12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Инна Владимировна16

Тема: «Цветок потенциалов»

Цель: Дать детям четкое представление о скрытых в них возможностях развития чувств, ума, физического и психологического здоровья личности

Задачи:

Научить относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять своё руководство.

Формировать стремление руководствоваться только добрыми чувствами.

3. Развивать групповую сплочённость, внимание, наблюдательность.

Ход занятия

1 Организационный момент:

а) вступительное слово педагога

- Ребята, я хочу предложить вам путешествие в мир своих возможностей. Туда, где находятся ваши способности, ваш ум, ваши чувства. Сегодня мы все лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других людей.

б) знакомство с « Цветком Потенциалов »

- Представьте себе, что каждый из вас – это чудесный цветок, а каждый из лепестков - это то, что очень важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка? Давайте посмотрим:

Моё отношение к себе

 

Моё отношение к окружающим

Моё тело

Мой ум

Мои чувства

Дети подходят к « Цветку» и читают вслух надписи.

2. Что же такое возможности и способности?

а) беседа о теле человека

- В центре цветка написано «Я». А остальные лепестки означают то, из чего моё «Я» состоит. И первый лепесток говорит нам о важности нашего тела.

Как вы думаете, что значит для человека тело, почему оно так важно для человека?

Педагог организует групповую дискуссию

Ответы детей: ( Без тела нет человека, тело – это жизнь, когда умирает тело, умирает и человек, человеку нужны руки, чтобы что – то делать, ноги, чтобы ходить, голова, чтобы думать, сердце, чтобы чувствовать и т. д.)

- О теле нужно заботиться, правильно за ним ухаживать, для того, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым. А что вы делаете для того, чтобы тело чувствовало себя хорошо?

б) беседа об уме человека:

- На втором лепестке написано « Мой ум».

Что значит для человека ум?

Ответы детей: ( Человек может думать, всё решать, читать, дать правильный совет, летать в космос, лечить людей, строить дома, все придумывать, спасать природу и т.д.)

- Да, недаром в пословице говорится, «Ум – всему голова».

А как вы понимаете эту пословицу? О чём она?

- Ум, ребята, зависит от человека. Человек развивает свой ум, учится, становится умнее. А это значит, что он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает и передать другим часть своего ума. И об уме также нужно заботиться, сохранять и развивать его. Иногда от ума могут быть и неприятности.

Послушайте одну негритянскую сказку про братца Кролика. http://fb.ru/article/238812/skazka-pro-lisa-i-brattsa-krolika-drugie-istorii-ot-dyadyushki-rimusa

Все существа, которые жили в лесу, думали о братце Кролике, как о ловком и умном. Но ему самому казалось, что лучше иметь больше ума. И тогда он отправился к своей тётушке Крольчихе, очень старой и мудрой, и попросил, чтобы она дала ему немного ума. Он сказал ей, что он самое слабое существо в лесу, и у него много врагов, которые могут поймать и убить его. Тётушка подумала и сказала: « Хорошо, я дам тебе ещё ума, но сначала ты должен сделать кое – что для меня. Я хочу, чтобы ты принёс мне белку с того дерева». Кролик ответил: «У меня нет большого ума, но я думаю, что смогу её поймать».Он взял большой мешок, привязал на шею два камня, натянул мешок на голову и сел под дерево. Затем он ударил камень о камень ,белка крикнула: «Привет!». Но кролик молчал и продолжал постукивать камнями, тогда белка спустилась ниже.

- Кто это? – спросила она.

- Дик большой мешок.

- Что ты здесь делаешь?

- Орехи колю.

- Давай колоть вместе.

- Конечно, спустись вниз, залезь в мешок.

Когда белка залезла в мешок, братец Кролик отнёс её к тётушке. Она похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить следующее поручение. Кролик выполнил ещё два задания, одно другого тяжелее и опаснее. Тётушка сказала:

- Нет, братец Кролик, я не дам тебе ещё ума. Ты не нуждаешься в большом уме, ты и так имеешь его больше, чем нужно. Если тебе дать ещё ума, ты станешь опасней для всех животных в лесу. И ещё добавила: « Жизнь даст тебе ещё много уроков, и ты действительно получишь ещё больше мудрости, если будешь изучать эти уроки хорошо».

в) обсуждение содержания сказки

- Итак, ребята, о чем эта сказка?

- Что можно сказать о братце Кролике?

- Почему тётушка Крольчиха не дала ему большого ума?

- Кто умнее тётушка Крольчиха или Кролик? Почему?

г) беседа о чувствах

А что вы знаете о чувствах?

Ответы детей: ( Чувства – это настроение, когда что – то чувствуешь, когда радостно, когда плохо, нет настроения, когда душа болит и т.д.)

- А где живут чувства? Найдите у себя место в теле, в котором, как вам кажется, живут чувства. ( В груди, в сердце).

- Да, получается так, что тело – наш дом и в нём живут наши способности. Ум живёт в голове, а чувства в сердце. Поэтому о чувствах так и говорят: «сердцем чувствую»

3. Релаксационная пауза.

а) Ребята, для того, чтобы заботиться о своих чувствах и своём здоровье, нужно научиться быть добрым. http://rusoundfm.ru/track/muzika-dlja-meditatsii-i-relaksatsii_chistoe-serdtse-i-dobrie-pomisli

- Посмотрите на доску: у вас есть « Сердце Доброты». Оно будет посылать нам тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься.

- А сейчас сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может поместиться. Вам очень приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в ваше сердце как можно больше добра. Соедините ладошки вместе и приложите к груди. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец тех, кто рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?

(Ответы детей)

б) Разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя в группе.

- Почему, чем больше доброты у человека, тем лучше?

- Как вы понимаете такую историю? Приходит как – то мальчик в аптеку и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, лекарство от жадности, да побольше».

Ответы детей: ( Доброты может быть очень много, а когда много жадности, для доброты места нет, такой человек всё хочет только для себя, ни с кем не делится, жадный всегда противный, злой, ему всего всегда мало).

4. Не чувства и желания правят человеком, а человек руководит ими.

а) Чтение сказки, беседа о жадности и добрых чувствах http://www.lawyercom.ru/article/2130-skazka-o-jadnom-imperatore-i-emotsionalnoy-sobstvennosti

- Жил на свете один богатый император, у которого всего было много. Много скота и пищевых запасов, много ковров, посуды, земель ,домов ,дворцов. У него были леса и поля, луга и реки. И даже высокие горы со снежными вершинами и стекающими с них водопадами. И ещё у него было много слуг. Много советников. И все его советники уже давно давали ему один мудрый совет: «Женись», - говорили они. «Пусть у тебя родятся дети, твои потомки, пусть жена твоя будет прекрасна и душой и телом и пусть она любит тебя. Ведь без любви нет на свете счастья».

Но богатый император на это отвечал им: « Я женюсь, когда буду владеть всем миром. Когда вокруг меня будет всё из золота. И всё это золото будет принадлежать мне.»

Долго ли ,коротко, но только один раз на охоте он чуть не наступил на маленькую голубую змейку. Таких змеек он никогда не видел, они не водились в его лесах. И он хотел уже раздавить её своим сапогом, но только змейка взмолилась и сказала человеческим голосом: « Не убивай меня, император. Я выполню любое твоё желание ». Усмехнулся император, не поверил змейке. Однако сказал: «Хорошо, я не убью тебя, но только сделай так, чтобы вокруг меня всё было из золота. «Хорошо»,- ответила змейка, отпусти меня, а там посмотришь, что будет».

Послушался император и отпустил змейку. Глядь, а у него в руках какая - то длинная тросточка появилась. Только коснулся он ею дерева – и дерево тут же стало золотым .Коснулся цветов – и цветы стали золотые. Коснулся слуг своих – и слуги стали золотыми. И всё, чего касался император своей тросточкой, становилось золотым – и птицы, и деревья, и всё живое и даже еда. Всё перестало двигаться и жить, издавать звуки и благоухать. Только блеск золота слепил глаза и кружил императору голову.

Но, наконец, он проголодался и кликнул слуг. Но никто не пришёл на его зов, никто не откликнулся. Тогда император, сам отправился на поиски своих людей и еды. Но ему встречались лишь застывшие золотые фигуры. Еда также застыла и превратилась в золото. Было тихо и мертво.

Закричал от ужаса император, стал умолять свою тросточку расколдовать всех и всё, и пусть будут живыми, пусть ходят и говорят. Не нужно ему столько золота. Вообще не нужно никакого золота. Самое лучшее золото – золото души, жизни, понял он.

Но, увы, никто ему не ответил. По-прежнему было тихо вокруг. И среди этого всего великолепия император умер от голода, жажды, одиночества и пустоты. В отчаянии и тоске провёл он свои последние часы.

б) групповое обсуждение сказки.

- Итак, ребята, о чём эта сказка? Понравился вам император? Он был счастлив? Чем он хотел владеть?

- Почему умер император? Почему нужно самому руководить своими чувствами? Почему руководить нами должны только добрые чувства?

- Как узнать, какие чувства добрые, а какие нет?

5 .Что же ещё хочет нам сказать «Цветок Потенциалов?

а) беседа об отношениях с другими людьми

Ответы детей: (хорошо, когда люди дружат, нужно другим помогать, навещать, когда болеет друг, нельзя обижать маленьких, драться, нужно уметь договариваться, нужно людей любить.)

- Да, отношения между людьми значат в нашей жизни много.

б) беседа о том, что я знаю о себе

(Высказывания детей)

- Каждый стремится узнать себя лучше. И это не так уж просто. Мы сейчас попробуем поиграть в игру: « Кто Я»

Педагог раздаёт каждому ребёнку зеркальце.

- Посмотрите в зеркальце и постарайтесь посмотреть на себя « чужими глазами» так, как будто вы художники, и вы собираетесь нарисовать того, кого видите в зеркале.

- Для того, чтобы « художнику» было понятнее, как человек выглядит, измените выражение лица. Пусть оно будет у вас и весёлым и грустным, и смелым, и смешным, можете состроить какую – либо гримасу: высунуть язык, или сделать серьёзный и умный вид. Посмотрите на себя внимательно. Нравится ли вам человек в зеркале? Что именно в нём вам нравится? Найдите свои привлекательные качества. Похвалите себя. Скажите сами себе, глядя в зеркало « Ох, какой же я хороший, на всём свете не найдёшь».

6. Итог

Закрепление результатов занятия, музыка, выразительные движения. /plus-music.org/оркестр+поля+мориа/


 

- А сейчас мы будем с вами двигаться по комнате свободно, как захочется.

Играет приятная музыка, педагог показывает движения, организует « ручеёк» и ведёт его.

- Двигаясь, вы ощущаете все свои возможности, свои чувства, свой ум, своё тело, и то, как вам хорошо среди людей.

- Мысленно обратитесь к своему уму и поблагодарите его, скажите ему, что вы будете помогать ему развиваться, и тогда он станет вам опорой в жизни.

А теперь мысленно ощутите своё тело, оно такое послушное и ему так нравится сейчас двигаться. Вы чувствуете, как оно благодарит вас, как ему важно, чтобы о нём заботились, чтобы были к нему внимательны. И вы ощущаете разные части тела, и они послушны вам, вы можете руководить своим телом, и это ему нравится.

- А теперь обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? И вы ими руководите, а не они вами.

И вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение, уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, весёлыми.

А теперь посмотрите вокруг, рассмотрите тех, кто рядом с вами здесь в этой комнате. Вы можете увидеть, как всем сейчас приятно, хорошо, какие все радостные, весёлые, довольные. Мысленно пожелайте всем добра, пошлите добрые мысли. Добрые чувства, добрые пожелания.

Опубликовано


Комментарии (1)

Садовая Наталья Анатольевна, 23.01.17 в 04:19 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал для работы с детьми с ОВЗ. Спасибо автору за предоставленный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.