12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курякина Зинаида Александровна189
Россия, Самарская обл., с.Приволжье

Обобщающий урок русского языка в начальных классах

Сегодня, когда информация стала стратегическим ресурсом развития общества, сама жизнь заставляет меня находиться в постоянном поиске главной идеи, которая сделает мой труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы современного общества, родителей, а главное, моих учеников.

Каким должен быть урок русского языка в начальных классах? Как вызвать интерес к грамматиро-орфографическому материалу на таких уроках? Как активизировать мыслительную деятельность младших школьников и обогатить их словарный запас? На эти вопросы я стараюсь найти ответ, составляя обобщающие уроки русского языка. Эти уроки должны заставлять детей думать, размышлять о законах языка, свежим взглядом смотреть на изученное понятие. Обобщающий урок становится и уроком познания жизни слов. К.Г. Паустовский говорил: «… нет ничего такого в жизни и в нашем сознание, что нельзя было бы передать русским словом». Уроки обобщения и систематизации знаний стараюсь сделать уроками обогащения словарного запаса детей: в уроки включаю не только известную ученикам, но и новую лексику, чтобы пополнить словарь учеников новыми понятиями и представлениями. В дальнейшем учащиеся смогут употреблять эти слова при создание своих новых речевых высказываний. Учебные задачи, решаемые на таких уроках, не только систематизируют в памяти учеников теоретические сведения об изученном языковом понятие, но и открывают новые знания об этом понятие или явление. Мой опыт показал, что формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний могут быть самые разнообразные: урок-семинар, урок-зачет, урок-путешествие, урок-КВН.

Русский язык

3 класс

Тема: «Повторение знаний о предложении».

Цель: повторение знаний о предложении.

Задачи:

Повторить знания о предложении.

Учить употреблять в речи предложения разные по интонации.

Познакомить со значением и правописанием нового словарного слова.

Воспитывать чувство патриотизма по отношению к родному краю, к природе.

Продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Ход урока.

Орг. момент. Физкультминутка 1.

Сообщение темы урока. Цели урока.

Ответьте на вопросы:

- Что называется предложением?

- Какие по цели высказывания бывают предложения?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

IV. Приведите примеры:

- Повествовательное « . ».

- Вопросительное « ? ».

- Побудительное « ! ».

V. Записываем число.

Минутка чистописания З З

з з

VI. Словарь: отправляемся в маленькое заочное путешествие в огород.

Хочешь – так подай на стол,

Хочешь – брось его в рассол.

Никогда он не грустит

И хрустит, хрустит, хрустит.

2. Без нее какой обед?

Без нее – обеда нет!

Жарь ее, вари, туши –

Наедайся от души.

Я, друзья, бываю разный –

Желтый, розовый и красный.

Я красивый, я опрятный

Любят все мой сок томатный.

Под землею я росла,

Теплой осени ждала

Тут и я – вот дела –

Тоже песню завела:

Я морозов не страшусь,

В сто одежек завернусь.

6. Зелень огородная – приправа превосходная

Хороша она для щей, винегретов и борщей,

Для солений, для квашений, а еще для украшений.

Украшений для стола, чтоб еда вкусней была.

VII. Проверяем, правильно ли вы написали.

VIII. Запишем предложение.

Ребята собрали хороший урожай.

(Сами разбирают по членам предложения и частям речи)

Проверяем с доской.

- Какое по цели высказывания это предложение?

- Какие члены предложения мы называем главными?

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Составьте предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого?

- Как называются такие предложения?

- Составьте распространенные предложения.

Физкультминутка 2.

IX. Перед вами на карточках текст. Прочитайте его про себя, познакомьтесь с содержанием.

- А теперь читаем вслух (с доски).

- Как бы вы озаглавили текст?

Земляничка.

- Каким вы представили кустик земляники?

(Низким, с тройными листьями).

- С чем автор сравнивает цветки? (беленький глазок).

- А ягоды? (душистые, ароматные, вкусные, алые капельки).

- Что же мы назовем словом ЗЕМЛЯНИКА?

Да, Земляника – это травянистое растение и ягоды этого растения и ягоды этого растения.

Обратите внимание, как написано это слово и определите в нем орфограммы.

- А можно проверить эти безударные гласные?

Запишем. Земляника – земля, земли.

- Ребята, хотя в этом слове безударные гласные и проверяются, но дети часто допускают ошибки при его написании. Поэтому это слово – словарное.

В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием земля. В немецком языке название этой ягоды имеет значение земляная ягода. Поляки ее называют поземка.

- А вот как сказал поэт Кушак:

Я – капелька лета на тоненькой ножке

Плетут для меня кузовки и лукошки

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

- А теперь снова прочитайте рассказ на доске.

- Последнее предложение прочитайте вслух.

- Какой знак стоит в конце предложения? Почему?

(автор восторгается вкусом ягоды)

- На доске предложение с пропущенными словами («сбой в компьютере»)

Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.

 

- Какие слова, обозначающие признаки землянички по цвету и форме пропущены?

- Почему больше подходят слова красненькая, а не красная, беленькая, а не белая?

(Кустик маленький, ягодка маленькая)

- А теперь запишем предложения.

Ой, снова сбой в программе?!

- Из слов составить предложения. Записать. Разобрать по членам предложения 1 предложение.

- Почему в конце третьего предложения стоит « ! »?

Сценка

А. Земляничка у пня прошептала

З. Нет меня

А. Оглянулась ... И потом … Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел, закричал

С. Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай!

А. Покраснела ягода и сказала

З. Ябеда!

Отдохнули, а теперь послушайте и скажите

- О чем – кустике или ягодке говориться?

- На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафанчик, белые крапинки (о ягоде).

- Душистая, растет низко, к земле близко (о кусте).

- Ну вот, мы вспомнили о лете. А сейчас вернемся в осень.

Стр. 48 упр.100.

Осенью дожди, ветра. Вместе с листьями с деревьев унесли и знаки препинания в конце предложений.

 

Самостоятельная работа.

Проверяем.

X. Итог урока.

- С каким словарным словом познакомились?

- Как проверить безударные гласные в нем?

- Какие по цели высказывания бывают предложения?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Д/з: мини-сочинение: «Земляничка» (5 предложений).

Оценки.

Спасибо за работу.

Опубликовано


Комментарии (2)

Евдакименко Виктория Викторовна, 05.02.16 в 17:35 1Ответить Пожаловаться
отсутствует техническое оснащение урока.
Андрей Анатольевич, 06.02.16 в 20:24 0Ответить Пожаловаться
Возможно, оно подразумевается.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.