Статья на тему «Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС»

0
0
Материал опубликован 8 November 2020

Римма Дамировна Васильева

учитель английского языка 1 квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»
г. Старый Оскол, Белгородская область

E-mail: vasilyeva64@mail.ru

 

Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС.

 

Тезис:  В статье проанализированы пути интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. В частности представлен сравнительный анализ понятий и сущности дополнительного образования и внеурочной деятельности; описаны особенности организации внеурочной деятельности в школе; даны общие различия между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием; показано, как в ходе данной интеграции создается пространство детства в школе.

 

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к  процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка. В этих условиях школе действительно удастся преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Поэтому эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат является значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта

Дополнительное образование детей сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах   стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Содержательными механизмами такой интеграции являются:
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

- Программа формирования культуры здорового образа жизни.

Действительно пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а извлекать их, и делать это в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учиться выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Я считаю, что цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

В ходе взаимодействия общего и дополнительного образования возникает новое содержание образования, которое может удерживаться только интегрирующимися видами образования совместно.

По моему мнению, интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса. Кроме того, именно в интегрированном комплексе, которым должны стать общее и дополнительное образование, разрабатывается единая диагностическая система, создаются единый диагностический инструментарий в оценивании образовательных результатов обучающихся. Помимо этого, взаимодействие общего и дополнительного образования - это наиболее перспективный способ развития собственных ресурсов, так как объединение разного типа ресурсов (например, дополнительное образование - интеллектуальный и кадровый ресурс; у общего образования - финансовый и организационный) дает качественно новый результат.

Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то и реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых, на социализацию детей требующих особой заботы, детей с девиантным поведением. Кооперированные ресурсы (интеллектуальные, технические, информационные и др.) позволяют использовать дистанционные и телекоммуникационные образовательные технологии, разрабатывать индивидуальные учебные планы школьников, особенно если это касается дополнительного образования детей с особыми потребностями.

Основой разработки программ интеграции учреждений общего и дополнительного образования является организация внеурочной деятельности как структурного компонента базисного образовательного плана стандартов второго поколения.

Внеурочная деятельность реализуется через дополнительное образование детей в условиях школы (секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.); и дополнительное образование детей в условиях МОУ ДОД, культуры, спорта (использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).

В основе содержания внеурочной деятельности лежат:

Направления развития личности (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное).

Виды деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное

общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая).

Формы внеурочной деятельности (кружки, клубы, секции, ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", центры детского творчества, спортивные и музыкальные школы, летние оздоровительные лагеря, библиотеки, театры, музеи и др.).

Таким образом, учреждения и педагоги системы дополнительного образования становятся важным компонентом образовательных сетей, реализующих учебные и исследовательские проекты, обеспечивающих социальные практики обучающихся, ведущих профилактико-коррекционную работу, формирующих портфолио достижений обучающихся, расширяется спектр новых форм образовательного процесса, повышается качество и эффективность общего образования, создаются условия для обмена педагогическим опытом в области содержания и организации внеурочной деятельности.

Кроме того затрагиваются следующие задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

- обеспечение  гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

- развитие системы поддержки одаренных детей;

- повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

- повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

- создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Безусловно, отработка меха­низма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально­технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже нара­ботанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.

 

Литература

Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

Почечуева Н. А., Махнева Е. А. Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 193–195. – URL:

http://e-koncept.ru/2016/56282.htm.

Рычкова А.Г. Механизмы интеграции при организации внеурочной деятельности//Внешкольник, 2011. – N3. – С. 15-18. 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. № 19707.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области / сост. М. Н. Крухмалёва, Ю. А. Ларченко, Е. С. Ракова,t1604823124aa.gif О. П. Широкова, А. И. Щетинская – Оренбург: ОДТДМ, 2015. – 40 с.

Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации/Под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации