Обобщающий урок русского языка в начальных классах: Повторение знаний о предложении
Обобщающий урок русского языка в начальных классах
Сегодня, когда информация стала стратегическим ресурсом развития общества, сама жизнь заставляет меня находиться в постоянном поиске главной идеи, которая сделает мой труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы современного общества, родителей, а главное, моих учеников.
Каким должен быть урок русского языка в начальных классах? Как вызвать интерес к грамматиро-орфографическому материалу на таких уроках? Как активизировать мыслительную деятельность младших школьников и обогатить их словарный запас? На эти вопросы я стараюсь найти ответ, составляя обобщающие уроки русского языка. Эти уроки должны заставлять детей думать, размышлять о законах языка, свежим взглядом смотреть на изученное понятие. Обобщающий урок становится и уроком познания жизни слов. К.Г. Паустовский говорил: «… нет ничего такого в жизни и в нашем сознание, что нельзя было бы передать русским словом». Уроки обобщения и систематизации знаний стараюсь сделать уроками обогащения словарного запаса детей: в уроки включаю не только известную ученикам, но и новую лексику, чтобы пополнить словарь учеников новыми понятиями и представлениями. В дальнейшем учащиеся смогут употреблять эти слова при создание своих новых речевых высказываний. Учебные задачи, решаемые на таких уроках, не только систематизируют в памяти учеников теоретические сведения об изученном языковом понятие, но и открывают новые знания об этом понятие или явление. Мой опыт показал, что формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний могут быть самые разнообразные: урок-семинар, урок-зачет, урок-путешествие, урок-КВН.
Русский язык
3 класс
Тема: «Повторение знаний о предложении».
Цель: повторение знаний о предложении.
Задачи:
Повторить знания о предложении.
Учить употреблять в речи предложения разные по интонации.
Познакомить со значением и правописанием нового словарного слова.
Воспитывать чувство патриотизма по отношению к родному краю, к природе.
Продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Ход урока.
Орг. момент. Физкультминутка 1.
Сообщение темы урока. Цели урока.
Ответьте на вопросы:
- Что называется предложением?
- Какие по цели высказывания бывают предложения?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
IV. Приведите примеры:
- Повествовательное « . ».
- Вопросительное « ? ».
- Побудительное « ! ».
V. Записываем число.
Минутка чистописания З З
з з
VI. Словарь: отправляемся в маленькое заочное путешествие в огород.
Хочешь – так подай на стол,
Хочешь – брось его в рассол.
Никогда он не грустит
И хрустит, хрустит, хрустит.
2. Без нее какой обед?
Без нее – обеда нет!
Жарь ее, вари, туши –
Наедайся от души.
Я, друзья, бываю разный –
Желтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный
Любят все мой сок томатный.
Под землею я росла,
Теплой осени ждала
Тут и я – вот дела –
Тоже песню завела:
Я морозов не страшусь,
В сто одежек завернусь.
6. Зелень огородная – приправа превосходная
Хороша она для щей, винегретов и борщей,
Для солений, для квашений, а еще для украшений.
Украшений для стола, чтоб еда вкусней была.
VII. Проверяем, правильно ли вы написали.
VIII. Запишем предложение.
Ребята собрали хороший урожай.
(Сами разбирают по членам предложения и частям речи)
Проверяем с доской.
- Какое по цели высказывания это предложение?
- Какие члены предложения мы называем главными?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Составьте предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого?
- Как называются такие предложения?
- Составьте распространенные предложения.
Физкультминутка 2.
IX. Перед вами на карточках текст. Прочитайте его про себя, познакомьтесь с содержанием.
- А теперь читаем вслух (с доски).
- Как бы вы озаглавили текст?
Земляничка.
- Каким вы представили кустик земляники?
(Низким, с тройными листьями).
- С чем автор сравнивает цветки? (беленький глазок).
- А ягоды? (душистые, ароматные, вкусные, алые капельки).
- Что же мы назовем словом ЗЕМЛЯНИКА?
Да, Земляника – это травянистое растение и ягоды этого растения и ягоды этого растения.
Обратите внимание, как написано это слово и определите в нем орфограммы.
- А можно проверить эти безударные гласные?
Запишем. Земляника – земля, земли.
- Ребята, хотя в этом слове безударные гласные и проверяются, но дети часто допускают ошибки при его написании. Поэтому это слово – словарное.
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием земля. В немецком языке название этой ягоды имеет значение земляная ягода. Поляки ее называют поземка.
- А вот как сказал поэт Кушак:
Я – капелька лета на тоненькой ножке
Плетут для меня кузовки и лукошки
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
- А теперь снова прочитайте рассказ на доске.
- Последнее предложение прочитайте вслух.
- Какой знак стоит в конце предложения? Почему?
(автор восторгается вкусом ягоды)
- На доске предложение с пропущенными словами («сбой в компьютере»)
Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.
- Какие слова, обозначающие признаки землянички по цвету и форме пропущены?
- Почему больше подходят слова красненькая, а не красная, беленькая, а не белая?
(Кустик маленький, ягодка маленькая)
- А теперь запишем предложения.
Ой, снова сбой в программе?!
- Из слов составить предложения. Записать. Разобрать по членам предложения 1 предложение.
- Почему в конце третьего предложения стоит « ! »?
Сценка
А. Земляничка у пня прошептала
З. Нет меня
А. Оглянулась ... И потом … Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел, закричал
С. Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай!
А. Покраснела ягода и сказала
З. Ябеда!
Отдохнули, а теперь послушайте и скажите
- О чем – кустике или ягодке говориться?
- На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафанчик, белые крапинки (о ягоде).
- Душистая, растет низко, к земле близко (о кусте).
- Ну вот, мы вспомнили о лете. А сейчас вернемся в осень.
Стр. 48 упр.100.
Осенью дожди, ветра. Вместе с листьями с деревьев унесли и знаки препинания в конце предложений.
Самостоятельная работа.
Проверяем.
X. Итог урока.
- С каким словарным словом познакомились?
- Как проверить безударные гласные в нем?
- Какие по цели высказывания бывают предложения?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Д/з: мини-сочинение: «Земляничка» (5 предложений).
Оценки.
Спасибо за работу.
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич