Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему «Калейдоскоп эмоций» (1 класс)
Детский образовательный центр коррекции и развития
Конкурсная работа:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ»
Автор:
педагог-психолог
Стаценко Лариса Викторовна
г. Краснодар
2017
Технологическая карта урока
Организационная информация |
|
Предмет. Класс/группа |
Психологическая коррекция, учащиеся 1 класса |
Тема |
Калейдоскоп эмоций |
Автор |
Стаценко Лариса Викторовна |
Тип урока |
Коррекционно-развивающее занятие |
Время реализации урока |
45 минут |
Цели и задачи урока
|
Цель урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, умения взаимодействовать в коллективе. Задачи обучения: расширить представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения; учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание; обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние; учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей. Задачи развития: развивать эмоционально-чувственный мир детей; развивать коммуникативные навыки детей; развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение); развивать элементарные навыки самооценки. Задачи воспитания: развивать эмпатию; воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре; воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.
Ориентация на результаты: Предметные результаты: Расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения. Снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Повышение уровня самоконтроля и самооценки. Учащиеся научатся: Понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать; Использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения; Правилам взаимодействия в коллективе.
Регулятивные УУД: Учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану. Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; включаться в творческую деятельность под руководством психолога; строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: Учиться понимать эмоции, чувства, настроение, их мимические проявления, а также передавать эмоциональные состояния свои и чужие; договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно. Личностные УУД: Учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; осознавать роль эмоций в жизни человека. |
Место урока в системе уроков (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) |
Данный урок является двадцать пятым коррекционным занятием в коррекционно-развивающей программе «Планета эмоций». Это итоговое коррекционно-развивающее занятие, направленное на обобщение и систематизацию у учащихся ранее приобретённых знаний. |
Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы |
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Планета эмоций» предназначена для учащихся младших классов с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения, - перепады настроения, повышенную конфликтность, тревожность, возбудимость, гиперактивность, трудности коммуникативного взаимодействия. Предполагается проведение группового занятия с наполняемостью группы от 8 до 10 человек. |
Дополнительная информация |
|
Ресурсы, оборудование и материалы |
Компьютер, интерактивная доска, проектор, документ камера. |
Дидактическое обеспечение урока |
Интерактивная доска, проектор, презентация, аудиозаписи, план занятия, бумага А4, ватман, карандаши, пальчиковые краски, пиктограммы, смайлики для самооценки занятия, клубок, шкатулка, сундучок. |
Фаза урока/занятия/мероприятия |
Этап урока, направление деятельности |
Время, продолжи тельность этапа |
Конспект урока, включающий деятельность учащихся
|
Адаптация учебного материала для детей с ЗПР |
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия» |
Ритуал приветствия. Вхождение в тему. Определение темы урока. Целеполагание. |
3 минуты
|
Упражнение «Приветствие». Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу. Технология проведения: Психолог: Улыбнемся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу) И возьмем соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку) Все слегка пожмем ее, (дети пожимают руки друг другу) Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие) С добрым сердцем сядем в круг: ты мой друг и я твой друг! (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия) Упражнение «Полянка настроений». Цель: развивать умение различать эмоции других. Технология проведения: Психолог: Все мы разные ребята, не похожи мы ничуть, посмотрите, вот зверята с разных сказок к нам идут. (На интерактивной доске появляется изображение сказочных героев с разным настроением.) Все пришли, расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу. Назовите, кто же весел, а кто грустен, кто на всех рычит со злом, кто испуган и от страха сидит трусит, кто-то сильно удивлен? (Дети называют сказочных героев.) Психолог. Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Дети отвечают: Настроением.) Как вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Об эмоциях.) Учащиеся определяют тему и цель занятия. |
Создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии. Упрощение темы урока через уменьшение её формулировки. Самостоятельное определение темы занятия. Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения. |
Фаза 2. «Работа над темой» |
Сказкотерапевтическая групповая работа. |
2 минуты |
Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами.) Упражнение. «Связующая нить». Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке. Технология проведения. Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт. Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути.) |
Снятие напряжения и тревожности у учащихся перед выполнением заданий. |
Фронтальная работа по дифференциа-ции эмоциональных состояний. |
5 минут |
Психолог. Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд… (На интерактивной доске появляется изображение тропинки с клубком.) Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением.) Задание №1. «Изобрази эмоцию». Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики. Технология проведения: Психолог. Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию.) Психолог. Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше. |
Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления. |
|
Групповая беседа об агрессии и самоанализ поступков, совместный вывод учащихся о необходимос-ти преодоления агрессии и формирования положительных черт характера. |
5 минут |
Психолог. Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.) Задание №2. «Гнев». Цель: устранение агрессии у детей. Технология проведения: Психолог. Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают: Гнев.) Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: «Я бываю злой, когда…» (Дети передают друг другу клубочек и продолжают фразу.) Психолог. Хорошо ли быть злым? Много ли друзей у злого человека? (Дети отвечают: Злым быть плохо. Злой человек одинокий.) Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: Чтобы он стал добрым.) На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке. |
Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения с использованием элементов сказкотерапии, саморегуляция поведенческих расстройств. |
|
Обучение адекватным способам выражения гнева. |
2 минуты |
Игра «Снежки». Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами. Технология проведения: Психолог. Ребята, что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают.) Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание.) Психолог. Теперь все дружно возьмёмся за руки, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного пути. |
Игровые технологии преодоления гнева и эмоционального напряжения. |
|
Групповая работа по дифференциа-ции эмоционального состояния с использованием картинного раздаточного материала. |
5 минут |
Психолог. Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.) Задание №3. «Пиктограммы». Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей. Технология выполнения: Психолог. Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций. Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание.) |
Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии. Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодейство-вать в коллективе. |
|
Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке страха, групповая беседа. |
10 мин |
Психолог. Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу дремучем детских страхов полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.) Задание №4. «Страшная маска». Цель: преодоление детских страхов. Технология проведения: Психолог. Ребята, мы в необычном лесу. Здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание.) Психолог. Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски.) Психолог закрывает коробку с масками и заключает. Мы победили все страхи в лесу! (На интерактивной доске появляется солнце над лесом.) |
Изотехнический прием как разновидность арт-терапевтического направления, технология инсайта. |
|
Психогимнасти-ческое групповое упражнение, направленное на расслабление и снятие утомления. |
2 минуты |
Психолог. Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком.) Этюд «Цветок». Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость. Психолог. Ребята, мы на волшебной полянке и мы с вами теперь цветочки. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются! |
Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы. |
|
Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение). |
5 минут |
Психолог. Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.) Психолог ставит на стол шкатулку. Ребята, Вы молодцы! Преодолели все препятствия и выполнили все задания. Поэтому фея Радости вам подарила эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. Психолог открывает шкатулку и достает краски. Психолог. Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии. Задание №5. Совместный рисунок «Калейдоскоп эмоций». Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов. Технология выполнения: Психолог. Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек. (Дети выполняют задание.) |
Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению без конфликтного сотрудничества. |
|
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия» |
Рефлексия. |
4 минуты |
Психолог. Вот и подошло наше путешествие к концу. Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки, тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание.) Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают своё настроение. Психолог. Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении. Что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия.) |
Осознание детьми цели посещения занятия, повышение мотивации к занятиям. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Приложение 1
Задание. Определяем эмоциональное состояние сказочных героев (К упражнению «Поляна настроений»).
Весёлый медвежонок Грустная Машенька Злой волк Трусливый зайка
Приложение 2
Картинка «Сказочная полянка с извилистой тропинкой» (К упражнению «Связующая нить»).
Приложение 3
Задание. Изобрази эмоцию сказочного героя (К заданию «Изобрази эмоцию»).
Приложение 4
Картинка «Злой волчище» (К заданию «Гнев»).
Приложение 5
Картинка «Дерево эмоций» (К заданию «Пиктограммы»).
Приложение 6
Картинка «Дремучий лес» (К заданию «Страшная маска»).
Приложение 7
Картинка «Страшная маска» (К заданию «Страшная маска»).
Приложение 7
Картинка «Сказочная полянка» (К заданию Этюд «Цветок»).
Приложение 8
Картинка «Сказочный домик феи» (К заданию «Калейдоскоп эмоций»).
Приложение 8
Картинка «Цветок из смайликов» (К заданию «Калейдоскоп эмоций»).