Тема «Глаз. Зрение». 8 класс.
Номер урока (в году/ в теме) - 67/8
Цель: установить взаимосвязь между строением глаза и его способностью получать достоверную информацию об окружающем мире.
Задачи.
Образовательные:
1. работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, какими знаниями по данной теме владеют обучающиеся;
2. используя фронтальные экспериментальные задания, работу с текстом и личный опыт учащихся, определить значение оптической системы глаза для получения достоверной информации об окружающем мире;
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять и рассуждать.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
УДД:
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Умеют или развивают способность с помощью вопросов, а так же проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология педагогических Мастерских.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, цветной мел, презентация, текст, листы бумаги, фломастеры, по 4 карандаша на парту, лента измерительная или линейки по 20-25 см.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить притчу о шести мудрецах и назвать тему урока, определить цель. |
Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению характеристик и особенностей человеческого зрения. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии Педагогических Мастерских. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». «Ступеньки роста». (При выходе из кабинета). |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. №6-7 материал для дополнительного чтения. Составить кластер. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Этапы технологии.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. «Индукция» |
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
Нарисуйте слово «зрение»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию. |
2. «Социализация» |
Выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) |
Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
Применение полученных знаний для решения практических задач. |
3. «Афиширование» |
Вывешивание «произведений» - работ учеников в классе, ознакомление с ними |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
Представляют результаты работы групп. |
Совершенствуются навыки логического мышления. |
4. "Разрыв" |
Внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. 3. Выполняют фронтальный эксперимент |
1. Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Совершенствуются навыки логического мышления и понимания, что обеспечивает более прочное усвоение материала. |
Содержание урока.
1. Притча.
Мудрецы и слон. (Слайд №1-3)
Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем какой он – слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!» - «Змею»! – «Стену»! – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
В этой притчи скрыт большой житейский и физический смысл. Как вы думаете какой? были ли мудрецы действительно умными и мудрыми? Обсуждение.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. А надо уметь слышать и слушать других. И нам сегодня предстоит внимательно отнестись друг к другу, выслушать и понять своих одноклассников и найти истину. О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока. (Слайд№4)
Действительно, 90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Нарисуйте слово «Зрение», запишите ассоциации, которые вызывает у вас данное слово.
Обмен информацией в парах, затем в группах.
Выступления учеников, «афиширование» работ.
Я, по праву главного художника, вместе с вами, составлю общую картину из ваших работ. Составляют и обсуждают.
Какие проблемы возникли, что вы еще не знаете? Вы найдете ответы на свои вопросы, если прочитаете текст.
Работа с текстом. Обсуждение.
Задание: прочитайте текст, используя знаки (+) Знал, (!) Узнал, (-) Не понял, (?) Есть вопрос.
Текст. Интересная информация о глазе.
Зрение – самое важное для человека чувство, так как большую информацию об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся на сетчатке глаза. Первым, кто понял, что изображение внешнего мира формируется на сетчатке, был выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер.
Показатель преломления в разных частях глаза меняется от 1,33 до 1,41. Преломляющая сила роговицы – 43 дптр, хрусталика – 19-23 дптр в зависимости от аккомодации. Поле зрения неподвижного глаза – около 160 градусов по горизонтали и около 130 градусов по вертикали.
Сетчатка, на которой формируется изображение объекта, содержит 130 миллионов светочувствительных клеток (125 миллионов палочек и 5-7 миллионов колбочек). Колбочки работают при дневном освещении и обеспечивают центральное цветное зрение. Палочковый аппарат обладает меньшей остротой зрения, но зато большей чувствительностью.
Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далеком расстоянии. Радиус кривизны хрусталика сравнительно мал, когда мы наблюдаем предметы, удаленные от нас. Если мы смотрим на близко расположенные предметы, то мышцы сжимают хрусталик, радиус кривизны увеличивается. Расстояние наилучшего зрения – расстояние, с которого можно смотреть без напряжения, - для нормального глаза равно 25 см.
Наш глаз весит всего от 7 до 8 граммов, его диаметр – 2,5 см. Он четко различает предметы на расстоянии 60 метров. Кроме того, ночью он может разглядеть источник света удаленный от него на расстояние 27 км. Чтобы видеть четкие очертания предмета, человек должен находиться на расстоянии 15 см от него - ближе они расплываются. Это минимальное расстояние изменяется с возрастом: в 10 лет оно составляет 7 см, в 20 лет – 15 см, в 50 лет – 40 см. Такое увеличение связано со старческой дальнозоркостью.
При хороших условиях видения и освещения глаза могут различать с точностью до 10 миллионов оттенков цвета.
( Текст составлен по материалам сборника А.И. Семке «Нестандартные задачи по физике для классов естественно - научного профиля»).
Практическая работа № 1.
Тема исследования: “Аккомодация глаза”.
Цель исследования:
1. Установить назначение аккомодации глаза.
2. Определить пределы аккомодации и расстояние наилучшего зрения.
Оборудование: 1. карандаш 2. книга 3. измерительная лента
Ход исследования
1. Расположить карандаш вертикально на расстоянии 15-20 см от глаза.
2. Смотреть одним глазом то на карандаш, то на какой-нибудь удаленный предмет.
Каким видится удаленный предмет при рассмотрении карандаша и наоборот?
3. Определить положение ближней точки аккомодации. Для этого медленно приближайте к глазу текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимыми. Измерьте расстояние от глаза до книги.
4. Определить расстояние наилучшего зрения - расстояние, на котором при чтении глаз испытывает наименьшее напряжение.
Вывод:
1. От чего зависят пределы аккомодации, расстояние наилучшего зрения?
Практическая работа № 2.
Тема исследования: “Исследование стереоскопического зрения”
Цель исследования: 1.Исследовать и объяснить бинокулярное (стереоскопическое) зрение.
Оборудование: 1. Лист бумаги и карандаш; 2. рисунки.
Ход исследования:
1. «Дотронься до точки».
Нарисуй точку на листе бумаги и положи лист перед собой на расстоянии 75 см от глаз. Сидя за столом, закрой одной рукой глаз, а другой рукой попытайся кончиком карандаша попасть в нарисованную точку. С первого раза у тебя не получиться, так как одним глазом трудно оценить расстояние до точки. Чтобы хорошо определить расстояние до точки, необходимы два глаза.
2. «Дырка» в руке. Глаза могут видеть то, чего в действительности нет. Это называется иллюзией или обманом зрения. Давайте убедимся в существовании иллюзии, выполним опыт и найдем “дырку” в руке. Свернем лист бумаги в трубку. Одним глазом смотрим в трубку, другим на ладонь руки. Смещаем трубку и видим «дырку» в ладони.
Вывод. У нас два глаза, этому мы видим изображения одного предмета. Оба глаза смотрят на окружающий мир чуть-чуть с разных позиций. Поэтому все предметы кажутся нам объемными, а не плоскими.
3.Рассмотрим рисунки «Зрительный обман». (Слайд № 5-9)
Остается только восхищаться тем, что природа создала такую сложную и умеющую приспособиться к внешним условиям структуру как человеческий глаз. Но, к сожалению, не всегда человек обладает хорошим зрением в силу разных причин. Нарушений зрения очень много, встречаются и комбинации разных заболеваний.
Какие вопросы вас интересуют? Что вы хотели бы спросить у меня?
Возможные вопросы.
Почему глаза у кошки светятся?
Почему светятся дорожные знаки?
Почему животные видят только черное и белое?
Что такое блеск?
Давайте подведем итоги.
Итак, глаз человека – результат длительного эволюционного процесса. Он обладает несколькими свойствами, не имеющими аналогов у других живых существ на Земле: это бинокулярное восприятие глубины и способность к дневному и ночному видению. В глазу нет ничего лишнего, все возможности предусмотренные природой, используются. Можно утверждать, что природа, создавшая столь совершенное устройство, намного превзошла конструкторские достижения самого человека. Берегите богатство, которым наградила вас природа! Берегите зрение!!!
«Взгляд назад». Я – высказывание. (Слайд № 10)
Утверждение |
Полностью согласен |
Частично согласен |
Частично не согласен |
Полностью не согласен |
Я приобрел много новой информации по теме урока |
||||
Я чувствовал себя комфортно |
||||
Информация, полученная на уроке, пригодиться мне в дальнейшем |
||||
Я получил ответы на все свои вопросы по теме урока. |
||||
Я обязательно поделюсь информацией с друзьями полученной информацией. |
Словарик урока (запись на доске).
Притча (англ. – проповедь) - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далеком расстоянии.
Тапетум – слой ткани расположенный позади сетчатки на внутренней поверхности глазного яблока.
Бинокулярное (стереоскопическое) зрение – зрение двумя глазами.
Оцените свою работу на уроке. На доске прикреплен лист бумаги с изображением лестницы. При выходе из кабинета ученики должны поставить букву «Я» на определенную ступеньку. («Ступеньки роста»).
Домашнее задание. Составить кластер, используя материал параграфов №6,№7 (Для дополнительного чтения).