Технологическая карта урока истории в 7 классе «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева»
МКОУ Ново-Никольская сош Усть-Таркского района Новосибирской области
Учитель истории Мартыненко Лариса Евгеньевна
План - конспект урока
Тема урока: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Цель: Охарактеризовать народное движение под предводительством Е.Пугачева
Задачи:
Образовательные: - дать характеристику личности Емельяна Ивановича Пугачёва, установить хронологические рамки восстания;
- выявить причины и основных участников восстания, охарактеризовать основные события восстания , его итоги и значение;
- дать оценку действиям участников восстания.
Развивающие: формирование умения рассказывать о важнейших исторических событиях на основе использования разных источников знаний;
- продолжать развивать монологическую речь учащихся;
- развитие умения сравнивать, выделяя общее и различное; анализировать исторические явления, их причины и следствия, умение работать с исторической картой, с историческими документами.
Воспитательные: воспитание чувства уважения к историческому прошлому нашей Родины
Формирование УУД:
Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Приветствие, знакомство АМО «Подари комплимент» | Приветствие, создание положительного настроя на работу. - Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент. | Поворачиваются друг к другу, обмениваются комплиментами. | Личностные: -Эмоционально выражают свою готовность к взаимодействию |
Мотивация к учеб- ной деятельности | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов и гипотез | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
АМО «Гостиница» | |||
Учитель предлагает экспедициям выбрать гостиницу для ночлега Открытие Возможность Успех Надежда | Совместно формулирует продолжение фразы, соответствующей названию гостиницы. Я хочу узнать… Я хочу научиться… Я хочу проявить себя … Я хочу применить | ||
АМО Определение ожиданий и опасений учащихся «Фруктовый сад» | Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. | Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию). | |
Актуализация знаний | Актуализация знаний. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для открытия новых знаний, выявление затруднений в деятельности каждого обучающегося. - Приведите примеры социальных протестов в Западной Европе. -Почему XVII век вошел в историю России как «бунташный»? -Каковы итоги восстания С.Разина? -Почему оно закончилось поражением? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Учет позиции других учеников, умение обосновать собственное мнение. Построение полного ответа на поставленный вопрос. Определение пробелов в своих знаниях и умениях Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Изучение нового материал Интерактивная лекция АМО «Чистая доска» В разных частях школьной доски учитель записывает вопросы, которые должны нацелить учащихся на изучение новой темы. | Характеризуя внутреннюю политику Екатерины II, мы выявили ее последствия для представителей разных сословий русского общества. Время правления императрицы явилось «золотым веком» для дворянства, но еще более бесправным стало положение крестьян, работных людей уральских заводов, коренных народов Урала и Поволжья, служилого казачества. Эпоха Екатерины Великой ознаменовалась мощным народным движением под руководством Емельяна Пугачева, по своему масштабу превзошедшим все прочие выступления предшествующей исторической эпохи. Поводом к выступлению яицкого казачества явилось появление на Яике беглого донского казака Емельяна Пугачева, объявившего себя императором Петром III. Выступление началось 17 сентября 1773 года и быстро охватило весь Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, Среднее Поволжье, часть Западной Сибири. К казакам присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши, уральские заводские крестьяне. Первый период восстания с сентября 1773 года по март 1774 года ознаменовался военными успехами восставших, представлявших собой опытных представителей казацких и инородческих частей, над немногочисленными правительственными войсками. Восставшие осадили Оренбург, Яицкий городок, Уфу, овладели множеством городков, крепостей и заводов. Осознав серьезность положения, правительство стянуло войска с западных и северо-западных окраин империи, поставив во главе их опытного генерала А. И. Бибикова. В результате в марте 1774 года восставшие повсеместно потерпели поражения, многие видные руководители восстания и рядовые участники были убиты или пленены, оставшиеся рассеяны. Но со смертью Бибикова в апреле 1774 года, восстание вспыхнуло с новой силой в заводском краю Южного Урала и в Башкирии. Пугачёв сумел объединить рассеянные отряды и несмотря на неоднократные тяжёлые поражения, после похода по Уралу и Прикамью в июле 1774 года захватил один из крупнейших центров империи — Казань. Восставшие получили поддержку крепостных и ясачных инородческих крестьян Прикамья и Поволжья, но в военном плане армия Пугачёва не могла более соперничать с регулярными войсками. Казачье ядро восставших таяло в боях, а крестьянское пополнение не имело ни боевого опыта, ни оружия. После поражения под Казанью Пугачёв переправился на Правобережную Волгу, где в результате манифестов о вольности его поддержали многочисленные крепостные крестьяне Казанской, Нижегородской, Московской. Воронежской, Астраханской губерний. В июле 1774 года, воспользовавшись завершением войны с Турцией, Екатерина II направила на подавление восстания значительные высвободившиеся силы во главе с генерал-аншефом П. И Паниным. Пугачёв бежал на Нижнюю Волгу и, не получив ожидаемой поддержки от донских казаков, был разбит в бою у Чёрного Яра. Несмотря на поражение главной армии восставших, крестьянская война в Поволжье и восстание в Башкирии активно продолжались вплоть до конца 1774 года, а отдельные выступления — до середины 1775 года.. Пугачёв и его главные соратники после следствия и суда были казнены в Москве в январе 1775 года. | Формулирование собственной позиции при решении учебной задачи. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей, составление текста в письменной форме. Управление проявлениями своих эмоций. Освоение способов решения проблем поискового характера Работа с терминами Работа в группе Умение договариваться. Выделение и формулирование главных мыслей рассказа. Готовность к самообразованию | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Проработка содержания темы АМО «Автобусная остановка» | Организует работу с учащимися по группам: -Обсудить вопросы по новой теме Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Вопросы для первой группы: -Назовите даты восстания -Какими причинами было вызвано народное движение? -Работая с картой определите районы охвата народного движения. Вопросы для второй группы: - Назовите движущие силы восстания. -Как причины восстания связать с внутренней политикой Екатерины Второй? -.Насколько боеспособны были участники восстания? Вопросы для третьей группы: - Могли ли восставшие победить? Почему? - А почему восстание потерпело поражение? - Почему А.С.Пушкин назвал восстание бессмысленным и беспощадным? Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. - «А теперь вернемся в начало урока. Я думаю, у вас уже достаточно материала, чтобы объяснить слова А.С.Пушкина из повести «Капитанская дочка: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», являющийся эпиграфом к нашему уроку» | Выполняют задания, работая в группах. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня. Строят предположения, обсуждая ответ в группе. Отвечают на вопросы | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с действиями партнера, вести диалог, принимать обоюдное решение. |
Эмоциональная разрядка «Мостик дружбы» | Участники по желанию образуют пары, придумывают и показывают мостик дружбы, счастья, радости, мечты | ||
Итоги урока. Рефлексия АМО «Ресторан» | Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | Работа с параграфом, исторической картой. Анализ восстания по плану. | Записывают домашнее |