Преимущества групповой логопедической работы с дошкольниками в условиях ДОУ
В соответствии с Приказом «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», цель логопеда в детском саду состоит в своевременном выявлении нарушений речи и оказании помощи в их устранении.
ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллель [1].
Одной из популярных форм логопедических занятиях в детских садах общего типа являются фронтальные (групповые) занятия, которая представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Фронтальные логопедические занятия являются подготовительным этапом для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Суть фронтальных занятий состоит в том, что во время них логопед работает со всеми малышами сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.
Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.
Итак, определим основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными. В первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи [5].
Фронтальные занятия – это фундамент не только коррекционного обучения, как может показаться изначально, но и подготовки к школьному обучению у детей с нормой развития, не имеющих речевых дефектов [4]. Такие занятия осуществляются в течение всего времени обучения, в соответствии со специально разработанным методическим планом занятий.
Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия как с детьми, так и логопедом. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Несомненно, эффективность группового обучения во многом зависит от умения специалиста-логопеда сформировать атмосферу единой творческой работы, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Помимо этого, на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия редко превышает 15-20 минут (в зависимости от возраста детей в группе) [3].
Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах общего типа. Подгрупповые и индивидуальные занятия со специалистом проводятся как подготовка к фронтальным занятиям в случае выявления необходимо осуществления логопедической работы в данных формах.
Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет [2].
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное и речевое развитие детей.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель рассматриваемой программы состоит в реализации комплексного подхода к речевому развитию детей и их подготовке к усвоению грамоты.
Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда), обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели (для детей).
Как правило, фронтальная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста не ограничивается только лишь формированием правильного звукопроизношения. Помимо этого, работа предполагает игровые, занимательные упражнения для развития крупной и мелкой моторики, артикуляции, театрализованные игры и драматизацию. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) // Доступ из справочно-правовой системы Гарант (дата обращения: 31.08.2021)
2. Колесникова, Е.В. Раз – словечко, два словечко: комплект рабочих тетрадей для детей от 3 до 7 лет. – Изд. 2-е, перераб. – Издательство «Ювента», 2006. – 64 с.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. вузов. -М.: Академия, 2019. - 192 с.
4. Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2020. – Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. – 742 с.
5. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. — М.: Просвещение, 2000. — 314 с