Интегрированный урок (физика + краеведение) на тему «Расчет скорости, пути и времени движения»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тазовская школа–интернат среднего общего образования
Номинация «Методическая разработка
отдельного учебного занятия»
Предмет: физика
Возраст учеников 14 лет ( 7 класс )
Учитель физики
Конищев Петр Петрович
пгт. Тазовский 2016 г.
Интегрированный урок (физика + краеведение)
Тема: Расчет скорости, пути и времени движения.
Цели: формирование и развитие навыков решения задач на движение тел.
1. образовательные: дать представление о взаимосвязи физических явлений и явлений наблюдаемых учащимися в повседневной жизни;
2. развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, умению решать задачи;
3. воспитательные: прививать интерес к предмету, любовь к родному поселку, краю.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Характеристика деятельности учащихся: применять алгоритмы измерения расстояния, времени, скорости в решении задач.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, карточки.
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1458639824.ppt (Расчет скорости, пути и времени движения )
Ход урока.
1. Организационный момент. ( 2 мин)
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку!
Ученики: Называют свои фамилию и имя и отвечают: «К уроку готов!».
Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
2. Этап разбор домашней работы. (7 мин).
§ 17 стр 49- 50 Упражнение № 4
Вызывается один ученик к доске и проверяется ход решения.
Задача № 2.
На велосипеде можно без особого напряжения ехать со скоростью 3 м/с. На какое расстояние можно уехать за 1,5 ч.
Решение:
Чтобы найти путь при равномерном движении, надо скорость умножить на время. Запишем эту задачу:
Дано: СИ Решение:
v = 3 м/с s= vt
t = 1,5 ч. 5400 с s= 3 * 5400 = 16200 м= 16,2 км.
s - ?
Ответ: велосипедист проехал 16,2 км. (Слайд 2)
3. Этап постановки целей и задач урока. (6 мин)
Виды поселка Тазовский. Звучит гимн Тазовской молодежи:
Гимн молодежи Тазовского района.
(Слайд 1 «Виды п.Тазовский»)
(Слова Янины Сысоевой
Композитор Игорь Пьянков)
Словно на крыльях вставшие птицы
Мы выбираем свою дорогу,
Слабому Север не покорится
Здесь только сильные выжить смогут.
И также, как стая взлетает в небо,
В жизнь мы шагаем друг другу верим.
Тех кто на крайнем Севере не был
Вряд ли поймут что такое Север.
Север, Север, Север, Север!
Если ты здесь живешь,
Значит душа, как пламень,
Тазовская молодежь
Север гордится нами.
Вместе и ты и я,
Сделаем мир счастливей.
Мы, как одна семья,
Дети большой России.
Нам молодым создавать и строить
Сказочный мир, превращая в Север.
Здесь под ногами богатство такое
Хватит на тысячу поколений.
И на просторах сурового края,
Прямо до северного побережья,
Белыми птицами в небо взлетают
Наши стремленья и наши надежды.
Север, Север, Север, Север!
Если ты здесь живешь,
Значит душа, как пламень,
Тазовская молодежь
Север гордится нами.
Вместе и ты и я,
Сделаем мир счастливей.
Мы, как одна семья,
Дети большой России.
Пусть перед нами весь мир огромный
Всегда мы в поиске нового будем.
Молодость Тазовского района
Из нас вырастают достойные люди.
И дружба, которой мы все гордимся,
Нас согревает в любую стужу.
Ты тазовчанин, ты здесь родился
Значит, ты здесь особенно нужен.
Если ты здесь живешь,
Значит, душа, как пламень.
Тазовская молодежь
Север гордится нами.
Вместе и ты и я
Сделаем мир счастливей.
Мы, как одна семья,
Дети большой России. (Слайд 3, 4, 5)
Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы прошлого урока. Урок посвящен 130-летию юбилея нашего поселка. Ребята, а вы знаете, что посёлок Тазовский до 1949 года назывался Хальмер- Седэ? Он основан был в 1883 году как промысловая фактория. Мы с вами проведём экскурсию по поселку Тазовский.
Учитель: Ребята, а как передвигаются жители нашего поселка и жители Тазовской тундры?
Учащиеся: Передвигаются пешком, автотранспортом, маршрутными автобусами и на оленьих упряжках, снегоходах-буранах. (Слайд 6)
Учитель: Важными становятся вопросы:
- “С какой скоростью нужно двигаться на работу или в школу , чтоб не опоздать?
- Какой путь мы преодолеваем от дома до школы или магазина.
- Сколько времени займет у нас дорога за младшим братиком или сестренкой в детский сад?” (Слайд 7)
Учитель: Темой нашей экскурсии будет “ Расчет скорости, пути и времени движения” (Слайд 2 “ Тема урока”).
Открыли тетради, записали число, тему урока. (Слайд 8)
Учитель: Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока?
Учащиеся: Научиться применять формулы расчета скорости, пути и времени движения в решении задач на движение тел. (Слайд 9)
4. Этап закрепление знаний и способов действий. (20 мин)
Учитель: Поселок небольшой, поэтому передвигаться мы будем пешком. А на каждой остановке мы будем решать задачи. И чтобы знания полученные во время экскурсии не пропали даром , будем делать записи в тетрадях. (Слайд 10)
Учитель: Первая остановкой у нас Центр культуры и досуга (повторение пройденного).
В Центре культуры и досуга проводятся различные развлекательные мероприятия. Центр культуры и досуга п. Тазовский был образован в 1989 году. Центр культуры и досуга является центром культурной жизни Тазовского района. Здесь проводятся все крупные районные праздничные мероприятия, концертные программы. (Слайд 11)
Приложение 1.
Задание № 1. Проверка на магнитной доске.
У вас на партах конверты с физическими величинами. Вместе с соседом по парте соберите формулу для расчета:
1. Скорости
2. Пути
3. Времени
(1 ученик выполняет задание на магнитной доске). (Слайд 12)
Схема для запоминания формул расчёта v, t, S при равномерном движении.
(Слайд 13)
Учитель: Какие единицы скорости вы знаете?
Ученик: Км/ч, м/с.
Учитель: Какую скорость имеют в виду, когда говорят о скорости движения
автомобиля, поезда?
Ученик: Постоянную. (Слайд 14)
Учитель: Вторая остановка одно из красивейших и новых зданий поселка наша школа-интернат.
До 1965 года в п. Тазовский функционировала одна школа –интернат. В 1965 году, в августе месяце, школа-интернат была разделена на две школы: школу-интернат и среднюю общеобразовательную политехническую трудовую школу. Наши ученики занимают различные места на международных, всероссийских и региональных конкурсах. (Слайд 15)
Приложение 1.
Задание № 2. Перевод единиц измерения в СИ.
1 |
36 км/ч |
… |
м/с |
2 |
360 км |
… |
м |
3 |
2,5 ч |
… |
с |
4 |
80 мм |
… |
м |
(Слайд 16)
Решение:
Проверь свои ответы. Поставь себе оценку.
1 |
36 км/ч |
10 |
м/с |
2 |
360 км |
360 000 |
м |
3 |
2,5 ч |
9 000 |
с |
4 |
80 мм |
0,08 |
м |
(Слайд 17)
Учитель: Третья остановка Центр национальных культур.
В Центре национальных культур трудится ненецкая писательница Надежда Салиндер. А в 2006 году в Салехарде издана поэтическая книга Эльдара Ахадова «Ненецкий пантеон», героями которой стали ненцы, в том числе и жители Тазовского района. На основе книги было создано театрализованное представление «Сотворение мира». (Слайд 18)
Приложение 1.
Задание №3: Школьник из дома отправился в Центр национальных культур купить билеты на концерт. На весь путь 3 км он затратил 25 минут. Найдите скорость с которой двигался школьник от дома до Центра национальных культур? (Слайд 19)
Учитель: Четвертая остановка – Краеведческий районный музей.
Если от Центра национальных культур спуститься к реке, то мы можем увидеть достопримечательность поселка Краеведческий районный музей. (Слайд 20) А возле реки хочется отдохнуть, проведем игровую физминутку. “Летает, не летает”.
Учитель: Внимание на экран. Правила игры: если тело летает, то встаем, если не летает, то садимся.
Самолет |
Лодка |
Бабочка |
Глухарь |
Стол |
Оса |
Чум |
Щука |
Топор |
Журавль |
Олень |
Гриб |
Стрекоза |
Глаза |
Комар |
Вертолет |
Лыжи |
Заяц |
Куропатка |
Стул |
(Слайд 21 - 41)
Учитель: Молодцы. Садитесь.
Учитель: Ребята, к нам в школу обратились сотрудники нашей поселковой администрации за помощью в решении задачи. Давайте поможем им решить эту задачу. (Слайд 42)
Задание № 4.
Приложение 1.
Оленья упряжка, выезжая со стойбища, проедет до нашего поселка за 2 часа. С какой скоростью двигалась оленья упряжка, если расстояние равно 3600 м. ( 0,5 м/с ) (Слайд 43)
Учитель: Решаем задачи в тетрадях ( Слайд 44, « Решение задачи»)
Наша небольшая экскурсия подходит к концу.
Запишем задание на дом: § 17 стр 49 -50 учить
Придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.
Для желающих разгадать кроссворд.
Приложение 2. ( Слайд 45)
5. Этап подведение итогов урока и разбор домашнего задания. (5 мин)
Учитель: Оценки получили …….
Учитель: Рефлексия урока:
У вас на столах лежат карточки с изображением веселого и грустного колобка. Ребята, поднимите изображение веселого колобка, если вам понравился урок и грустного вам не понравился урок.
(Слайд 46 )
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что больше всего запомнилось на уроке?
Учитель: Спасибо за урок, до свидания! Счастливого пути по дорогам знаний.
(Слайд 47 )
Приложение 1.
Задания урока:
Задание № 1
У вас на партах конверты с физическими величинами. Вместе с соседом по парте соберите формулу для расчета:
1. Скорости
2. Пути
3. Времени
Задание № 2. Перевод единиц измерения в СИ.
1 |
36 км/ч |
… |
м/с |
2 |
360 км |
… |
м |
3 |
2,5 ч |
… |
с |
4 |
80 мм |
… |
м |
Задание №3
Школьник из дома отправился в Центр национальных культур купить билеты на концерт. На весь путь 3 км он затратил 25 минут. Найдите скорость с которой двигался школьник от дома до Центра национальных культур?
Задание № 4
Оленья упряжка, выезжая со стойбища, проедет до нашего поселка за 2 часа. С какой скоростью двигалась оленья упряжка, если расстояние равно 3600 м.
Приложение 2. Домашнее задание.
1. Отгадайте задания кроссворда:
По вертикали. |
|||||||||||||
1. Одна из основных характеристик движения. |
|||||||||||||
2. Прибор для измерения времени. |
|||||||||||||
3. Единица времени в системе СИ. |
|||||||||||||
4. Длина траектории. |
|||||||||||||
По горизонтали. |
|||||||||||||
3. Прибор для определения скорости. |
|||||||||||||
5. Линия, вдоль которой движется тело. |
|||||||||||||
6. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. |
Используемая литература:
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.- 112 с.
2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004
3. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
4. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
Интернет источники:
1. Коллекция ЦОР http://www.collection.school.ru
2. Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://class-fizika.narod.ru
3. Краткий справочник по физике http://www.physics.vir.ru
4. Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана http://www.physics-regelman.com
5. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
6. Сайт Тазовского района http://www.tasu.ru
7. Стихи о Ямале http://www.gublibrary.ru/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm#sha.ru
8. Музыкальный портал http://www.allmuz.org