Мастер-класс «Организация групповой работы с младшими школьниками в условиях системно-деятельностного урока»
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная
задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»
В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Такой подход подразумевает деятельность самих учащихся, которую кратко можно представить в виде схемы:
Искать думать приниматься за дело сотрудничать адаптироваться
Технология группового обучения – это одно их средств реализации системно-деятельностного подхода и занимает важное место в системе современного обучения.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Начальным этапом реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую можно начинать с первых дней обучения в начальной школе. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомим детей с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока.
Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в паре и особые сигнальные движения для учителя после окончания работы.
Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова». Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания просигнальте о своей готовности.
Задание для парной работы: (карточки)
Вставь пропущенные гласные в словах: |
|||
Д…жди |
Г…ра |
||
Л…сток |
П…суда |
||
Вр..чи |
К…пуста |
||
Сах..р |
Сн..говик |
||
Р…сунок |
Стр…жи |
||
Х…лмы |
Л..гушка |
||
Оценка: |
После окончания работы со словами проверка осуществляется по линиям парт. Таким образом, каждая пара называет вставленные буквы, остальные могут проверить, а затем оценить свою работу.
Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарищей. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. При освоении работы в парах на должном уровне, можно организовать работу в парах сменного состава. Особенно эффективно использовать данный вид при обобщении изученного материала.
Постепенно переходим ко второму этапу, работа в группах. Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). При организации групп можно использовать разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего применяю прием по выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, разные интеллектуальные способности, дружеские отношения.
Уважаемые коллеги, предлагаю побыть в роли учеников и разделиться на группы следующим образом:
- Попрошу выйти к доске самых 6 смелых и активных, наберите команду из 5 человек.(Наиболее оптимальное количество)
- Распределитесь по группам, займите места.
- Какой прием деления на группы использовали?
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго. Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Технологический процесс групповой работы складывается из нескольких элементов. Коллеги, перед вами лежат все этапы групповой работы. Постарайтесь расположить их по порядку от начала до конца.(карточки)
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
раздача дидактического материала;
планирование работы в группе;
индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
сообщение о результатах работы группы;
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии и избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.
Уважаемые коллеги. Сейчас я предлагаю вам составить правила работы в группе, опираясь на первые слова. (слайд)
Правилами групповой работы могут быть следующими:
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Не согласен – предлагай!
Уважай своего товарища.
Слушай своих собеседников.
Обращайся к товарищу по имени.
(слайд- на карточке) Команда – это значит вместе, команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести, здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет не испугаемся преград,
Здесь каждый знает свое дело, работает на результат.
А если возникают споры, они решаются тотчас,
И никакие разговоры не отвлекут от дела нас.
Таким образом, в процессе групповой работы формируется культура общения учеников.
Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Возможны следующие ролевые функции, которые можно использовать: (слайд)
Секретарь – записывает решение;
Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
Организатор – распределяет роли, организует работу группы;
Чтец – читает задание вслух для всей группы;
Контролер – следит за временем, поведением в группе.
Роли в группе, особенно в 1 классе распределяла сама, во 2 классе – дети пробуют самостоятельно. Но контролирую, чтобы ученик имел возможность каждый раз выбирать разные роли.
Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих группах. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в группе. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли.
Методический приём «Верно- неверно» (Можно использовать на любых уроках. Группе даются высказывания верные и неверные, ученики обсуждают, пользуются дополнительной литературой, словарями, если это необходимо).
Словарная работа после прочтения стихотворения С.Михалкова «Мой щенок»(карточки)
Группа 1 |
Верно |
Неверно |
1.Жбан – это кувшин с крышкой |
||
2.Кладовка - заведующая складом |
||
3.Пчелиный рой - семья пчёл |
||
4.Сбилась с ног- сбить себе ноги |
||
5.Лежит пластом - лежать не шевелясь |
||
Оценка: |
После окончания работы, группы просигнальте о своей готовности. Проверку работы можно организовать по данному образцу. (Слайд)
Приведу некоторые приемы групповой работы, которые можно использовать при работе в группе:
«Блиц – опрос» Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.
«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное задание.
«Часики». Ученики по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.
«Ловушка». Предлагаю несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.
Заключительный этап групповой работы – рефлексия и оценивание.
Я вам предлагаю оценить работу в своих группах с помощью символических знаков: смайликов.
А также можно использовать критерии, по которым оцениваем работу группы.(карточки настольные)
работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания организатора.
работать по алгоритму (плану)
своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
При оценке работы группы важно выделять не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Обсудить с детьми не только количество и качество выполненного, но и уровень коммуникабельности, успешности совместных усилий, умение действовать сообща.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Считаю, что групповая форма работы имеет ряд достоинств.
Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, а это и является залогом успешного обучения школьников.
А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание.