Коррекционные игры на занятиях (1 класс)
«Коррекционные игры на занятиях»
Цели и задачи:
- Развив ать и совершенствовать фонематический слух.
- Развивать произвольность внимания
- Развивать умение действовать по правилу (типа игра «да» и «нет»)
- Развивать навыки звуко-буквенного анализа
- Закрепить умение определять позицию звука в словах. Работать с алфавитом.
- Дифференцировать гласные и согласные. Парные согласные.
- Формировать умение понимать учебную задачу и разрешить её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Раздаточный: таблица алфавит, разрезные большие буквы (парные согласные); табличка зашифрованных слов; простые карандаши.
Условный знак готовности к ответу – «корона»
Использование интерактивной доски.
Мяч
Ход:
1. Дети сидят за столами. Логопед произносит; показывая таблицу – алфавит.
Это необычный дом,
Поселились буквы в нем.
И у букв от А до Я
Есть квартира своя!
-Дети говорят, отвечают, что это дом для букв – АЛФАВИТ.
Логопед нацеливает детей на закрепление знаний алфавита, его классификацию на гласные и согласные и дифференциацию парных согласных.
2. Логопед предлагает «посчитаться» и узнать все ли готовы к занятию и все ли на месте ( считалка – чистоговорка, которую дети затем произносят самостоятельно в процессе повторения счета.)
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.
(тот на ком заканчивается счет, по заданию логопеда называет гласный или согласный звук, после чего ему надевается условный знак «корона», и он занимает свой «трон» место за столом.)
3. Логопед предлагает «Совету королей» поработать, а на себя берет роль «волшебницы»
Речевая разминка. Нужно расшифровать слова на табличке (у каждого своя табличка). Для этого используется табличка – алфавит, где каждая
Буква под цифрой.
После того как дети расшифруют слова «волшебница» выстраивает логические цепочки, в результате на доске появляются поговорки, каждая из которых отрабатывается вместе с детьми (каждый, кто готов с ответом снова надевает корону)
- Не говори не умею, а говори – научусь.
- Всему свое время.
- Азбука к мудрости ступенька.
- Ученику – удача, учителю – радость.
4. Логопед «волшебница» сообщает, что в нашем «королевстве»
стали происходить странные вещи. Кто из вас быстрее отыщет эти странности? (при готовности снова надевают корону)
- Рядом с королевством на полянке
Весной вырос зуб (д) молодой.
- Куклу выронив из рук принцесса мчится к маме
- Там ползёт зелёный лук (ж) с длинными усами.
Дети называют «заблудившийся» звук, делают анализ (гласный, согласный, звонкий, глухой)
5. Для закрепления слухо-произносительной дифференциации логопед предлагает исполнить «песенку голоса». Принцип игры: в кулаке звук закрытый, он «глухой; кулак раскрытый - - звук зазвучал (голос «вкючить» «выключить»)
Звуки предлагает логопед:
Ш-Ш-Ш-Ж-Ж-Ж-Ш-Ж-Ш-Ж
С-С-З-З-С-З-С-З
В-Ф-В-Ф
6. Логопед «волшебница» предлагает задания – на знание. Слухо-произносительная дифференциация в тексте парных согласных.
-Сегодня мокрая погода. Дети вылепили во дворе большую снежную ПАПУ (б)
Характеризуют звук, так же обозначают его буквой. Условный знак готовности6 надеть корону.
- Королева очень любит свою Точку (Д)
(тот же вид работы)
Королевские повара готовят обед
В печи у них сильный шар (Ж)
(тот же вид работы)
- Наш принц Феня (В) очень любит рисовать.
(тот же вид работы)
Вывод делают все вместе: глухие согласные произносим без голоса, а звонкие согласные – с голосом.
7. Игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Игра проводится в нескольких вариантах. Все дети встают в круг, в центре логопед с мячом; логопед кидает мяч ребёнку, тот возвращает с ответом.
I вариант: «Я звонкий – ты глухой»
(логопед – В, ребенок – Ф и т.д.)
II вариант: « Я глухой – ты звонкий»
III вариант: «Кто? Что?»
(кто? – человек, что- стол и т.д.)
IV вариант «Что делает?»
(что делает – урок, перемена, карман, ботинок и т.д.)
V вариант – «Какой? Какая? Какое?»
(какой? – урок, ботинок, карман, какая? – перемена
Какое? – солнышко)
Выводы, итоги: самые внимательные и организованные «короли»
8. На итоге занятия – общественный труд по строительству «Словарной снежинки»
Логопед предлагает назвать один из главных признаков зимы. Это – снег. Ком снега из множества мелких снежинок.
На доске рисуется снежинка, ветки её покрываем инеем, а за основу берем слово СНЕГ. На каждую букву этого слова найти новые слова, причём буква должна находиться в любой позиции.
(при готовности ответа надеть «корону»)
Логопед сам записывает слова в снежинку (если достаточно времени, дети записывают слова сами)
Итог. Вместе с детьми вспоминают все поговорки и снова объясняют их применяя к заданию.
Логопед отмечает: Я думаю, что у каждого из вас сегодня была удача. Оттого мне радостно за вас. Спасибо вам за работу в нашем королевстве: королям умным, способным, внимательным, дисциплинированным.