12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербинина Екатерина Сергеевна1057
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
3

Доклад «Психологические инструменты корректировки эмоционального климата в малой группе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

 Педагогический совет

Тема: Психологические инструменты корректировки

эмоционального климата в малой группе.

Автор:

педагог-психолог

Щербинина Екатерина Сергеевна

Воронеж

2018

Уважаемые коллеги!

Работая в образовательных учреждениях, вы наверняка замечали, что очень многое зависит от эмоционального настроя самого педагога. Если он получает удовольствие от темы занятия, от общения с детьми, то в этом случае дети чувствуют себя более комфортно. Если педагог в плохом настроении, в состоянии стресса, плохо себя чувствует физически, то дети на подсознательном уровне воспринимают его как потенциальную опасность. В этом случае они могут давать негативные реакции на одногруппников, проявлять тревожность или агрессивность. И этим портить педагогу и без того не лучшее самочувствие и настроение.

Собственные методы корректировки настроения перед учебным занятием и во время него, есть у каждого педагога, также можно использовать некоторые рекомендации психологов:

дать детям самостоятельное творческое задание – это позволит педагогу экономно расходовать силы при плохом самочувствии. Можно подготовить заранее (в начале учебного года) материал с заданиями;

не стесняться попросить о помощи коллег, в том числе педагогов-психологов. Если сам педагог затрудняется дать детям интересное задание, можно пригласить психолога с готовыми заданиями для обучающихся;

попросить детей вспомнить рассказать что-то веселое на тему занятия;

из серии вредных советов: «Нет такой проблемы, которую не решили бы мультики или килограмм конфет!».

В вашей работе наверняка были ситуации, которые, на ваш взгляд, не могли быть эффективно разрешены без вмешательства родителей, администрации, или даже не имели эффективного решения и при привлечении данных ресурсов. Сейчас я постараюсь кратко охарактеризовать ситуации, в которых очень желательно привлекать к работе педагогов-психологов:

Ситуация травли одного ребенка другим ребенком или группой детей;(Треугольник Карпмана)

Ситуация, при которой ребенок вызывает у педагога стойкие негативные эмоции;

В первой ситуации помощь психолога может потребоваться как тому ребенку, которого обижают, так и его обидчику.

Во второй ситуации помощь требуется, как правило, педагогу (идет работа на принятие тех качеств, которые свободно демонстрирует ребенок, но не позволяет себя педагог).

А теперь я хотела бы предложить вам краткий обзор психологических упражнений для формирования и корректировки эмоционального фона в малой группе.

Способы корректировки эмоционального фона в новой группе, если дети друг с другом не знакомы.

Основной вектор работы с новой группой – создание эмоционально безопасной среды для обучающихся, помощь в самопрезентации, в установлении симпатий и дружеских отношений среди детей. Для педагога упражнения могут дать большой материал для понимания характера детей, с которыми придется работать. Кроме этого, данные упражнения дают возможность детям переключиться на новый вид деятельности и их можно использовать в качестве игр на переменах.

Упражнение «5 вопросов»

Возраст детей – от 7 лет

Время проведения зависит от количества детей в группе, примерно по 5 минут на каждого ребенка.

Дети сидят так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга и им было удобно вести диалог с любым из участников группы. Задание: «Сейчас мысленно загадайте любого человека из группы и запишите для него пять вопросов. Когда вы будете готовы, вам надо будет задать эти вопросы этому человеку, и он должен будет на них ответить. Вопросы могут быть любые, но при этом нужно соблюдать нормы вежливого поведения».

Упражнение «Презентация друга». Дети разбиваются на пары в случайном порядке. Детям дается 5 минут на свободное общение в парах, но обговаривается условие – узнать как можно больше о собеседнике. Далее каждый ребенок должен подготовить и представить краткую презентацию «друга», своего собеседника.

Игра «Я никогда не…». Данная игра подходит для детей в возрасте от 6 лет, хорошо помогает познакомить детей друг с другом, дает много полезного материала педагогу. Инструкция: «Сейчас каждый по очереди говорит о себе «Я никогда не…». Например, я никогда не смотрела фильм «Матрица». Те, кто тоже этого никогда не делал, получают синюю фишку, те, кто уже имеет такой опыт, получает красную фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек, обладатель большинства синих фишек получает звание «Самый юный», а обладатель большинства красных фишек – «Самый старый». В процессе игры приветствуются обсуждения и обмен впечатлениями.

Далее давайте рассмотрим ситуацию, когда группа сформирована и в ней происходят процессы, негативно влияющие на качество учебы, или ситуацию прихода новых детей в уже сформировавшийся коллектив.

Игра «Крокодил» или «Американский студент» - помогает разрядить эмоциональное напряжение в группе, а новым ученикам дает возможность почувствовать себя частью нового для них коллектива. Игра хороша еще и тем, что время на ее проведение педагог может контролировать – дать 10-15 минут на игру, и далее продолжить работу по программе.

Игра-упражнение «Коллективный портрет группы».

Материалы: лист ватмана, цветные ручки, карандаши, фломастеры.

Задание для детей: «Сейчас вам нужно нарисовать одну общую картину (дерево или человека) на этом ватмане. Вы можете использовать ручки, карандаши и фломастеры. Вы можете переглядываться и общаться при помощи жестов и мимики, но вам нельзя использовать слова для общения. У вас есть 15 минут, приступайте к работе».

А сейчас я бы хотела предложить вам тоже небольшую игру-упражнение. Задание простое – сказать что-то приятное своему соседу. Это может быть любой комплимент, цель которого – дать немного позитива одному из коллег. Давайте я начну…. Для детей это упражнение можно усложнить – говорить комплимент нужно не соседу, а тому, кого ребенок выберет. Если группа не большая, можно дать задание – сделать три или четыре комплимента другим детям на выбор.

Обратная связь: с детьми это желательно обсуждать вслух, а вас я бы просто попросила задуматься об этом – насколько было сложно получать комплимент, и было ли сложно говорить комплименты своим коллегам.

В конце своего выступления я бы хотела вас поблагодарить за внимание и предложить по итогам педагогического совета создать сборник-копилку «В помощь педагогам», куда можно внести все те наработки, которыми педагоги готовы поделиться с коллегами.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.