«…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО

3
1
Материал опубликован 16 October 2016 в группе

И.Г.Смирнова

 

«…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО.

Программа внеурочной деятельности.

5 – 9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 44»

 

 

Рассмотрено Утверждаю:

на заседании педсовета Приказ № 1

Протокол № от «28» августа2014г.

от «28» августа 2014 г. 

Директор

МБОУ «Школа №44"

О.В.Конева

 

 

Программа внеурочной деятельности

««…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО».

 

 

Целевая аудитория: 5 – 9 классы

Срок реализации программы: 5 лет

Составитель: И.Г.Смирнова,

учитель русского языка

и литературы;

высшая категория

Полысаево - 2014

Программа «…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы»; составитель И.Г. Смирнова.

 

Программа ««…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО. Программа внеурочной деятельности. 5 – 9 классы» полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта основного общего образования.

Материал, представленный в программе, включает в себя разнообразные задания, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся, в ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на формирование у школьников универсальных учебных действий.

Программа прошла апробацию, доработана; может быть использована учителями основной школы для реализации во внеурочной деятельности, поэтому программа выставлена на рецензию.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………….

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ……………………………….

Учебно-тематический план ……………………………………….

Содержание курса:

5 класс - Компас в мире слов ………………………………. .

6 класс - Странные превращения. Этимология не только

серьёзная наука ……………………………………………… ……

7 класс –Удивительное рядом. Практическая фразеология….

8 класс – Юный лингвист ………………………………….. …

9 класс – Пишем историю родного края. Школьный проект...

Рекомендуемая литература ……………………………………….


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

- Программы общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, 10-е издание, Москва, «Просвещение», 2012;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- требований к результатам освоения «Основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019043-5» (личностным, метапредметным, предметным);

- основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без языкового материала, и умение работать со словарём, справочной литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных ступеней в овладении речью. В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком

может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, ведь с 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей внеклассной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает познавательный интерес. 

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема программы является актуальной. Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель и задачи программы 

Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет. Срок ее реализации - 5 лет. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 170 часов (34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Цели данной программы

формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;

расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;

развитие навыков исследовательской работы;

повышение интереса к филологическому образованию;

подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширить и углубить запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;

2. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;

3. Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;

4. Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;

5. Воспитать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы;

6. Развивать устойчивый интерес и мотивы к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;

7. Развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;

8. Развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности.

Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Методические принципы организации внеклассной работы

Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Наряду с названными общедидактическими принципами обучения существуют методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы учебной деятельности школьников и специфики самого предмета, распространяемой на всю работу по русскому языку:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается, главным образом, путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

6. Принцип системности.

Формы организации

Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол.во часов

теория

практика

Компас в мире слов – 5 класс (34 ч.)

1

Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.

1 ч.

 

2

Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.

0,5 ч.

0,5 ч.

3 - 4

Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.

1 ч.

1 ч.

5 – 6

Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.

1 ч.

1 ч.

7 - 8

С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.

1 ч.

1 ч.

9- 10

Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.

1 ч.

1 ч.

11-14

Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

2 ч.

2 ч.

15-20

Школьный словарь антонимов. Разнокорневые и однокоренные антонимы.

2 ч.

4 ч.

21-24

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.

2 ч.

2 ч.

25

Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.

0,5 ч.

0,5 ч.

26-29

Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).

1 ч.

3 ч.

30-32

Словарь диалектных слов.

1 ч.

2 ч.

33-34

Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».

 

2 ч.

Странные превращения. Этимология не только серьёзная наука

6 класс (34 ч.)

1

Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.

1 ч.

 

2-4

Слова и вещи: почему вещи названы именно так? слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».

1 ч.

2 ч.

5

Русское обличие иностранных слов.

1 ч.

 

6

Как возникли названия денежных единиц?

1 ч.

 

7

Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.

1 ч.

 

8 - 10

«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.

1 ч.

2 ч.

11 -12

Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»

1 ч.

1 ч.

13-15

Словарь русских имён. Словарь русских фамилий. Географические названия.

1 ч.

2 ч.

16-20

Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.

2 ч.

3 ч.

21

«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.

1 ч.

 

22-27

Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами. Латинское наследие русского языка. Греческое наследие русского языка. Арабское наследие русского языка. Международные слова.

2 ч.

4 ч.

28-30

«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)

1 ч.

2 ч.

31-34

Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подведём итоги.

1 ч.

3 ч.

Удивительное – рядом. Практическая фразеология – 7 класс (34 ч.)

1

Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.

1 ч.

 

2

Словари и справочники по русской фразеологии.

0,5 ч.

0,5 ч.

3-9

Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. Фразеологические обороты.

2 ч.

5 ч.

10

Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.

 

1 ч.

11-15

Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.

2 ч.

3 ч.

16- 18

Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»

0,5 ч.

2,5 ч.

19-21

Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.

1 ч.

2 ч.

22

Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.

0,5 ч.

0,5 ч.

23-26

Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов

1 ч.

3 ч.

27

Стилистические пласты фразеологии современного языка

0,5 ч.

0,5 ч.

28-29

Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.

 

2 ч.

30

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1 ч.

 

31-32

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.

0,5 ч.

1,5 ч

33-34

Исследование современной фразеологии. Подведём итоги.

0,5 ч.

1,5 ч

Юный лингвист - 8 класс (34 ч.)

1

С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования.

0,5 ч.

0,5 ч.

2

Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов.

0,5 ч.

0,5 ч.

3-8

Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов.

2 ч.

4 ч

9

Омонимические ловушки.

0,5 ч.

0,5 ч.

10-12

От чего зависит значение новообразований?

Стилистические, оценочные и выразительные свойства.

Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.

1 ч.

2 ч.

13-21

Загадки занимательных историй.

3 ч.

5 ч.

22

Приложение - особый вид определения.

0,5 ч.

0,5 ч.

23-30

Определение частей речи. Слова состояния и наречия, их морфемный состав. Решение текстовых задач. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.

3 ч.

5 ч.

31

Словообразование и этимология.

1 ч.

 

32- 33

Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.

 

2 ч

34

Подведём итоги.

 

1 ч.

Пишем историю вместе. Школьный проект – 9 класс (34 ч.)

1-2

Роль справочных изданий в самообразовании, учебной и практической работе.

Типологическая разнородность справочных изданий: энциклопедии, словари, справочники.

1 ч.

1 ч.

3-4

Справочники. Дифференциация справочников в зависимости от назначения и содержания: массово-политические, научные, производственные, учебные, популярные.

0,5 ч.

1,5 ч.

5 - 6

Дифференциация энциклопедий по содержанию: универсальные, отраслевые, специализированные, региональные.

0,5 ч.

1,5 ч.

7 - 8

Структура энциклопедии. Библиографическое описание книги. Элементы описания.

0,5 ч.

1,5 ч.

9 - 10

Из истории проекта. Определение темы проекта и её актуальности.

1 ч.

1 ч.

11-12

Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

1 ч.

1 ч.

13-14

Определение ресурсного потенциала.

1 ч.

1 ч.

15-16

Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет.

0,5 ч.

1,5 ч.

17- 21

Сбор материала: составление картотеки.

1 ч.

4 ч.

22-25

Разработка проекта.

1 ч.

3 ч.

26- 30

Оформление результатов.

 

5 ч.

31-32

Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

0,5 ч.

1,5 ч.

33-34

Презентация проекта.

 

2 ч.

 

Итого:

61,5 ч.

108,5 ч

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

КОМПАС В МИРЕ СЛОВ. 5 КЛАСС

Занятия по программе кружка «Компас в мире слов» имеют большое познавательное и воспитательное значение, является перовой ступенью в изучении отечественной лексикографии, знакомит учащихся с выдающимися составителями лингвистических словарей, разнообразием лингвистических словарей, готовит учащихся к более глубокому знакомству и изучению лингвистических словарей и выполнению школьного проекта. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников.

Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

ЦЕЛИ:

Знакомство учащихся с выдающимися учёными-русистами, составителями русских словарей.

Расширение знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку.

Пополнение словарного запаса детей.

Формирование умений пользоваться толковыми словарями различных типов.

Создание основы для более глубокого изучения лексикологии.

Развитие интереса к изучению русского языка, любви к родному слову, формирование эстетического вкуса.

Предполагаемый результат

К концу изучения курса кружка «Компас в мире слов» учащиеся должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:

1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте.

2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове.

3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.


 

Данная программа рассчитана на детей 11-12 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.

1 ч.

 

2

Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.

1 ч.

 

3, 4

Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.

2 ч.

 

5, 6

Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.

2 ч.

 

7, 8

С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.

2 ч.

 

9

Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.

1 ч.

 

10

Использование многозначных слов в художественных произведениях. Практическое занятие.

1 ч.

 

11

Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

1 ч.

 

12, 13

Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

2 ч.

 

14

Использование синонимов в речи. Практическое занятие.

1 ч.

 

15

Школьный словарь антонимов. Разнокорневые и однокоренные антонимы.

1 ч.

 

16, 17

Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов.

2 ч.

 

18

Контекстуальные антонимы.

1 ч.

 

19, 20

Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов

2 ч.

 

21, 22

Школьный словарь омонимов. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

2 ч.

 

23. 24

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.

2 ч.

 

25

Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.

1 ч.

 

26, 27

Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).

2 ч.

 

28

Использование устаревших слов в художественной литературе. Практическое занятие.

1 ч.

 

29

Викторина.

1 ч.

 

30

Словарь диалектных слов.

1 ч.

 

31, 32

Практическое занятие. Составление словарных статей диалектных слов.

2 ч.

 

33, 34

Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».

2 ч.

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

Учёный-русист, словник, система помет, словарная статья, однозначные / многозначные слова, синонимы, синонимический ряд, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, разнокорневые и однокоренные антонимы, контекстуальные антонимы, Омонимы, омоформы, омографы, омофоны, интернациональная лексика, заимствованные слова, архаизмы, историзмы, устаревшая лексика, диалектизмы (диалектные слова), лингвокультуроведческий словарь.


 

СТРАННЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ НЕ ТОЛЬКО СЕРЬЁЗНАЯ НАУКА. 6 КЛАСС

В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка. Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у учащихся возможность выражать разнообразие мыслей и чувств. Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно и логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

На это рассчитан кружок «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука».

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы.

2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста.

3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия

происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что

будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

Кружок «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами, на занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Предполагаемый результат:

1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2. Различение псевдоэтимологических слов.

3. Узнавание слов «народной этимологии».

Данная программа рассчитана на детей 12-13 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.

1 ч.

 

2 - 4

Слова и вещи: почему вещи названы именно так? слова- «родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».

3 ч.

 

5

Русское обличие иностранных слов.

1 ч.

 

6

Как возникли названия денежных единиц?

1 ч.

 

7

Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.

1 ч.

 

8 - 10

«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.

3 ч.

 

11-12

Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»

2 ч.

 

13

Словарь русских имён.

1 ч.

 

14

Словарь русских фамилий.

1 ч.

 

15

Географические названия.

1 ч.

 

16-20

Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.

5 ч.

 

21

«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.

1 ч.

 

22-23

Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами.

2 ч.

 

24

Латинское наследие русского языка.

1 ч.

 

25

Греческое наследие русского языка.

1 ч.

 

26

Арабское наследие русского языка.

1 ч.

 

27

Международные слова.

1 ч.

 

28-30

«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)

3 ч.

 

31-32

Об этимологии с шуткой.

2 ч.

 

33

Странные превращения.

1 ч.

 

34

Подведём итоги.

1 ч.

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология,

лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский,

белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология,

филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы,

кинология.

УДИВИТЕЛЬНОЕ – РЯДОМ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ.

7 КЛАСС

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск» (Т. А. Арсирий). Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна программы кружка «Удивительное рядом. Практическая фразеология. 7 класс».

Программа состоит из двух частей: теории и практики, материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

 

Цель:

Совершенствование умения правильно пользоваться фразеологическими оборотами в устной и в письменной речи, развитие навыков работы со словарём и Интернет-ресурсами.

Задачи:

пробудить интерес учащихся к фразеологии;

научить учащихся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

распознавать фразеологизмы в тексте;

усваивать смысловые значения фразеологизмов;

обогатить фразеологический запас учащихся;

отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь пользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике; применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Программа кружка «Удивительное - рядом. Практическая фразеология» рассчитана на учащихся 13 – 14 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы организации – кружок.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.

1 ч.

 

2

Словари и справочники по русской фразеологии.

1 ч.

 

3 - 4

Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы.

2 ч.

 

5

Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.

1 ч.

 

6 - 7

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

2 ч.

 

8 - 9

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

2 ч.

 

10

Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.

1 ч.

 

11 - 12

Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты.

2 ч.

 

13

Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.

1 ч.

 

14

Старославянские фразеологизмы.

1 ч.

 

15

Иноязычные фразеологизмы.

1 ч.

 

16 - 18

Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»

3 ч.

 

19 - 20

Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.

2 ч.

 

21

Из истории образования некоторых зооморфизмов. Работа со словарём и Интернет-ресурсами.

1 ч.

 

22

Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.

1 ч.

 

23

Имя существительное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1 ч.

 

24

Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1 ч.

 

25

Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).

1 ч.

 

26

Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности. Работа со словарём, редактирование текста.

1 ч.

 

27

Стилистические пласты фразеологии современного языка

1 ч.

 

28 - 29

Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.

2 ч.

 

30

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1 ч.

 

31 - 32

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.

2 ч.

 

33 - 34

Исследование современной фразеологии. Подведём итоги.

2 ч.

 


 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

фразеология, фразеологизм, многозначные фразеологизмы, фразеологические сращения, крылатые слова, зооморфизмы.

ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ. 8 КЛАСС

Проблеме формирования лингвистической компетенции современная школа  ещё не может уделить должного внимания в рамках школьной программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время. Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Кружок русского языка «Юный лингвист» способствует формированию навыков грамотного письма, совершенствованию устной и письменной речи, а также углублению знаний по русской стилистике, морфологии и орфографии.

Цель  - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.

Задачи курса:

привить интереса учащихся к русскому языку;

обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

совершенствовать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

продолжить работу по совершенствованию навыков самостоятельно работать с книгами, словарями;

развивать языковой кругозор, мышление, исследовательские умения;

повышение общей языковой культуры;

подготовить учащихся к успешной сдачи ОГЭ.

Основные принципы организации кружка:

принцип индивидуального подхода к учащимся;

принцип систематичности;

принцип занимательности;

принцип укрепления связи обучения с жизнью.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

передавать мысли правильно, точно и выразительно;

самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;

умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

Программа кружка «Юный лингвист» рассчитана на учащихся 14 – 15 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы организации – кружок.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования.

1 ч.

 

2

Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов.

1 ч.

 

3 - 4

Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов?

2 ч.

 

5

Аббревиация. Сложение при сверхсокращении.

1 ч.

 

6

От чего зависит выбор словообразования?

1 ч.

 

7 - 8

«Цепная реакция» аффиксов.

2 ч.

 

9

Омонимические ловушки.

1 ч.

 

10 - 11

От чего зависит значение новообразований?

Стилистические, оценочные и выразительные свойства.

2 ч.

 

12

Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.

1 ч.

 

13 - 14

Загадки занимательных историй.

2 ч.

 

15 - 16

Откуда пришёл суффикс –ИН-?

2 ч.

 

17

Есть ли у животных отчества?

1 ч.

 

18 - 19

Капризы рода. Интерес вокруг женских наименований.

2 ч.

 

20

Как правильно: половина первого или полпервого?

1 ч.

 

21

Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах.

1 ч.

 

22

Приложение - особый вид определения.

1 ч.

 

23 - 24

Определение частей речи. Слова состояния и наречия, их морфемный состав. Решение текстовых задач. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.

2 ч.

 

25 - 26

Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав.

2 ч.

 

27 - 28

Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав.

2 ч.

 

29 -30

Отличие наречий от омонимичных частей речи. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.

2 ч.

 

31

Словообразование и этимология.

1 ч.

 

32 - 33

Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.

2

 

34

Подведём итоги.

1 ч.

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

словообразование, интерфиксы, аффиксы, аббревиация, сращение, сверхсращение, словообразовательное гнездо.

ПИШЕМ ИСТОРИЮ ВМЕСТЕ. ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

9 КЛАСС

Программа кружка «Пишем историю вместе. Школьный проект. 9 класс» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., подготовленных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (М., Просвещение, 2011), реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию. В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Кроме этого программа кружка «Пишем историю вместе. Школьный проект. 9 класс» является логически заключительным звеном авторской программы «…Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…». Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры обучающихся общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС ООО», призвана, обобщив и систематизировав умения и навыки учащихся по работе со словарями и другой справочной литературой, вывести учащихся на составление мини-энциклопедии по истории родного края, интересных людях города Полысаево. Поэтому программа кружка призвана расширить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история МБОУ «Школа № 44», история города Полысаево, герои-земляки Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Таким образом, данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширить знания учащихся о своих земляках, помочь ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».


Цели программы:

формирование познавательной потребности в освоении исторического материала;

расширение и углубление знаний учащихся о родном крае;

формирование умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Образовательные задачи:

познакомить с историей малой родины и её современной жизнью;

совершенствовать навыков исследовательской работы, работы по составлению проекта;

совершенствовать навыков работы на ПК.

Воспитательные задачи:

развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своей малой родине;

воспитывать понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;

укреплять родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае и его людях, интерес учащихся к краеведению;

формировать способности и готовность к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;

ориентировать на решение вопросов дальнейшего образования, выбора профессии;

познакомить учащихся с технологией проектной деятельности, развивать умения применять данную технологию в самостоятельной работе.

Основные принципы реализации программы кружка – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Межпредметные связи:

с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; совершенствование навыков работы со словарями и другой справочной литературой; составление словарной статьи, составление картотеки;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ;

с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

Личностные результаты: формирование у учащихся мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты

регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

познавательные:

умения учиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, совершенствовать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

коммуникативные:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои действия с действиями других;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, включая ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предполагаемые результаты обучения:

Изучение истории родного края.

Сбор богатого материала о людях, прославляющих свою малую родину

Совершенствование навыков работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

Усвоение знаний и навыков исследовательской и проектной работы через составление мини-энциклопедии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Роль справочных изданий в самообразовании, учебной и практической работе.

1 ч.

 

2

Типологическая разнородность справочных изданий: энциклопедии, словари, справочники.

1 ч.

 

3

Справочники. Дифференциация справочников в зависимости от назначения и содержания: массово-политические, научные, производственные, учебные, популярные.

1 ч.

 

4

Справочные издания, предназначенные для учащейся молодёжи.

1 ч.

 

5 - 6

Дифференциация энциклопедий по содержанию: универсальные, отраслевые, специализированные, региональные.

2 ч.

 

7 - 8

Структура энциклопедии. Библиографическое описание книги. Элементы описания.

2 ч.

 

9 - 10

Из истории проекта. Определение темы проекта и её актуальности.

2 ч.

 

11 - 12

Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

2 ч.

 

13 - 14

Определение ресурсного потенциала.

2 ч.

 

15 - 16

Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет.

2 ч.

 

17 - 21

Сбор материала: составление картотеки.

5 ч.

 

22 - 25

Разработка проекта.

4 ч.

 

26 - 30

Оформление результатов.

5 ч

 

31 - 32

Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

2 ч.

 

33 - 34

Презентация проекта.

2 ч.

 

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

производственный, библиографическое описание, структура, социальные партнёры, ресурсный потенциал, картотека, типологическая разнородность, справочные издания, справочники, словари, энциклопедии, дифференциация, универсальный, отраслевой, проект, специализированный, региональный, массово-политический, потенциал.

Предлагаемые темы для мини-энциклопедий:

Они учились в нашей школе (о выдающихся выпускниках МБОУ «Школа № 44»)

Ветераны Великой отечественной войны – наши земляки.

Литература

Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка [Текст] / А. Т. Арсирий. - М., Просвещение.

Барашков, В. Ф. А как у вас говорят? [Текст] / В. Ф. Барашков. – М.: Просвещение, 1986.

Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: учебное пособие / В. П. Бедерханова, Б. П. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.

Брагина, А. А. Лексика языка и культура страны [Текст] / А. А. Брагина. – М., 2004.

Будагов, Р. А. Закон многозначности слова [Текст] / Р. А. Будагов // Русская речь. – 1972. - № 3.

Валгина Н.С. Современный русский язык [Текст] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – М., 2002.

Введенская, Л. А. От серьезной науки до словесных шуток [Текст] / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. – М.: Новая школа, 2009.

Виды внеклассной работы по русскому языку [Текст]: сост. М. М. Морозова. – М., 1968.

Вишневская, Л. Л. Паронимия [Текст] / Л. Л. Вишневская, И. В. Старикова // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2. - С. 18 - 22.

Вульфсон, Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии [Текст] / Р. Е. Вульфсон. - М., Просвещение, 2007.

Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М.: Вита–Пресс, 1999. - 125с.

Голуб, И.Б. Занимательная стилистика [Текст] / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Просвещение, 2009. – 207с.

Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой [Текст]: материалы для внеклассной работы по русскому языку / Л. Т. Григорян. – М., 1976.

Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке [Текст]: краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176с.

Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения [Текст]: краткий словарь-справочник/ сост. Л. А. Вербицкая. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160с.

Давайте говорить правильно! Трудности современной русской фразеологии [Текст]: краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т / В. И. Даль. – СПб, 2009.

Елистратов, В. С. Древние рецепты хорошей речи [Текст] / В. С. Елистратов // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.

Казанский, Б. В. Приключение слов [Текст] / Б. В. Казанский. – СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2008.

Калечиц, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа [Текст] / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. – М., 1972.

Кирпикова, Л. В. Лингвистический кружок в школе [Текст] / Л. В. Кирпичикова, Н. Л. Шенкевец // Русский язык в школе. – 1982. – № 1.

Козлова, Т. В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных [Текст] / Т. В. Козлова. - http://frazbook.ru

Колесов, В. В. История русского языка в рассказах [Текст] / В. В. Колесов. – СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2008.

Колесов, В. В. Гордый наш язык [Текст] / В. В. Колесов. – СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2010.

Колесов, В. В. История русского языка в рассказах [Текст] / В. В. Колесов. – СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2010.

Красных, В. И. О лексических паронимах в современном русском языке [Текст] / В. И. Красных // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.

Мокиенко, В. М. Основы фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. - М., 1989. - С. 18 - 19.

Нарушевич, А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки [Текст] / А. Нарушевич // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1. - С. 2 - 9.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: 57 000 слов / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1984.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

Орфоэпический словарь русского языка [Текст]: произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

Откупщиков, Ю. В. К истокам слова [Текст] / Ю. В. Откупщиков. - СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2011.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д. Э. Розенталь. - М., 2011.

Розенталь, Д. Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М., 2002.

Сперанская, А. В., Суслова А.В. О русских именах [Текст] / А. В. Сперанская, А. В. Суслова. – СПб: Авалонъ Азбука - классика, 2011

Фразеологический словарь русского языка [Текст] – М., 2013.

Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование [Текст] / Н. М. Шанский. – М., 2011.

Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н. М. Шанский. - СПб, 2009.

Школьный этимологический словарь [Текст] – М.: АСТ-пресс, 1996.

Шоган, В. В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н. Н. Мкртчян, О. В. Третьякова. - Ростов – на - Дону, 2000.

28

Комментарии

Интересная работа))

1 December 2016

Похожие публикации