Конспект по истории России для 8 класса на тему «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева»
Пояснительная записка к презентации
Презентация "Восстание под предводительством Е.И. Пугачева"
PPTX / 21.9 Мб
Конспект учителя истории и обществознания
МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево
Байтеряковой А.Ф.
Раздел: История России 8 класс
Тема: Восстание под предводительством Е.И. Пугачева
Тип занятия: изучение и освоение нового материала
Цель занятия: способствовать изучению восстания Е.И. Пугачева, его причин, хода военных действий и значения.
Задачи:
1.Создать условия по изучению причин, повода, хода восстания и результатов, а также деятельности исторических личностей изучаемой эпохи.
2. Стимулировать способность учащихся обосновывать свои суждения; давать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; обобщать изученный материал.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, патриотических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.: ил., карт.; пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: рассказ, обсуждение, работа с текстом и картой, работа в группах, заполнение таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.):
- приветствие: Добрый день.
- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?
(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);
- настрой обучающихся на работу.
II. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)
Учитель: Изучая историю Соединенных Штатов Америки конца XVIII века, мы с вами познакомились с важным для американцев событием, а именно – с Войной за независимость 1775-1783 гг. С войной, которая превратила колонии в самостоятельное государство. С войной, результатами которой стали появление Декларации о независимости США, Конституции США, установление республиканской формы правления. Екатерина II и ряд правителей других стран поддержали эту войну. А что же происходило у нас, в нашей стране? Вот сегодня мы с вами и займемся изучением данного вопроса.
Тема урока: «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева».
III. Изучение нового материала (35 мин.)
План урока
1. Причины восстания
2. Пугачев и его программа
3. Основные этапы восстания
4. Расправа с восставшими
5. Значение восстания
Один из учеников проходит возле каждой парты с коробкой, где находятся сложенные листки бумаги с названиями участников восстания. Ученик выбирает любой сложенный лист и узнает информацию о том, кем из участников восстания он будет.
Учитель: Сегодня на уроке вы сами друг другу расскажете об этом восстании. Каждый из вас получил лист-уведомление (см. Приложение 1.) о том, какого участника данного события он будет представлять, и в чем заключается его задача. Вам нужно в течение 15 минут, изучив параграф, выписать в таблицу-сценарий «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева» (см. Приложение 2.) информацию, которую вы озвучите от лица того персонажа, которого будете представлять. Очень важно, чтобы вы внимательно слушали выступления друг друга, так как дома вам придется заполнить всю таблицу-сценарий и сдать ее на оценку. Участников – 23 человека, остальные будут экспертами. Задача экспертов заключается в том, что они составляют вопросы и задают их участникам. Если участник не смог ответить, то эксперты отвечают сами на свой вопрос. И еще важной задачей экспертов является выставление баллов за выступление участника. Они могут выставить от 1 до 5 баллов. Во время выступления участники выступают от первого лица и по возможности рассказывают, а не читают информацию, прописанную в таблице-сценарии – все это будет учитываться экспертами при выставлении баллов.
Участники:
1. Крестьяне – 2 человека (рассказывают о причинах восстания);
2. Рабочие – 2 человека (рассказывают о причинах восстания);
3. Казаки – 1 человек (рассказывает о причинах восстания)
4. Представители нерусских народов – 1 человек (рассказывает о причинах восстания)
5. Е.И. Пугачев – 1 человек (рассказывает о себе, своих планах, зачитывает отрывок из Манифеста Е.И. Пугачева 1773 г. на стр.31);
6. Окружение Е.И. Пугачева – 2 человека (рассказывают о Е.И. Пугачеве, его действиях, планах)
7. Мятежники – 6 человек:
- из них 2 человека рассказывают о Первом этапе восстания;
- вторые 2 человека – о Втором этапе восстания;
- остальные 2 человека – о Третьем этапе восстания.
8. Генерал Кар (рассказывает о борьбе с восставшими);
9. Генерал А.И. Бибиков (рассказывает о борьбе с восставшими);
10. Екатерина II (рассказывает о своем отношении к восстанию и о том, что с ней происходило в это время);
11. Очевидцы событий – 3 человека (рассказывают о расправе с восставшими);
12. Историки – 2 человека (рассказывают о значении восстания);
13. Эксперты – все остальные (составляют вопросы и задают их участникам, если участник не смог ответить, то эксперты отвечают сами на свой вопрос; выставляют баллы участникам за выступление);
14. Ведущий – учитель (контролирует и помогает участникам при необходимости)
Учитель: для удобства сядьте вместе те, кто представляет одну группу, чтобы вам было легче обсудить, какую именно информацию вы представите.
Учащиеся 15 минут работаю с информацией учебника, заполняют таблицу-сценарий.
Учитель, в качестве ведущего начинает: Восстание под предводительством Е.И. Пугачева, с 1773 по 1775 гг., всколыхнуло многие слои населения и оставило глубокий след в истории нашего государства. Почему же огромная масса людей, выразив протест, стала бороться с властью? Что подтолкнуло их на это?
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг. |
|
Участники |
События/Описания |
1. Причины восстания |
|
Крестьяне (Слайд 3) |
1) Усиление власти и произвола помещиков. 2) Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев. Пример: помещик не имеет права убить своего крепостного, но это не помешало помещице Московского уезда Салтыковой (прозванной Салтычихой) замучить до ста крепостных. 3) Помещик мог ссылать крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность или отдать в рекруты, продать крестьянина, членов его семьи, проиграть в карты или поменять на собак. |
Рабочие (Слайд 4) |
1) Тяжелое положение работных людей на мануфактурах. 2) Многие месяцы были оторваны от своих семей. 3) Работали по 12-15 часов в сутки. 4) Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих. |
Казаки (Слайд 5) |
После разгрома восстания К.А. Булавина было ликвидировано казачье самоуправление на Дону |
Представители нерусских народов (Слайд 6) |
Людьми «второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов. |
2. Пугачев и его программа |
|
Емельян Иванович Пугачев (Слайд 7) |
Родился в начале 40-х XVIII в. на родине Степана Разина – в станице Зимовейской на Дону. В годы Семилетней и русско-турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 г. Пугачев дезертировал из армии. В августе 1773 г. он объявился на Яике и заявил, что он - «чудесно спасшийся» император Петр III. Вскоре ему удалось поднять казаков на мятеж. |
Окружение Е.И. Пугачева о нем (Слайд 8) |
1) Пугачев был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядным военными и административными способностями. Для привлечения на свою сторону новых сторонников Пугачев рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, пожаловать их землей, угодьями, покосами, свинцом, порохом, освободить от рекрутских наборов, высоких податей, призывал казнить помещиков и мздоимцев-судей. 2) Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять «отчий престол», на котором он будет для народа своим, «мужицким» царем. Такая программа привлекала на его сторону все новых и новых людей. К яицким казакам примкнули крестьяне, работные люди, татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачеве освободителя от гнета помещиков и царских властей. |
3. Основные этапы восстания |
|
Мятежники (Слайд 9) |
Первый этап (17 сентября 1773 по 22 марта 1774 гг.): Повод: 17 сентября 1773 г. - речь Пугачева перед казаками, в которой он «открыл тайну своего имени». Уже на следующий день численность его сторонников, насчитывавших вначале всего 80 человек, удвоилась. В течение трех недель в отряд Пугачева вливались все новые силы, а сам он подошел к Оренбургу и осадил его. Численность восставших, участвовавших в осаде, составляла около 30 тыс. человек. В их числе были башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, горнозаводские рабочие Урала. |
Генерал Кар |
Правительство направило против мятежников отряд генерала Кара численностью в 1,5 тыс. человек. Он был разбит отрядами соратников Пугачева – А. Овчинникова и И. Зарубина-Чики. Паника охватила не только «оренбургских сидельцев», но и Казань. |
Генерал А.И. Бибиков (Слайд 10) |
Писал царице: «Не Пугачев важен, важно всеобщее негодование». Осада Оренбурга длилась шесть месяцев и не принесла успехов восставшим. Тем временем против них были собраны большие правительственные силы во главе с А.И. Бибиковым. Сражение противоборствующих сил произошло 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью. Победу одержали царские войска. |
Мятежники (Слайд 11) |
Второй этап (с апреля по июль 1774 г.): Пугачев снял осаду с Оренбурга и отошел на восток (на территорию Башкирии и Южного Урала). Поредевшую армию пополнили: работные люди уральских заводов, которые привезли Пугачеву пушки, удмурты, марийцы, чуваши. Численность армии выросла до 20 тыс. В июле 1774 г. Пугачев захватил окраины города Казани. Но кремль с засевшими остатками царского гарнизона занять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска. |
Екатерина II (Слайд 12) |
Депеша о взятии Казани и провозглашении Пугачевым похода на Москву повергла Екатерину в ужас. По ее приказу в Петербурге стоял корабль, готовый в любой момент вывезти ее из страны. |
Мятежники (Слайд 13) |
Третий этап – крестьянский этап (с июля 1774 по 1775 гг.) Стремясь привлечь крестьян на свою сторону, Пугачев 31 июля 1774 г. издал манифест, в котором освобождал от крепостной зависимости и налогов. |
Е.И. Пугачев (Слайд 14) |
Зачитывает Манифест (стр. 31) |
Мятежники (Слайд 15) |
Третий этап – крестьянский этап (с июля 1774 по 1775 гг.) Крестьянские восстания заполыхали по всему правобережью Волги. Пугачев занял ряд городов, но затем вынужден был их оставить. Для пополнения своего войска направился на юг. Пугачев подошел к Царицыну, но овладеть им не смог, и был разгромлен. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев 12 сентября 1774 г. был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в восстании. Несмотря на поражение Пугачева, крестьянские выступления продолжались еще год. |
4. Расправа с восставшими |
|
Очевидцы событий
|
(Слайд 16) Пугачева в железной клетке отправили в Москву. Его пытали, после приговорили к четвертованию. (Слайд 17)10 января 1775 г. Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. В других городах были казнены Хлопуша (Соколов), Белобородов, Зарубин-Чика. Вождь восставших башкир Салават Юлаев был бит кнутом во многих башкирских селениях, после чего ему вырвали ноздри и сослали на каторгу. Расправы над рядовыми участниками крестьянских выступлений продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступлений. Стремясь стереть из памяти сами названия «бунташных станиц», Екатерина переименовала Зимовейскую станицу в Потемкинскую. Река Яик была переименована в реку Урал, яицкое казачество стало называться уральским. |
5. Значение восстания |
|
Историки (Слайд 18) |
Выступление Е.И. Пугачева стало самым крупным народным движением в России за всю ее историю. Вожди восставших впервые, кроме идеи свободы, выдвинули и идеи борьбы с крепостничеством и с целым сословием – дворянством. Это было первое крупное совместное выступление крестьян, работных людей и представителей угнетенных национальных меньшинств. Восставшие, отрицая порядки феодального общества, не смогли ничего предложить взамен. Идея «мужицкого царя» была идеей «доброго царя», характерной для всех предыдущих народных выступлений. Восстание Пугачева ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на некоторых горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих. |
IV. Рефлексия (2 мин.)
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Что нового вы узнали?
2. Что понравилось на уроке, а что вызвало затруднение?
3. Что связывало Войну за независимость США и восстание под предводительством Е.И. Пугачева, а что отличало эти два значимых события?
V. Подведение итогов (2 мин.)
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке, опираясь при этом на баллы выставленные экспертами.
VI. Домашнее задание (2 мин.): параграф № 21, заполнить таблицу-сценарий «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева», выполнить задания в контурной карте; по желанию подготовить сообщение об участниках восстания.
Приложение 1.
Крестьянин |
рассказывает о причинах восстания |
Крестьянин |
рассказывает о причинах восстания |
Рабочий |
рассказывает о причинах восстания |
Рабочий |
рассказывает о причинах восстания |
Казак |
рассказывает о причинах восстания |
Представитель нерусских народов |
рассказывает о причинах восстания |
Е.И. Пугачев |
рассказывает о себе, своих планах, зачитывает отрывок из Манифеста Е.И. Пугачева 1773 г. на стр.31 |
Окружение Е.И. Пугачева |
рассказывает о Е.И. Пугачеве, его действиях, планах
|
Окружение Е.И. Пугачева |
рассказывает о Е.И. Пугачеве, его действиях, планах
|
Мятежник |
рассказывает о Первом этапе восстания |
Мятежник |
рассказывает о Первом этапе восстания |
Мятежник |
рассказывает о Втором этапе восстания |
Мятежник |
рассказывает о Втором этапе восстания |
Мятежник |
рассказывает о Третьем этапе восстания |
Мятежник |
рассказывает о Третьем этапе восстания |
Генерал Кар |
рассказывает о борьбе с восставшими |
Генерал А.И. Бибиков |
рассказывает о борьбе с восставшими |
Екатерина II |
рассказывает о своем отношении к восстанию и о том, что с ней происходило в это время |
Очевидец событий |
рассказывает о расправе с восставшими |
Очевидец событий |
рассказывает о расправе с восставшими |
Очевидец событий |
рассказывает о расправе с восставшими |
Историк |
рассказывает о значении восстания |
Историк |
рассказывает о значении восстания |
Эксперт |
составляет вопросы и задает их участникам, если участник не смог ответить, то отвечает сам на свой вопрос; выставляет баллы участникам за выступление |
Эксперт |
составляет вопросы и задает их участникам, если участник не смог ответить, то отвечает сам на свой вопрос; выставляет баллы участникам за выступление |
Эксперт |
составляет вопросы и задает их участникам, если участник не смог ответить, то отвечает сам на свой вопрос; выставляет баллы участникам за выступление |
Приложение 2.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг. |
|
Участники |
События/Описания |
1. Причины восстания |
|
Крестьяне
|
|
Рабочие
|
|
Казаки
|
|
Представители нерусских народов |
|
2. Пугачев и его программа |
|
Емельян Иванович Пугачев
|
|
Окружение Е.И. Пугачева о нем
|
|
3. Основные этапы восстания |
|
Мятежники
|
Первый этап (17 сентября 1773 по 22 марта 1774 гг.): Повод: |
Генерал Кар |
|
Генерал А.И. Бибиков
|
|
Мятежники
|
Второй этап (с апреля по июль 1774 г.):
|
Екатерина II
|
|
Мятежники (Слайд 13) |
Третий этап – крестьянский этап (с июля 1774 по 1775 гг.)
|
Е.И. Пугачев |
Зачитывает Манифест (стр. 31) |
Мятежники
|
Третий этап – крестьянский этап (с июля 1774 по 1775 гг.)
|
4. Расправа с восставшими |
|
Очевидцы событий
|
|
5. Значение восстания |
|
Историки
|
|
Лихина Елена Викторовна
Байтерякова Альбина Фаритовна
Аслипат И
Байтерякова Альбина Фаритовна
Медведева Татьяна Ивановна
Байтерякова Альбина Фаритовна