Сценарий урока на основе метапредметного подхода «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

6
0
Материал опубликован 3 April 2017

Сценарий урока на основе метапредметного подхода

Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУЛ №3 г. Светлограда Павловская Елена Витальевна

Тема урока: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

(Анализ басни И.А. Крылова «Квартет»)

Класс: 5

УМК: В.Я. Коровиной

Цель: организация деятельности детей по развитию навыка анализа текста на примере басни И.А. Крылова «Квартет»

Задачи:

Обучать детей умению анализировать басню, выявлять авторскую позицию, выразительно исполнять произведение.

Способствовать развитию сотрудничества, уважительного отношения к чужому мнению, интереса к слову, литературе и языку.

Развивать речь, внимание, мышление, память учащихся, чувственное познание, приобщать к культуре, формировать умения правильно оценивать свои возможности, вести диалог, способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся.

Метапредметные учебно-информационные умения:

умение извлекать информацию из текста

умение составлять алгоритм

умение подбирать цитаты по смыслу и интонации

Коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание

умение выделять интонационно-значимые части высказывания

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения

умение выражать свое мнение и аргументировать его

Применяемые технологии: театральная педагогика, арт-педагогика.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть)

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников

Участие в коллективном диалоге

Анализ различных форм выражения авторской позиции

Работа над коллективным проектом

План урока

Основные этапы урока

Главная задача

Приемы

1.

Завязка. Актуализация. Создание проблемной ситуации.

Определение темы урока. Целеполагание.

Выйти на понятие «умение», подобрать цитату к теме урока, определить цель урока и план дальнейшего действования

Интерактивная беседа

2.

Основное событие. Анализ басни.

Идея произведения.

Деление на части.

Анализ 1 части под руководством учителя.

Анализ промежуточных результатов. Составление схемы анализа по алгоритму.

Применение полученных знаний в новых условиях:

Анализ 2 части под руководством режиссера-ученика.

Анализ 3 части под руководством режиссера-ученика.

Анализ 4 части под руководством режиссера-ученика.

Составить алгоритм анализа произведения, применить на материале басни И.А. Крылова «Квартет»

«Застольная беседа»

Ролевая игра «Режиссер и актеры» (индивидуальная и групповая работа по анализу частей басни)


 

3.

Кульминация урока. Индивидуальное выразительное исполнение басни. Групповой проект «Озвучка мультфильма».

Выразительно исполнить басню,

озвучить мультфильм «Квартет»

Индивидуальное выразительное исполнение басни,

«Озвучка»

4.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Определить степень сложности возможных вариантов домашнего задания,

сделать выбор

«Планерка» (как применить умение анализировать басню в новых условиях)

5.

Развязка. Итоги урока. Рефлексия.

Определить полезность новых умений, подвести итоги урока

Интерактивная беседа «Пригодится ли в жизни?»

 Сценарий урока


1. Завязка. Актуализация.

У доски расположены следующие предметы: мольберт, холст, краски (палитра); корзинка со спицами и клубком шерсти; несколько музыкальных инструментов.

Учитель. Посмотрите на предметы, которые есть у нас в классе. Что между ними общего? (Ответы детей, затруднение). А теперь. (Учитель показывает вязаную вещь. Затем предлагает 4 учащимся (не музыкантам) сыграть простое музыкальное произведение. У них, естественно, ничего не получается. Включает прекрасную музыку. Потом показывает картину «Квартет»). Есть некая сила. Эта сила дает рождение чему-то новому, нужному или прекрасному. И это…

Ученик. Умения.

Учитель. Не появятся вещи, если мы не умеем вязать. Не родится прекрасная музыка, если мы не умеем играть. Не создаст человек картину, если не умеет рисовать. Посмотрите на доску. На доске запись: ««Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда…» Чего не хватает в предложении?

Ученик. Слова «шишки».

Учитель. Как вы догадались?

Ученик. Нужна рифма.

Учитель. Рифма – одна из составляющих организованной стихотворной речи. Если вы имеете об этом понятие и умеете рифмовать, вам удается восстановить эту фразу. Итак, чтобы что-то сделать, надо уметь это что-то делать. Посмотрите на репродукцию картины. К какому она произведению? И почему животные изображены в людских костюмах? Почему « на лад их дело не пошло»?

Ученик. Они не умеют играть на музыкальных инструментах.

Учитель. А вот ещё почему. Посмотрите на эти записи: «1+3» и «3+1». О чем они говорят? (Дети вспоминают правило переместительного закона сложения, 4-квартет).

Определение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем анализировать басню И. Крылова «Квартет», прочитанную вами дома. Нам нужно придумать название уроку, используя строчку басни, в которой отражена мораль этого произведения, и наш разговор в начале урока.

Ученик. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Целеполагание.

Учитель. Скажите, а зачем пятиклассникам нужно уметь анализировать стихи, басни, рассказы?

Ученик. Чтобы понять, что хотел сказать автор.

Ученик. Чтобы становиться лучше, ведь литература нас всегда чему-то учит.

Учитель. Как ученик может показать другим, что он разобрался в произведении?

Ученик. Хорошо отвечать на уроке.

Ученик. Выразительно прочитать произведение.

Учитель. Люди какой профессии лучше всего исполняют литературные произведения?

Ученик. Учителя.

Ученик. Актеры.

Учитель. Предлагаю анализировать басню так, как это делают актеры театральных училищ. Зачем нужно это делать нам, учащимся обычной школы?

Ученик. Чтобы было интересно, понятно.

Ученик. Чтобы выразительно уметь читать басни.

Ученик. Чтобы можно было басню прочитать по ролям так же, как читают профессиональные актеры на диске к нашему учебнику литературы.

Ученик. Чтобы инсценировать басню и показать своим одноклассникам.

Учитель. Может быть, можно сразу приступать к инсценировке?

Ученик. Нет. А то получится как у наших музыкантов в начале урока.

Ученик. Нужно все разобрать до мельчайших подробностей, понять, почему герои действуют именно так, что они хотят, как автор относится к своим героям, что хотел сказать своим произведением.

Учитель. Молодцы. Вы многое знаете. Может, подскажете, в какой последовательности должна идти работа на уроке, если мы сегодня актеры театра?

Ученики высказывают свои предположения, учитель подводит их к такому пошаговому плану: определение темы, идеи, деление на части, анализ каждого куска, определение исполнительских задач, пробные чтения, обсуждение, повторное чтение, исполнение.

2. Основное событие. Анализ басни.

А) Идея произведения

Учитель. Теперь переходим к основной части. В театре это называется «застольные беседы». Расскажите, как вы поняли смысл басни?
Ученик. Смысл басни выражен словами соловья:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней...
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Учитель. Правильно. А теперь подумайте вот над чем: если бы не было этих слов, могли бы мы догадаться по содержанию басни, какую мысль хочет выразить И. А. Крылов?
Ученик. Могли бы. Мартышка, Медведь, Осел и Козел все время пересаживаются, они думают, что если сядут правильно, тогда сыграют. А играть они все равно не умеют.
Ученица. И так видно, что они не за свое дело взялись.
Учитель. Верно. Вдумываясь в смысл отдельных частей, отдельных предложений, слов, мы видим, что Крылов постепенно подводит нас к той мысли, которая выражена словами соловья. Чтобы лучше понять эту мысль, надо хорошо разобраться в содержании отдельных частей басни. Подумайте, на какие части ее можно разделить?

Б) Деление на части.
В процессе беседы выясняется, что басню можно разделить на следующие четыре части.
1-я часть
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
2-я часть
«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы,
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
3-я часть
«Постойте ж, я сыскал секрет! -
Кричит Осел. - Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
4-я часть
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй,- говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».

В) Анализ 1 части под руководством учителя.
Учитель. Рассмотрим подробно каждую часть. Если мы хорошо продумаем их содержание, то при чтении вслух лучше выразим и основную мысль всей басни.
О чем рассказывается в первой части?
Ученик. Крылов говорит о том, что Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.
Учитель. Как сам автор относится к их затее, всерьез или с насмешкой?
Ученик. Конечно, с насмешкой.
Учитель. При чтении каких слов особенно хорошо видно, что Крылов подсмеивается над этими музыкантами?
Ученик. Он говорит про Мартышку, что она проказница. Она ни минуты не может усидеть на месте.
Ученица. Мишку он называет косолапым. Как же он может играть! У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.
Ученик. Мишка неуклюжий. Он совсем не похож на музыканта.
Учитель. Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? В самом деле они могли пленять своим искусством?
Ученик. Нет.
Учитель. А для чего же Крылов так пишет?
Ученик. Он смеется над ними.
Учитель. А из каких слов в этой части басни особенно хорошо видно, что слова «пленять своим искусством свет» сказаны в насмешку?
Ученик. «Ударили в смычки, дерут...» Смычком же проводят по струнам, а не бьют.
Учитель. Теперь подумайте и скажите: в чем будет состоять наша задача при чтении первой части? На что мы будем обращать внимание слушателей?
Ученик. Мы должны будем обращать внимание слушателей на то, какие музыканты взялись играть квартет.
Ученица. Мы должны будем высмеивать этих музыкантов.
Учитель. Найдем наиболее важные по смыслу слова, которые при чтении нужно выделять голосом, и паузы.
Делается логическая разметка текста.

Г) Анализ промежуточных результатов. Составление схемы анализа.

Учитель. Давайте вспомним, как мы анализировали 1 часть басни. Составим таблицу.

Дети составляют таблицу:

О чем говорится

Как ведут себя герои

Как относится к этому автор

Какова задача при чтении

Выделение важных по смыслу слов, пауз


Учитель. Опираясь на составленную нами таблицу, проанализируем 2, 3 и 4 части. Работаем по группам (группы по рядам или по какому-то другому принципу), выберите себе режиссера, который будет руководить работой. Режиссеры получают по корзине, в которой лежат разноцветные шарики ( «шарики Станиславского») с вопросами из нашей таблицы. Каждый участник выбирает шар и отвечает на поставленный вопрос. Если есть затруднение, режиссер и вся группа оказывают помощь. В это время главный режиссер будет отбирать участников, давших самые глубокие ответы, для другого творческого задания. Время на подготовку 1 минута. Время ответа – 2 минуты. По мере обсуждения анализируются последующие части. Причем, слово предоставляется каждый раз новой группе, остальные участвуют в общем обсуждении.

Применение полученных знаний в новых условиях.

А) Анализ 2 части под руководством режиссера-ученика.

Режиссер-ученик 1 группы. О чем говорится во второй части?
Ученик. Мартышка подумала, что они плохо играют, потому что не так сидят. Она рассаживает музыкантов по-другому.
Режиссер-ученик. А как она ведет себя, когда пересаживает музыкантов? Как проявляется ее характер при этом?
Ученик. Мартышка — «проказница», суетливая.
Режиссер-ученик. Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре?
Ученики. Себя, конечно. Она хвастается: «У нас запляшут лес и горы».
Режиссер-ученик. Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка?

Ученики. Нет «Квартет на лад нейдет».
Режиссер-ученик. Подумайте, в чем будет состоять наша задача, когда мы будем читать вторую часть. На это нужно будет обращать внимание слушателей?
Ученик. Надо обратить внимание слушателей на то, что Мартышка зря старалась. Все равно ничего не получилось.
Режиссер-ученик. А какой надо показать Мартышку? Ведь мы же знаем, что одни и те же слова можно читать с разными намерениями. Можно прочитать так, чтобы пожалеть, посочувствовать Мартышке. Правильно ли это будет?
Ученики. Нет. Неправильно.
Режиссер-ученик. А с каким же намерением надо прочитать вторую часть?
Ученики. Надо высмеивать Мартышку. Надо прочитать с таким намерением: «Подумаешь, расхвасталась!»
Режиссер-ученик. Подумайте и скажите, какие слова во второй части надо выделить голосом, чтобы лучше выполнить задачу чтения, которую мы наметили. Где нужно сделать паузы?
Учащиеся находят логические ударения и паузы.

Б) Анализ 3 части под руководством режиссера-ученика.

Режиссер-ученик 2 группы. О чем рассказывается в третьей части басни?
Ученик. О том, как предлагал сесть Осел.
Режиссер-ученик. Стали они лучше играть, послушавшись Осла?
Ученик. Нет, «Квартет нейдет на лад».
Режиссер-ученик. Какую задачу мы поставим при чтении этой части?
Ученик. Надо показать глупость Осла, с насмешкой прочитать его слова.
Режиссер-ученик. Только ли Осла надо осмеять?
Ученики. Нет. Остальных музыкантов тоже. Они тоже глупые.
Режиссер-ученик. Почему они «тоже глупые»?
Ученик. «Послушались Осла».
Режиссер-ученик. В чем разница чтения слов Мартышки и Осла?
Ученик. Слова Мартышки надо произносить отрывисто, быстро, хвастливо. Слова, которые говорит Осел, надо произносить медленно.
Режиссер-ученик. Почему?
Ученики. Мартышка вертлявая, непоседливая. Осел медлительный. Он говорит, как будто растягивает слова.
Работа над этой частью завершается определением логических ударений и пауз.

В) Анализ 4 части под руководством режиссера-ученика.

Режиссер-ученик 3 группы. Обратимся теперь к последней части. О чем рассказывается в ней?
Ученик. В этой части рассказывается о том, как прилетел Соловей и что он сказал музыкантам.
Режиссер-ученик. Какова задача чтения этой части? В чем надо убедить слушателей?
Ученик. Надо убедить слушателей в том, что, как бы ни садились Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка, все равно они в музыканты не годятся.
Режиссер-ученик. На какие слова надо сделать особый упор, хорошо выделить их при чтении, чтобы лучше убедить слушателей в правильности главной мысли басни? Где нужно сделать паузы?
Ученики.
Чтоб музыкантом быть, |
Так надобно уменье |
И уши, ваших понежней. |
А вы, друзья, | как ни садитесь,
Все в музыканты | не годитесь.

3. Кульминация урока. Исполнение (индивидуальное и групповое).

Учитель. «Застольные чтения» закончились и актеры переходят к…

Ученик. … репетициям. А группа, выбранная главным режиссером, будет выполнять отдельное задание. Внимание на экран. (Показ мультфильма без звука). Что мы видим? Чего не хватает? Предположите задание для фокус-группы. (Проект «Озвучка». Группа под руководством ученика-режиссера уходит в отдельное помещение для подготовки к озвучке).

Учитель. В чем разница индивидуального чтения и чтения по ролям?

Ученик. Когда басню читает один человек, то он выступает как бы в роли автора. Он не играет, не перевоплощается в персонажей басни, а рассказывает о том, что они делают и что говорят. Он передает их слова с собственной оценкой.

Ученик. Когда басня читается по лицам, то здесь допустимы элементы игры. Слова произносятся от лица самих персонажей. Персонажи басни не могут смеяться над собой. Смеется тот, кто наблюдает их со стороны, сами же они действуют с полной серьезностью.

Выразительное чтение басни одним учащимся. Обсуждение. Представление проекта «Озвучка». Обсуждение.

http://www.proshkolu.ru/user/pavlovskay24/file/5547517/

Учитель. Удалось ли группе уловить смысл басни Крылова? Что им помогло?

Ученик. Они были командой.

Учитель. Историческая основа басни – пародия на работу Государственного совета, состоящего из 4 департаментов. Много изменилось в наше время?

4. Инструкция по выполнению домашнего задания.

Учитель. Предположите, какое домашнее задание вы можете получить после нашего урока.

(Ученики предлагают версии).

Учитель. Домашнее задание. Подготовить инсценировку басни «Квартет» или любой другой басни, выучить наизусть «Квартет» или басню по выбору, выразительно прочесть.

5. Развязка. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Напомните, как назывался наш урок? Получился ли у нас квартет? (Версии). Какому умению учились сегодня мы?

Ученик. Как нужно действовать, чтобы подготовиться к выразительному чтению текста.

Ученик. Как актеры работают над текстами, чтобы профессионально их исполнить.

Учитель. Могут ли вам пригодиться в жизни подобные знания и умения?

Ученик. Я теперь смогу прочитать выразительно какую-нибудь сказку или даже басню «Квартет» своей маленькой сестре, и она меня будет внимательно слушать.

Ученик. Я знаю, как действовать, чтобы и другие произведения читать более выразительно.

Ученик. Читать выразительно нужно не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, истории, природоведения и даже математики.

Ученик. А ещё при правильном выразительном чтении можно определить, понял ли чтец, что хотел сказать автор.

Учитель. От урока «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» я получила удовлетворение. Почему? Я думаю, вы знаете ответ на этот вопрос. Какой опыт вы приобрели сегодня на уроке? (Ответы). Что такое мораль? (Ответы). Давайте сформулируем мораль нашего сегодняшнего занятия (Ответы). С нетерпением буду ждать результатов от выполнения домашнего задания.


 

Литература и ссылки


 

Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. – В кн.: В.В. Виноградов. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. М., 1997.

Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М., 1996.

Степанов И.Л. Мастерство Крылова-баснописца. М., 1956.

Анализ Басен Крылова И.А. (проблематика, художественное своеобразие)

http://lit-helper.ru/p_Analiz_Basen_Krilova

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации