Конспект коррекционно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Дифференциация звуков [C] и [Ш] в слогах, словах, фразах»
Конспект подгрупповой организованной коррекционно-образовательной деятельности для старших дошкольников с ФФНР.
Тема: «Дифференциация звуков [C] - [Ш] в слогах, словах, фразах». «Играем со Смешариками»
Разработала: учитель-логопед Поздеева В.И.
Цель: развитие навыков различения и правильного произношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
закреплять знания об артикуляционных особенностях звуков [с], [ш];
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, фразах;
закреплять навык выделения звуков [с], [ш] из ряда слогов;
тренировать навыки словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям через игру со «Смешариками».
Воспитывать внимание к обращённой речи.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация с изображениями маленьких и больших деревьев, аудиозапись, игрушки Совуньи и Нюши из мультфильма “Смешарики”, предметные картинки со звуками [С] и [Ш]; игра «Логопедическая ромашка».
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит музыка из мультфильма «Смешарики».
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма «Смешарики». Как вы думаете, почему она звучит? Вы догадались, кто придёт к нам в гости?
Дети: К нам в гости придут Смешарики.
Логопед: Правильно. Сегодня мы будем играть вместе с Совуньей и Нюшей.
Появляются игрушки: Совунья и Нюша.
Логопед: Вы хотите поиграть с ними?
Дети: Да!
Логопед: Сейчас вместе с Совуньей и Нюшей отправимся на полянку.
II. Введение в тему
Логопед: Вдруг налетел сильный, холодный ветер. Засвистел: с-с-с. Закачались большие деревья (показ как качаются деревья на слайде презентации).
Дети: С-с-с.
Логопед: Затем всё стихло, подул лёгкий, тёплый ветерок. Зашумел: ш-ш-ш. Закачались маленькие деревца (показ на слайде).
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Дети, вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня заниматься?
Дети: Со звуками [С] и [Ш].
Логопед: Правильно. Мы будем различать, и произносить звуки [С] и [Ш].
А почему именно Совунья и Нюша будут нам в этом помогать? Какие звуки есть в именах этих Смешариков?
Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].
Дети: В слове «Совунья» есть звук [С]. А в слове «Нюша» есть звук [Ш].
III. Изучение нового
1. Логопед: Ребята, Нюша и Совунья решили поиграть в мяч. Правда они постоянно спорят и хотят сказать всё наоборот. Давайте поиграем с ними в игру с мячом “Скажи наоборот”.
Логопед: Я буду называть слог со звуком [С], а вы мне со звуком [Ш].
СА-ША , АС-АШ, СКА-ШКА, СО-ШО, ОС-ОШ, СКО-ШКО, СУ-ШУ, УС-УШ, СКУ-ШКУ, СЫ-ШИ, ЫС-ЫШ, СКИ-ШКИ.
Логопед: А теперь меняем звук [С] на звук [Ш] в словах.
МЫС – МЫШЬ, КАСКА – КАШКА, НАС – НАШ, МИСКА – МИШКА, УСЫ – УШИ, СОК – ШОК, МАСКА – МАШКА, СУТКИ – ШУТКИ.
2. Логопед: Ребята, оглянитесь вокруг. На нашей полянке очень красиво: здесь много зелени, цветов, насекомых. Летают осы и шмели. Давайте поможем Смешарикам их посчитать. Совунья будет считать ос, а Нюша шмелей. Игра «1-2- 5».
Дети собирают картинки и считают: 1 оса, 2 осы… 5 ос; 1 шмель, 2 шмеля… 5 шмелей. Так же дети считают ландыши и листья.
3. Логопед: А еще на полянке много ромашек, но из-за сильного ветра некоторые лепестки облетели. Соберем лепестки ромашек?
Дети: Да!
Логопед: Но ромашки у нас не простые, а с картинками.
Игра «Логопедическая ромашка».
Дети «собирают ромашки» и называют картинку, изображённую на ней. Если картинка со звуком [C] – отдают этот лепесток Совунье. А если со звуком [Ш] – то отдают Нюше.
Логопед: Какие молодцы! Красивые ромашки получились. Давайте разомнёмся и сделаем гимнастику «Шарики». Ведь все Смешарики похожи на шарики.
4. Физминутка «Шарики».
Дети слушают текст и выполняют движения.
Вот так шарик надуваем |
Глубокий вдох – руки поднимаются в стороны и вверх. |
И до облака взлетаем. |
Встают на носочки. |
Шарик лопнул – выдыхаем, |
Длительный выдох. |
Наши мышцы расслабляем. |
Руки опускаем, наклоняем туловище вниз. |
Дышится легко, ровно, глубоко |
Поднимаем туловище и свободно дышим. |
5. Логопед: Ребята, сейчас мы с вами проверим, кто же из них самый внимательный: Совунья или Нюша.
Игра “Самый внимательный”
Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:
Совунье – со звуком [С],
Нюше – со звуком [Ш].
Каждый ребёнок повторяет чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.
Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.
Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.
Са-са-са – на носу оса;
Ша-ша-ша – мама моет малыша;
Су-су-су – я несу косу;
Шу-шу-шу – дам конфету малышу;
Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;
Ши-ши-ши – на поляне малыши;
Ас-ас-ас – дайте мне ананас;
Аш-аш-аш – где же наш шалаш;
Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;
Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.
6. Логопед: Нюша любит читать, но она постоянно всё путает. А мудрой Совунье приходится её исправлять. Давайте поможем Совунье исправить ошибки Нюши.
Подскажите, какие слова перепутала Нюша?
Игра «Путаница».
Мама положила в тарелку манную “каску”.
Пожарный носит “кашку”.
Строитель строит “басню”.
Кошку зовут “маска”.
В Новый Год я надену “Машку”.
Дети вместе с логопедом исправляют ошибки в предложениях.
IV. Обобщение
Логопед: Ребята, вот и закончились наши игры со Смешариками. Вам понравилось с ними играть?
Дети: Да!
Логопед: Совунье и Нюше тоже очень понравилось с вами играть. Они вас благодарят, но просят напомнить все слова со звуками [С] и [Ш], которые мы говорили.
Дети вспоминают слова и складывают в «Копилку слов».
V. Итог
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались!
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было самым сложным?
Как вы думаете, Совунья с Нюшей придут к нам в гости ещё раз?
Давайте их пригласим.