12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Стаценко Лариса Викторовна126
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Детский образовательный центр коррекции и развития


 


 


 


 

Конкурсная работа:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ»


 


 

Автор:

педагог-психолог

Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар

2017

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет. Класс/группа

Психологическая коррекция, учащиеся 1 класса

Тема

Калейдоскоп эмоций

Автор

Стаценко Лариса Викторовна

Тип урока

Коррекционно-развивающее занятие

Время реализации урока

45 минут

Цели и задачи урока

 

Цель урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, умения взаимодействовать в коллективе.

Задачи обучения:

расширить  представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения;

учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние;

учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

Задачи развития:

развивать эмоционально-чувственный мир детей;

развивать коммуникативные навыки детей;

развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);

развивать элементарные навыки самооценки.

Задачи воспитания:

развивать эмпатию;

воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре;

воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.

 

Ориентация на результаты:

Предметные результаты:

Расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения.

Снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.

Повышение уровня самоконтроля и самооценки.

Учащиеся научатся:

Понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать;

Использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения;

Правилам взаимодействия в коллективе.

 

Регулятивные УУД:

Учиться выражать свои чувства в отношении педагога  и одноклассников; работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; включаться в творческую деятельность под руководством психолога; строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Учиться понимать эмоции, чувства, настроение,  их мимические проявления, а также  передавать эмоциональные состояния свои и чужие; договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно.

Личностные УУД:

Учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; осознавать роль эмоций в жизни человека.

Место урока в системе уроков (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Данный урок является двадцать пятым коррекционным занятием в коррекционно-развивающей программе «Планета эмоций». Это итоговое коррекционно-развивающее занятие, направленное на обобщение и систематизацию у учащихся ранее приобретённых знаний.

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Планета эмоций» предназначена для учащихся младших классов с ЗПР, имеющих эмоционально-волевые нарушения, - перепады настроения, повышенную конфликтность, тревожность, возбудимость, гиперактивность, трудности коммуникативного взаимодействия. Предполагается проведение группового занятия с наполняемостью группы от 8 до 10 человек.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, проектор, документ камера.

Дидактическое обеспечение урока

Интерактивная доска, проектор, презентация, аудиозаписи, план занятия, бумага А4, ватман, карандаши, пальчиковые краски, пиктограммы, смайлики для самооценки занятия, клубок, шкатулка, сундучок.

 

 

 

Фаза урока/занятия/мероприятия

Этап урока, направление деятельности

Время, продолжи тельность этапа

Конспект урока, включающий деятельность учащихся

  

Адаптация учебного материала для детей с ЗПР

Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»

Ритуал приветствия.

Вхождение в тему. 

Определение темы урока.

Целеполагание.

 3 минуты

 

Упражнение «Приветствие».

Цель: создание психологически комфортной обстановки на занятии, доброжелательного отношения друг к другу.

Технология проведения:

Психолог:

Улыбнемся мы друг другу, (дети улыбаются друг другу)

И возьмем соседа руку, (дети берут руку соседа в свою руку)

Все слегка пожмем ее, (дети пожимают руки друг другу)

Скажем: «Рады новой встрече!» (дети произносят приветствие)

С добрым сердцем сядем в круг:

ты мой друг и я твой друг! (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия)

Упражнение «Полянка настроений».

Цель: развивать умение различать эмоции других.

Технология проведения:

Психолог:

Все мы разные ребята, не похожи мы ничуть, посмотрите, вот зверята с разных сказок к нам идут. (На интерактивной доске появляется изображение сказочных героев с разным настроением.)

Все пришли, расположились на полянке настроений в нашем сказочном лесу.

Назовите, кто же весел, а кто грустен, кто на всех рычит со злом, кто испуган и от страха сидит трусит, кто-то сильно удивлен? (Дети называют сказочных героев.)

Психолог. Ребята, скажите, чем различаются наши сказочные герои? (Дети отвечают: Настроением.)

Как вы думаете, о чем мы с Вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Об эмоциях.)

Учащиеся определяют тему и цель занятия.

Создание психологически комфортной и доброжелательной обстановки на занятии. Упрощение темы урока через уменьшение её формулировки. Самостоятельное определение темы занятия. Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения.

Фаза 2. «Работа над темой»

Сказкотерапевтическая групповая работа.

 2 минуты

Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами.)

Упражнение. «Связующая нить».

Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке.

Технология проведения.

Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт.

Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути.)

Снятие напряжения и тревожности у учащихся перед выполнением заданий. 

Фронтальная работа по дифференциа-ции эмоциональных состояний.

5 минут

Психолог. Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд… (На интерактивной доске появляется изображение тропинки с клубком.)

Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением.)

Задание №1. «Изобрази эмоцию».

Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики.

Технология проведения:

Психолог. Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию.)

Психолог. Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше.

Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.

Групповая беседа об агрессии и самоанализ поступков, совместный вывод учащихся о необходимос-ти преодоления агрессии и формирования положительных черт характера.

5 минут

Психолог. Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.)

Задание №2. «Гнев».

Цель: устранение агрессии у детей.

Технология проведения:

Психолог. Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают: Гнев.)

Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: «Я бываю злой, когда…» (Дети передают друг другу клубочек и продолжают фразу.)

Психолог. Хорошо ли быть злым? Много ли друзей у злого человека? (Дети отвечают: Злым быть плохо. Злой человек одинокий.)

Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: Чтобы он стал добрым.)

На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке.

Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения с использованием элементов сказкотерапии, саморегуляция поведенческих расстройств.

Обучение адекватным способам выражения гнева.

2 минуты

Игра «Снежки».

Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами.

Технология проведения:

Психолог. Ребята, что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают.)

Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание.)

Психолог. Теперь все дружно возьмёмся за руки, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного пути.

Игровые технологии преодоления гнева и эмоционального напряжения.

Групповая работа по дифференциа-ции эмоционального состояния с использованием картинного раздаточного материала.

5 минут

Психолог. Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.)

Задание №3. «Пиктограммы».

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей.

Технология выполнения:

Психолог. Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций.

Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание.)

Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии. Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодейство-вать в коллективе.

Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке страха, групповая беседа.

10 мин

Психолог. Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу дремучем детских страхов полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.)

Задание №4. «Страшная маска».

Цель: преодоление детских страхов.

Технология проведения:

Психолог. Ребята, мы в необычном лесу. Здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание.)

Психолог. Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски.)

Психолог закрывает коробку с масками и заключает. Мы победили все страхи в лесу! (На интерактивной доске появляется солнце над лесом.)

Изотехнический прием как разновидность арт-терапевтического направления, технология инсайта.

Психогимнасти-ческое групповое упражнение, направленное на расслабление и снятие утомления.

2 минуты

Психолог. Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком.)

Этюд «Цветок».

Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость.

Психолог. Ребята, мы на волшебной полянке и мы с вами теперь цветочки. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются!

Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы.

Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение).

5 минут

Психолог. Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.)

Психолог ставит на стол шкатулку. Ребята, Вы молодцы! Преодолели все препятствия и выполнили все задания. Поэтому фея Радости вам подарила эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.

Психолог открывает шкатулку и достает краски.

Психолог. Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.

Задание №5. Совместный рисунок «Калейдоскоп эмоций».

Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов.

Технология выполнения:

Психолог. Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек. (Дети выполняют задание.)

Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению без конфликтного сотрудничества.

Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия.

4 минуты

Психолог. Вот и подошло наше путешествие к концу.

Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки, тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают своё настроение.

Психолог. Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении. Что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия.)

Осознание детьми цели посещения занятия, повышение мотивации к занятиям.

 

 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

Приложение 1


 

Задание. Определяем эмоциональное состояние сказочных героев (К упражнению «Поляна настроений»).


 

Весёлый медвежонок Грустная Машенька Злой волк Трусливый зайка

 

Приложение 2

Картинка «Сказочная полянка с извилистой тропинкой» (К упражнению «Связующая нить»).


 

Приложение 3

Задание. Изобрази эмоцию сказочного героя (К заданию «Изобрази эмоцию»).


 


 


 


 

Приложение 4

Картинка «Злой волчище» (К заданию «Гнев»).

 

Приложение 5

Картинка «Дерево эмоций» (К заданию «Пиктограммы»).

 

Приложение 6

Картинка «Дремучий лес» (К заданию «Страшная маска»).

 

Приложение 7

Картинка «Страшная маска» (К заданию «Страшная маска»).

 

 

Приложение 7

Картинка «Сказочная полянка» (К заданию Этюд «Цветок»).

 

Приложение 8

Картинка «Сказочный домик феи» (К заданию «Калейдоскоп эмоций»).

 

Приложение 8

Картинка «Цветок из смайликов» (К заданию «Калейдоскоп эмоций»).


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.