План-схема урока по биологии для учащихся 5 класса «Роль бактерий в природе и жизни человека»
План - схема урока
по биологии для учащихся 5 класса
на основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: «Роль бактерий в природе и жизни человека».
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их разнообразии и роли в природе и жизни человека.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с различными группами бактерий, выявить их роль в природе и жизни человека, научиться работать с текстом учебника, формировать познавательные интерес и мотивацию на изучение роли бактерий.
Задачи урока:
Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Развивающая: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство и отличия различных групп бактерий.
Обучающая: изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, таблицы: «Многообразие бактерий», «Строение бактерий».
Ход урока.
Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока | ||||||||||||||||||
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: | На доске таблицы: «Многообразие бактерий», «Строение бактерий», На интерактивной доске стих. Учитель зачитывает стихотворение, и ставит задачу: прав ли поэт, и кто с ним может согласиться или опровергнуть его ? « Да будь я хоть Негром преклонных годов, Индейцем из западных прерий, Я руки вымыл только за то, Чтоб было поменьше бактерий». В.В.Салухов. Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. УУД Познавательные: обще учебные-выделение и формирование познавательных целей, поиск и выделение необходимой информации. Личностные: самоопределение. | ||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксирова ние индивидуального затрудне ния:
| Беседа по вопросам: - Какое строение имеет бактериальная клетка? -Чем отличается бактериальная клетка от растительной? - Какие бактерии называют сапрофитами, а какие -паразитами? - Как бактерии размножаются? -Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? (беседа происходит на основе использования таблиц и рисунков учебника). УУД Регулятивные: контроль знаний учащихся, умение планировать работу, коррекция и оценка знаний учащихся. | ||||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения.
| Учитель ставит проблемный вопрос: - Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете? Сегодня на уроке попытайтесь доказать, что человек без бактерий выжить не сможет. УУД Регулятивные: умение планировать работу, коррекция и оценка собственных знаний. Познавательные: моделирование и структурирование последующих знаний для получения новых знаний, умений осуществлять постановку и решение проблемы. | ||||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) | Учитель: На основе рисунка учебника ответьте, на какие группы делятся бактерии. Учащиеся рассматривают рисунки учебника и заполняют таблицу в рабочей тетради. УУД Коммуникативные: умение вести диалог и планировать сотрудничество. | ||||||||||||||||||
5.Реализация построения проекта | Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу. Таблица на доске и в рабочей тетради.
УУД Коммуникативные: управление поведением партнера. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Выбор критерий для сравнения признаков. | ||||||||||||||||||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Учитель дает задание, используя рисунки №31-36 ответьте на вопросы в конце параграфа( страница 63 )по алгоритму: 1.Осмыслить информацию. 2.Добыть информацию из рисунка, текста параграфа. 3Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4.Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ. УУД Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. | ||||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Тест. Взаимоконтроль. УУД Регулятивные: контроль знаний учащихся. | ||||||||||||||||||
8.Включение в систему заданий повторения
| Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? -В чем заключается планетарная роль бактерий? УУД Познавательные: умение осуществлять постановку и решение проблемы. Личностные: оценка личностного продвижения к цели. Регулятивные: контроль, коррекция. | ||||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Удалось ли вам справится с заданиями? Какое задание было наиболее сложным? Какую бы вы себе поставили оценку? Домашнее задание: параграф 12, напишите мини сочинение по темам: «Жизнь на Земле без бактерий», «Влияние бактерий на историю человечества», «Я- бактерия». УДД коммуникационные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |