, парусный спорт и др.). Старт, чаще всего, обозначается линией или плоскостью старта.

- подберите однокоренные слова

Учитель физической культуры: класс перестраивается в две шеренги на лицевой линии волейбольной площадки. Учитель показывает картинки или слайд с техникой выполнения низкого старта. Напоминаю положения низкого старта. По команде «На старт» спринтеры должны занять позицию в стартовых колодках, По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами). Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

по команде «Внимание» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

и после выстрела пистолета или команды «Марш» начать бег. После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

Задание№1. Бег с низкого старта 3*10м. Кто - то из учеников выбежал раньше команды «Марш» т.е. сделал фальстарт.

Учитель физкультуры показывает красную карточку и объясняет правила судейства соревнований по бегу на короткие дистанции.

Фальстарт Правилами ИААФ предполагается, что реакция спортсмена на выстрел стартового пистолета не может наступить ранее, чем через 1/10 секунды. Если кто-то из спортсменов начал движение раньше, чем через 0,1 секунды после выстрела, то судьи могут посчитать, что один или несколько участников сделали фальстарт. До 1 января 2010 года был разрешен один фальстарт в одном забеге, при этом не имело значения, кто сделал первый фальстарт. Спортсмену (или спортсменам), который его допускал, показывали жёлтую карточку. За второй фальстарт в том же забеге спортсмену, который его допускал, показывали красную карточку и снимали со старта. С 1 января 2010 года фальстарт не допускается (за исключением спринтерских дистанций в многоборье - там разрешен один фальстарт) - снимают любого спортсмена или спортсменов хоть раз совершившего фальстарт. Если фальстарт произошёл по причине сбоя оборудования, судья показывает зелёную карточку участникам старта.

Учитель русского языка. Демонстрируется карточка со словом «Фальстарт» и прикрепляется к стенду

Фальстарт, фалостарта, муж. (·англ. false start, ·букв. неправильный старт) (неол. спорт.). Неправильно взятый старт, при котором кто-нибудь из участников состязания начал движение раньше команды.

Учитель русского языка.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

гандика́п

(англ. handicap)

1) спортивные состязания (напр., на бегах, в гребле), в которых более слабому сопернику предоставляется фора(1) (уменьшение дистанции, нагрузки и т. д.);

2) скачки и бега, в которых шансы лошадей разного возраста и класса уравниваются.

Вид спортивных состязаний (напр., на бегах, в гребле), в котором более слабому сопернику предоставляется фора в виде уменьшения дистанции, нагрузки и т. п.

Синонимы: преимущество, скачки, состязание

Учитель физической культуры.

Задание № 2 «Старт с гандикапом» Класс делится на две команды, которые выстраиваются в две линии. Игроки по команде учителя стартуют с низкого старта. Задача одной команды игроков «убегающие»– не дать догнать себя до своего «дома» тому, кто бежит сзади. Задача другой команды игроков «догоняющие»– осалить рукой впереди бегущего, пока он не пересек линию своего «дома». «Запятнанные» игроки выбывают из борьбы. После забега игроки меняются ролями. (Игру можно закончить, когда на беговой дорожке останутся 3 самых выносливых игрока; Можно выявить и единоличного победителя)

Задание№3.Для закрепления техники низкого старта и финиша, мы пробежим спринтерскую дистанцию. Следующим задание будет бег с низкого старта 1*15м с акцентом на финиш.

Бег по дистанции не должен быть излишне напряжен, финишную линию следует пробегать с полной скоростью без специальных бросков или прыжков, после финиша резко не останавливаться, а лучше пробежать 10-15 м, постепенно снижая скорость бега.

Учитель физической культуры показывает слайд – финиша.

Демонстрируется карточка со словом «Финиш» и прикрепляется к стенду

Финиш (англ. finish, буквально — окончание):

Конечный пункт дистанции в спортивных состязаниях, в которых данная дистанция проходится на скорость (бег, ходьба, лыжные, вело-, авто-, мотогонки, плавание, гребля, горнолыжный, конькобежный, конный, парусный спорт и др.). Финиш обозначается линией или плоскостью финиша. Так же иногда финиш обозначается финишной лентой, которую разрывает победитель, приходящий первым на финиш.

Другое значение - заключительная, решающая часть спортивных состязаний. Первенство определяется по поверхности туловища (торсу — за исключением рук, ног и головы с шеей) спортсмена первым пересекающим плоскость финиша. Назовите антоним.

- Составьте предложение со словом «финиш» или с однокоренными словами.

Учитель физической культуры.

Следующая тема - бег на длинные дистанции или бег на стайерскую дистанцию.

Учитель русского языка. Демонстрируется карточка со словом «Стайер» и прикрепляется к стенду

СТАЙЕР — (англ. stayer - букв. - выносливый человек), спортсмен, специализирующийся в преодолении длинных дистанций.… (Большой Энциклопедический словарь)

Учитель физической культуры.

К бегу на средние дистанции относят бег на 800 м и 1500 м, на длинные дистанции — от 3000 до 10 000 м, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях. Бег на средние и длинные дистанции начинается со старта. Согласно правилам соревнований в данном случае применяется высокий старт на две команды.

Спортсмены на тренировках применяют такой вид бега «Фартлек» . «Фартлек» бег переменным темпом. Название беговой тренировки, состоящей в "игре" скоростей с целью достижения наибольшего тренировочного эффекта.

Учитель русского языка. Демонстрируется карточка со словом «Фартлек» и «Спурт» прикрепляется к стенду

Фартлек (швед. fartlek — «скоростная игра») — разновидность интервальной циклической тренировки, которая варьирует от анаэробного спринта до аэробной медленной ходьбы или бега трусцой. Обычно фартлек ассоциируется с бегом, но может также относиться к другим циклическим видам спорта: велогонкам, гребле и плаванию.

Спурт (англ. spurt — рывок) — короткое, но резкое усиление физической нагрузки в спорте, [уточнить] например темпа движения в состязаниях по скоростным видам спорта (бег, гребля, велогонка и др.), обычно практикуется на финишной дистанции (финишный спурт) в качестве тактического приема. Спурт – резкое усиление темпа движения в состязаниях по скоростным видам спорта

Задание №3. Бег по кругу. Класс строится в колонну по одному и по свистку начинают медленный бег, по следующему сигналу выполняют ускорение, по следующему сигналу переходят на медленный бег. Все задание выполняется в течение 1минуты. На финише применить «спурт».

Рефлексия

Учитель русского языка.

Задание №4.

Для закрепления спортивной терминологии и судейства соревнований в беге мы проведем эстафету. Команда располагается в колоне по одному, на лицевой линии волейбольной площадки. Напротив, на расстоянии 10м. от команды находится скамейка, где лежит листок бумаги и ручка. Командам дается задание: вспомнить все слова, которые они узнали на уроке и написать их. По командам «На старт!», «Внимание!» и «Марш!» первый игрок бежит до скамейки пишет любое слово, которое он запомнил, и возвращается назад. Следующий игрок выполняет то же самое. Задание выполняет вся команда. После того как эстафета закончится, дети, освобожденные от занятия ,проверяют написанные слова, и исправляют ошибки, если они есть. Когда команды выполнят задание, учитель русского языка проверяет слова и подводит итоги эстафеты. Побеждает команда, которая оказалась быстрее и написала правильно слова.

- Закончить сегодняшний урок хотелось бы словами В.Выбодовского, пожелав вам всегда брать правильный старт и первыми приходить к финишу.

Все равны на старте, и в этом варианте

Шансы на победу у любого есть

Но финиш всех рассудит,

Один лишь первый будет,

Один из всех лишь сможет выиграть забег.

- Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту изученных сегодня слов, составить с ними предложения. Задание повышенной сложности: написать мини-репортаж с соревнований по лёгкой атлетике, используя заимствованные слова.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.