План-схема урока по биологии для учащихся 5 класса «Роль бактерий в природе и жизни человека»

0
0
Материал опубликован 3 December 2015

План - схема урока

по биологии для учащихся 5 класса

на основе системно-деятельностного метода обучения

Тема урока: «Роль бактерий в природе и жизни человека».

Тип урока: урок развивающего контроля

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их разнообразии и роли в природе и жизни человека.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с различными группами бактерий, выявить их роль в природе и жизни человека, научиться работать с текстом учебника, формировать познавательные интерес и мотивацию на изучение роли бактерий.

Задачи урока:

Воспитывающая: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Развивающая: развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить сходство и отличия различных групп бактерий.
Обучающая: изучить значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности, сформировать знания о бактериях возбудителях болезней.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, таблицы: «Многообразие бактерий», «Строение бактерий».

Ход урока.

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

На доске таблицы: «Многообразие бактерий», «Строение бактерий»,

На интерактивной доске стих. Учитель зачитывает стихотворение, и ставит задачу: прав ли поэт, и кто с ним может согласиться или опровергнуть его ?

« Да будь я хоть

Негром преклонных годов,

Индейцем из западных прерий,

Я руки вымыл только за то,

Чтоб было поменьше бактерий».

В.В.Салухов.

Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос.

УУД Познавательные: обще учебные-выделение и формирование познавательных целей, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: самоопределение.

2.Актуализация знаний и фиксирова ние индивидуального затрудне ния:

 

Беседа по вопросам:

- Какое строение имеет бактериальная клетка?

-Чем отличается бактериальная клетка от растительной?

- Какие бактерии называют сапрофитами, а какие -паразитами?

- Как бактерии размножаются?

-Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

(беседа происходит на основе использования таблиц и рисунков учебника).

УУД Регулятивные: контроль знаний учащихся, умение планировать работу, коррекция и оценка знаний учащихся.

3.Выявление места и причины затруднения.

 

Учитель ставит проблемный вопрос:

- Чем можно объяснить широкое распространение бактерий на нашей планете?

Сегодня на уроке попытайтесь доказать, что человек без бактерий выжить не сможет.

УУД Регулятивные: умение планировать работу, коррекция и оценка собственных знаний.

Познавательные: моделирование и структурирование последующих знаний для получения новых знаний, умений осуществлять постановку и решение проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель: На основе рисунка учебника ответьте, на какие группы делятся бактерии.

Учащиеся рассматривают рисунки учебника и заполняют таблицу в рабочей тетради.

УУД Коммуникативные: умение вести диалог и планировать сотрудничество.

5.Реализация построения проекта

Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу.

Таблица на доске и в рабочей тетради.

Представители

Роль в природе

Роль в жизни человека

Способы защиты

   

Положительная

Отрицательная

 
         

УУД Коммуникативные: управление поведением партнера.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Выбор критерий для сравнения признаков.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Учитель дает задание, используя рисунки №31-36 ответьте на вопросы в конце параграфа( страница 63 )по алгоритму:

1.Осмыслить информацию.

2.Добыть информацию из рисунка, текста параграфа.

3Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

4.Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ.

УУД Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест. Взаимоконтроль.

УУД Регулятивные: контроль знаний учащихся.

8.Включение в систему заданий повторения

 

Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

-В чем заключается планетарная роль бактерий?

УУД Познавательные: умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Личностные: оценка личностного продвижения к цели.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Удалось ли вам справится с заданиями? Какое задание было наиболее сложным? Какую бы вы себе поставили оценку?

Домашнее задание: параграф 12, напишите мини сочинение по темам: «Жизнь на Земле без бактерий», «Влияние бактерий на историю человечества», «Я- бактерия».

УДД коммуникационные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.